«безмездные» труженики ярославской епархии

ДИНАСТИЯ СВЯЩЕННИКОВ РЖЕВСКИХ XVIII — НАЧАЛА XX ВВ. Поздней осенью 1787 года в селе Якимовском Ростовского уезда был освящен каменный двухэтажный храм во имя Рождества Христова — верхний холодный этаж и во имя святого Николая Чудотворца — нижний теплый этаж. Храм был построен на средства прихожан, и с их согласия в состав причта вошел дьякон Алексей Николаев, сын Ржевский, в августе этого же года окончивший курс Ярославской духовной семинарии.

ДИНАСТИЯ СВЯЩЕННИКОВ РЖЕВСКИХ XVIII — НАЧАЛА XX ВВ.

Поздней осенью 1787 года в селе Якимовском Ростовского уезда был освящен каменный двухэтажный храм во имя Рождества Христова — верхний холодный этаж и во имя святого Николая Чудотворца — нижний теплый этаж. Храм был построен на средства прихожан, и с их согласия в состав причта вошел дьякон Алексей Николаев, сын Ржевский, в августе этого же года окончивший курс Ярославской духовной семинарии.

БЫЛО ему чуть более 20 лет, и вскоре взял он замуж за себя местную крестьянскую дочь Евдокию Иванову. В 1798 году у них рождается сын Иван, в 1802-м — дочь Наталья, в 1810-м — сын Василий, в 1818-м — дочь Мария. В 1833 году Алексей умер. Но успел он построить в селе свой собственный дом, в котором, согласно архивным документам, в 1841 году проживала его вдова с двумя незамужними дочерьми. Ее сын и их брат Василий проживал в это время в доме, принадлежавшем Спасонагородской церкви в Ярославле (сейчас это дом N 16 по улице Революционной, перестроенный в советское время, включивший в себя стены здания, построенного в 1780-х годах для причта церкви Спаса-на-Городу). Его старший брат Иван служил священником при Петропавловском храме заштатного города Петровска Ростовского уезда и проживал там же, вероятно, в доме, принадлежавшем храму, с женой Евлампией, дочерью Серафимой, 1835 года рождения, и сыном Николаем, 1837 года рождения.

Алексей Ржевский имел все основания гордиться своими сыновьями, особенно Василием. Оба они, несмотря на разность в возрасте, в 1824-м поступили в Ярославскую духовную семинарию и окончили ее летом 1828 года. Но Иван по второму разряду, а Василий — по первому. В результате в этом же году Иван был определен на должность дьякона в Покровскую церковь села Ширинья Курбской волости, а Василий назначен учителем латинского языка в Ярославское духовное уездное училище. И немудрено — после семинарии он в совершенстве владел английским, немецким, французским, еврейским языками, а также философией, математикой и латынью. В течение шести лет, до 1835 года, Василий Алексеевич «безмездно» («без мзды», безвозмездно, то есть даром) исполнял обязанности помощника инспектора духовных училищ и лектора при профессоре богословия Ярославской духовной семинарии. 14 сентября 1835 года В. А. Ржевский производится в священники Спасонагородской церкви Ярославля, оставаясь одновременно преподавателем латыни в уездном духовном училище. К этому времени он был женат на ярославской мещанке Анне Евстафьевне, 1814 года рождения, но детей им Бог не дал, и умер Василий Алексеевич в декабре 1882 года бездетным, прослужив священником церкви Спаса-на-Городу 49 лет, как это написано на каменном его надгробии, стоящем и до сих пор в западной паперти церкви.

С 1854 по 1862 год в его квартире на Воскресенской (Революционной) улице вместе с ним живут племянники — Николай и Иван (1842 года рождения), дети его брата Ивана из Петровска, которые в эти годы обучались в Ярославской духовной семинарии. Иван после окончания курса поменял духовное поприще на светское (некоторое время служил писарем в канцелярии строительного отделения под руководством Л. Н. Трефолева), судьба Николая неизвестна.

В 1854 году В. А. Ржевский подает прошение об увольнении его от должности преподавателя духовного училища, так как прослужил он более 25 лет. По законам того времени прослуживший без нареканий преподаватель 10 и более лет мог выйти на пенсию с пожизненным сохранением 1/3 оклада, более 20 лет — с сохранением 2/3 оклада и более 25 лет — с пожизненной выплатой полного оклада. Оклад Василия Алексеевича составлял 130 рублей в год, плюс 200 рублей в год он получал с 1835 года за исполнение должности священника, поэтому ко дню своей смерти он накопил весьма значительную сумму. Вся она пошла на благотворительные цели. Наибольшую сумму — 5350 рублей — он завещал на благоустройство своей церкви, 300 рублей — на поминовение брата Ивана в Петропавловский собор города Петровска, 200 рублей — на поминовение родных в церковь села Якимовского, по 100 рублей почти во все монастыри Ярославля и Ростова. Но, думается, это не главная его заслуга перед церковью. После ухода из училища В. А. Ржевский с 1855 года до своей смерти безмездно исполнял обязанности духовника (исповедника) Спасопробоинского благочиния города Ярославля, в которое входили все церкви Земляного города (территория, ограниченная улицей Первомайской, Волжской и Которосльной набережными). То есть в течение 27 лет священники этих церквей, их жены и дети каждый год исповедовались перед Василием Алексеевичем. Поэтому не только за пожертвования, но прежде всего из уважения к личности Василия Алексеевича его тело в порядке исключения и было захоронено не на загородном кладбище, как обычно, а на западной паперти церкви Спаса-на-Городу.

