Региональный парламент

В феврале 2009 года исполняется 15 лет Ярославской областной думе. По человеческим меркам, подростковый возраст. Однако за эти три пятилетия высший законодательный орган Ярославской области сумел пройти непростой путь своего становления. Сколько видных, уважаемых людей, профессионалов своего дела за эти 15 лет работали в думе, сколько законов было принято, сколько горячих споров и дискуссий разгоралось на думских сессиях.

В феврале 2009 года исполняется 15 лет Ярославской областной думе. По человеческим меркам, подростковый возраст. Однако за эти три пятилетия высший законодательный орган Ярославской области сумел пройти непростой путь своего становления.

Сколько видных, уважаемых людей, профессионалов своего дела за эти 15 лет работали в думе, сколько законов было принято, сколько горячих споров и дискуссий разгоралось на думских сессиях. Умение найти взаимоприемлемый компромисс, направив усилия на достижение единой цели, и одновременно довольно жестко спросить с исполнительной власти — эти черты, пожалуй, всегда были присущи Ярославской областной думе. О том, как изменилось за минувшие 15 лет законодательное собрание, что характерно для нынешней думы, какие задачи стоят перед ней, рассказал читателям газеты председатель Ярославской областной думы Виктор Викторович Рогоцкий.

— Виктор Викторович, вы не новичок в региональном парламенте, работаете там уже третий созыв. Наверное, вам есть что вспомнить и с чем сравнить, в чем отличие думы нынешней и дум прошлых созывов?

— Казалось бы, 15 лет — немного. Но за 15 лет страна прожила такой насыщенный отрезок времени. Эти годы и в стране, и в нашем регионе были бурными, сложными. Думаю, минувшие 15 лет — это скорее срок становления законодательного органа.

Каждая дума имеет свои особенности, связанные с политической обстановкой на том или ином этапе развития страны. Она является срезом общества на определенный момент времени. Если мы вспомним первые думы, 1-го и 2-го созывов, в те годы новая Россия только зарождалась, и естественно, что после несвободы пришла полная свобода. Пришло опьянение свободой, люди стали глотать этот воздух, и, естественно, у кого-то закружилась голова. Стали ломать всю государственную машину, которая была создана за многие годы. А потом вспомнили, что надо было рихтовать институт государственного устройства, а не разрушать его, в том числе и те органы управления, контроля, развития, которые формировали лицо страны, ее экономику, промышленность, науку, искусство. Это было характерно для первых лет становления парламентаризма. Ряд партий (где они сейчас?) в то время зарабатывали хорошие очки на всеобщей критике власти и отрицании.

Когда закон позволял, в думе 3-го созыва было много глав муниципальных образований. И поэтому дума была очень профессиональной, депутаты принимали законы, которые касались местного самоуправления, местных бюджетов. Работал депутатский корпус качественно, потому что люди пришли профессионально подготовленные, знание предмета было хорошее.

Что наиболее яркое запомнилось вам за эти годы?

— Много чего было. Я помню, мне пришлось предпринимать немалые усилия при обсуждении закона о назначении губернаторов. Было рекомендовано не избирать глав регионов, а наделять полномочиями предложенную президентом кандидатуру на заседании регионального законодательного органа. Была мощная дискуссия в думе, надо было убедить депутатов, что это не шаг назад, а шаг вперед. Колоссально сложно оказалось доказать думе, что надо поддержать инициативу президента. Много пришлось работать над дисциплиной. Я руководил комиссией по депутатской деятельности и регламенту, и были моменты, когда срывались заседания не только комиссий, но даже думы из-за отсутствия кворума. Велась длительная работа с депутатским корпусом, чтобы убедить депутатов в том, что одна из главных их задач — присутствовать на заседаниях и участвовать в работе, в разработке и принятии законов. Для этого народ и избирал депутатов.

Был ряд сложных моментов, связанных со спортом, развитием инвестиционных направлений, которые требовали участия бюджетных средств. Вопрос со строительством «Арены-2000» жестко дебатировался, многие тогда выступали против. Пришлось поддерживать администрацию. Со временем стало понятно, насколько это было правильное решение. Ледовый дворец — это украшение города, куда приезжают даже из соседних областей. Демино — это тоже праздник и для ярославцев, и для жителей близлежащих областей. Теперь там и Кубок мира по лыжам проводится, и школьники занимаются, и студенты, и взрослые ездят отдыхать. Надо развивать исконно русские виды спорта. Обидно проигрывать итальянцам, у которых и снега почти не бывает. Успехи в спорте — это честь, это значимость страны, это важно для ее мирового престижа.

— А что, на ваш взгляд, можно сказать о нынешней думе?

— Дума 5-го созыва более однородная, там превалирует партия «Единая Россия», которая имеет абсолютное большинство мест. Однако работать ей приходится в очень сложной из-за кризиса ситуации. В такой обстановке ни одна дума не работала. Когда было хорошо в государстве, все стабильно развивалось, шло к удвоению ВВП, народ оказывал огромное доверие «ЕР», партии, которая и говорит, и делает.

