Тысяча боевых вылетов

Ровно 20 лет назад, 15 февраля 1989 года, были выведены советские войска из Афганистана. За десять лет войны в Афганистане из города Рыбинска и Рыбинского района были призваны 626 человек, из них 88 офицеров. Более 110 человек были награждены боевыми медалями. ВИКТОР Борисович Груздев — один из немногих, кто вернулся с той войны с четырьмя боевыми орденами и тремя медалями.

Ровно 20 лет назад, 15 февраля 1989 года, были выведены советские войска из Афганистана. За десять лет войны в Афганистане из города Рыбинска и Рыбинского района были призваны 626 человек, из них 88 офицеров. Более 110 человек были награждены боевыми медалями.

ВИКТОР Борисович Груздев — один из немногих, кто вернулся с той войны с четырьмя боевыми орденами и тремя медалями.

Немногословный, скромный человек, он никогда не расстается со своей боевой подругой — женой Ириной Александровной, которая рука об руку с мужем переживала все тяготы того непростого времени. Важен для военного человека надежный тыл.

Познакомились Виктор и Ирина в родном для них Ярославле, жили в одном доме на Городском валу. В небо Виктор Борисович, как и многие тогда мальчишки, влюбился благодаря ДОСААФ. Затем экстерном окончил Сызранское высшее военное авиационное училище и в 1979 году по распределению попал на Дальний Восток. У супругов Груздевых в городе Благовещенске появилась на свет уже вторая дочь. Здесь Виктор Борисович прослужил чуть менее пяти лет, был командиром экипажа вертолета «Ми-8», а потом, когда пришла в часть новая техника — вертолеты «Ми-24», осваивал уже их.

Первую командировку в Афганистан в 1981 году на 45 суток Виктор Борисович запомнил на всю жизнь. Ощущение, оставшееся после первых вылетов:

— В воздухе крутятся около двадцати бортов, ничего не видно, не знаешь, что творится внизу. Главное — удержаться за хвост ведущего.

Конечно, это чувство со временем и опытом ушло. В личном деле Виктора Борисовича Груздева записано, что на его счету более одной тысячи боевых вылетов, а общий налет — четыре тысячи часов.

Виктор Борисович медаль «За отвагу» получил в середине 80-х годов. За что — рассказывает весьма немногословно:

— Тогда, в 1985 году, мы работали у стыка трех границ: Афганистана, Ирана, СССР. Надо было уничтожить базу душманов.

После нанесения ракетно-бомбового удара одна из управляемых ракет с моего борта не сошла. Как потом выяснилось, она была неисправна. При выполнении второго захода на боевой курс вертолет был прострелен из зенитного пулемета. Пуля прошла через половину кабины, пробила тягу продольного управления и попала в масляный агрегат левого двигателя. Его пришлось выключить.

Виктор Борисович принял решение садиться. Посадка на ограниченную площадку с высоты около тысячи метров оказалась тяжелой, вертолет приземлился недалеко от движущейся колонны наших войск. Машина была сохранена и на следующий день восстановлена инженерами. Когда инженеры сняли тягу продольного управления, она разломилась у них прямо в руках.

О своих подвигах Виктор Борисович не любит особо рассказывать, говорит, что боевые операции, в которых участвовал, — рутинная работа. Гораздо тяжелее было, когда теряли своих товарищей, с которыми вместе радовались жизни, служили душа в душу. Недалеко от города Кушка однажды погиб весь экипаж вертолета.

— Тогда должен был лететь я, — продолжает Виктор Борисович, — но был отправлен другой экипаж. И никто из них не вернулся на базу.

— Был еще случай, — включается в разговор Ирина Александровна, — когда Виктор Борисович раненого старшего лейтенанта забрал с афганской территории. Все время, пока летели, разговаривал с ним. До Хумлов он дотянул, а когда раненого перебросили в город Мары, он там скончался. Сильно тогда переживал Виктор.

Судьба раскидала однополчан Виктора Борисовича по всей необъятной матушке-России. После развала Советского Союза всех их, оставшихся в живых, постиг еще один удар: 17-й отдельный пограничный полк, в котором прошла их молодость и служба, был расформирован. Правда, два года назад в Москве праздновали 70-летие его основания. Не так давно и памятник погибшим однополчанам был перенесен из туркменского города Мары в город Йошкар-Олу.

Светлана БАКУНИНА.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page