В конце XVIII века в «Спасской что на площади» церкви города Ростова служил священник Иоанн Ржевский. Степень его родства с Алексеем из села Якимовского не установлена, но дети его тоже немало хорошего сделали для развития духовной жизни Ростова. Его старший сын Василий Иванович, 1798 года рождения, был рукоположен 6 марта 1821 года в священники «Рождественской что на Горицах» церкви Ростова после окончания Ярославской духовной семинарии. Церкви этой сейчас не существует. С 1831 по 1835 год он безмездно исполняет обязанности депутата присутственных мест города от духовенства, с 1835-го по 1850-й — благочинного над 16 ростовскими церквами, в 1862 году ему поручают благочиние над «заозерскими» церквами Ростовского уезда, но в этой последней безмездной должности он пробыл несколько месяцев и вынужден был оставить ее «за неудобством и затруднительностью надзора», как писал он в своем письме в духовную консисторию. Однако и за эти несколько месяцев он сумел отличиться рассудительностью и мудростью: летом 1862 года староста Богоявленской церкви села Угодичи Александр Артынов обратился с жалобой к В. И. Ржевскому на то, что причт церкви не выдает ему положенных по церковному уставу денег на закупку свечей для последующей их перепродажи прихожанам, что является одной из доходных статей церковного бюджета. В ответ на запрос В. И. Ржевского священник означенной церкви «рапортовал», что не выдает денег потому, что сомневается, не потратит ли староста их на свои личные нужды, и сомнения эти не лишены, мол, веских оснований. Василий Иванович разрешил эту ситуацию так: каждый должен делать свое дело, если причт обязан выделить деньги, значит, должен выдать, староста обязан купить свечи, значит, купит. Деньги были выделены, свечи куплены.

Исправлять различные должности Василию Ивановичу стало нелегко после того, как в 1852 году его единственный сын Николай, 1833 года рождения, уехал в Ярославль учиться в духовной семинарии, а других детей Бог ему не дал. В 1856 году умирает его жена, в 1859-м — его младший брат Петр, священник Стефановской церкви города Ростова (сейчас она не сохранилась). Все свои сбережения Петр оставляет сыну Николаю, который в это время учится в Ярославской духовной семинарии, но когда он ее оканчивает и куда распределяется, неизвестно, известно лишь, что в родной город Ростов Николай Петрович не возвращается.

В 1860 году умирает самый младший, последний в семье, брат Василия Ржевского Михаил. Он унаследовал место своего отца и около 30 лет служил священником в «Спасской на площади» церкви Ростова. Перед смертью он завещал 2300 рублей на строительство придела к церкви во имя Михаила Архангела и богатую икону в него. Придел был построен и существует до сих пор. Также икону Михаила Архангела, но поскромнее, он завещал своему племяннику Николаю, сыну Василия Ивановича.

Николай, окончивший летом 1856 года Ярославскую духовную семинарию, вернулся в отцовский дом и три года «служил отцу утешением в его скорбях» по умершей его жене и матери Николая. Официально его времяпровождение называлось «жил на иждивении отца». В 1859-м он посвящается в сан священника Стефановской церкви на место своего умершего дяди Петра и служит в ней до апреля 1877 года. При этом он безмездно исполняет должности духовника тюремного замка города Ростова и законоучителя младших чинов 6-й роты 35-й артиллерийской бригады, расквартированной в бывшем Конюшенном дворе Ростова (в полуразрушенном виде сохранился до сих пор).

Интересен небольшой эпизод из его жизни в это время: в 1875 году на территории своей церкви он обнаружил вросшее в землю белокаменное надгробие, из надписи на котором он узнал, что под ним находится захоронение некоего крестьянина Якова с его малолетним сыном. С помощью метрических книг, хранящихся в церкви, и ярославских краеведов было установлено, что под надгробием лежит родона чальник знаменитых в XVIII — XIX веках купцов Яковлевых, владельцев Гаврилов-Ямской мануфактуры и совладельцев Большой Ярославской мануфактуры.

В апреле 1877 года, после смерти отца, Николай Васильевич согласно его личному прошению переводится на место священника в Никитскую церковь Ярославля. В 1880-м он был включен в комиссию по строительству здания епархиального Ионафановского духовного женского училища (сейчас это главный корпус педуниверситета), а по окончании его постройки исполнял безмездно должность делопроизводителя училища.

В Ярославль он приехал с женой Елизаветой Николаевной и двумя сыновьями: Василием, 1860 года рождения, и Дмитрием, 1863 года рождения. Дмитрий пошел по стопам отца — окончил духовную семинарию, получил место священника в Даниловском или Любимском уезде и был расстрелян большевиками при подавлении восстания «зеленых» в 1918 году. Василий избрал светскую карьеру — служил чиновником почтово-телеграфного ведомства, занял достойное место в городе и при советской власти, оставил потомство, благодаря живому интересу которого к истории своих предков мы и имеем вышепредставленный материал.

Николай же Васильевич оставил и «материальный» след в нашем городе — в 1900-х годах он покупает собственный дом на Любимской (сейчас Чайковского) улице, который переходит после 1907 года в собственность его сына Василия и в котором в 1912 — 1914 годах снимал комнату белорусский поэт Максим Богданович. Дом сохранился, сейчас там музей М. Богдановича и центр белорусской культуры в Ярославле.

Дмитрий ГОРШКОВ, 15 сентября 2005 г.

От редакции. Вчера мы опубликовали первую статью известного ярославского историка и краеведа дмитрия николаевича горшкова. а сегодня печатаем второй его материал, принесенный им в редакцию «ЗК» незадолго до внезапной кончины.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page