Сейчас мы попали в глобальный кризис, мировой кризис, который захлестнул все страны. И часть людей (не без участия лидеров ряда партий) забывает, что удалось сделать в государстве до кризиса. А это и повышение качества жизни, и рост реального уровня заработной платы, и социальные улучшения. Все четко понимали, что этот курс, которым движемся, правильный. Все мероприятия, которые проводились до этого кризиса, были направлены на улучшение качества жизни: и национальные проекты, и программы развития. Жизнь вроде бы и налаживалась. Стоило кризису показать свои зубы, стали забывать, что полезного было сделано немало. А ведь трудности эти временные, уйдет кризис — и начнется мощное развитие страны.

— Виктор Викторович, дума 4-го созыва формировалась по смешанному принципу, выборы проводились и по одномандатным округам, и по партийным спискам. Сейчас идут дебаты, что лучше. А как на ваш взгляд?

— На думе 3-го созыва мы приняли закон, согласно которому выборы проводятся и по одномандатным округам, и по партспискам. Какой принцип лучше, и во всем мире не решено до конца. Многие говорят: человек должен соревновательно, в конкурентной борьбе завоевывать голоса избирателей. С другой стороны, обычно за одним человеком ничего не стоит, порой, кроме замечательных лозунгов, он ничего не может предложить. У партий есть программа, порядок действия, цели, сроки. Партия — это уже сила. И особенно партия, которая приходит к власти. Народу легче спросить с партии, выполнила она программу или нет, а не с отдельного кандидата. Выдвижение депутатов от партии для современного развития российского общества, на мой взгляд, наиболее правильно.

— Виктор Викторович, за «Единой Россией» в Ярославской думе большинство. Однако существует, пусть и малочисленная, но активная оппозиция. Это подстегивает в работе?

— Конечно, подстегивает. В думе 4-го созыва я был руководителем фракции «Единая Россия», но я работал с другими фракциями, находили общие точки соприкосновения, принимали взаимоприемлемые решения, по принципиальным вопросам набирали необходимые для принятия решения голоса. Это была борьба, основанная на компромиссах, нормальная, соревновательная. Сейчас в «Единой России» 38 человек, но даже в такой крупной фракции люди очень самостоятельные. Это нормально. Есть либеральное, консервативное, аграрное крыло. Дискуссии идут. В нашем парламенте представлены все политические партии, все срезы общества, это хорошо. Безусловно, это помогает. У каждой партии свои задачи, цели, программы, они должны проводить их. А мы можем благодаря столкновению мнений правильно оценивать и корректировать наши действия с учетом настроений другой части электората.

— Вы были рядовым депутатом, руководителем комиссии, а в нынешней думе занимаете самый высокий пост — спикера. Ранее вы командовали областной энергетикой, жизнеобеспечивающей отраслью. Что сложнее?

— Мне пришлось руководить отраслью энергетики тоже в переходный период, когда готовилось, а затем проводилось ее реформирование. Кто прошел через горнило этой реформы, он, наверное, может возглавлять и Ярославскую областную думу.

Тогда была эпоха перемен в энергетике. Сейчас эпоха перемен, связанная с мировым кризисом. Работать надо четко, слаженно, быстро. На раскачку времени нет. Если раньше было можно отложить закон, подумать, то настоящее время требует немедленных, оперативных решений. Надо помогать конкретному человеку, чтобы не нарушить, выполнить социальные гарантии.

Раньше у меня были тысячи человек в подчинении, сейчас формально — аппарат думы. Но объем и значимость работы велики. Опыт, приобретенный ранее в руководстве многотысячным коллективом, вне сомнения, помогает в работе в этот сложный период.

— Какие задачи стоят перед региональным парламентом на данном этапе? Что требует от областных депутатов время?

— Задач очень много, трудно выделить какую-то одну, все они взаимосвязаны. В этих сложных условиях важно, чтобы решения думы были направлены на конкретного человека. Нам нельзя допустить снижения социальных гарантий, которые имеют люди. Надо корректировать, вносить изменения в бюджет очень срочно. Нельзя посидеть-подумать, как в былые годы. Реагировать приходится очень быстро и оперативно. В этом году наша работа будет направлена на то, чтобы законодательно гарантировать ярославцам, незащищенным слоям населения, неухудшение их жизненного уровня. Это будет нелегко. Здесь важно умение думы качественно работать в этот сложный период, когда решения надо принимать именно сегодня, именно сейчас. Хотелось бы пройти этот сложный этап в жизни страны с наименьшими потерями для людей. А задача власти в этот период — по максимуму защитить людей от этих негативных последствий.

И здесь главное — работать конструктивно с правительством области. Мы видим, как много оно делает для стабилизации обстановки в области. И в этом дума будет поддерживать правительство, работая совместно над решением как локальных, так и перспективных вопросов.

Региональный парламент — это место для разработки законов, для законотворческой деятельности. Одна из главных и основных задач депутатов — генерировать идеи развития, которые могли быть распространены на общероссийский уровень. Высший пилотаж для депутата — когда он разработал закон, провел через думские комиссии и довел его до подписи президента. К сожалению, здесь мы пока отстаем. Некоторые из законодательных органов сумели провести один-два закона, наши соседи из Тверской области — семь. У нас ноль. Так что есть над чем работать.

Беседовала Ирина КОПЕНКИНА.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page