Жена бегает, а муж ее тренирует

С мастером спорта международного класса по лыжным гонкам Татьяной Ямбаевой мы встретились в высшей школе спортивного мастерства, когда она была проездом в Ярославле. В наш город она прибыла вместе со своим бессменным тренером, а по совместительству мужем Андреем Александровичем Капустиным. Достижений у Татьяны в ее 28 лет немало. В 2009 году она заняла первое место на дистанции 10 километров на чемпионате России в Рыбинске.

С мастером спорта международного класса по лыжным гонкам Татьяной Ямбаевой мы встретились в высшей школе спортивного мастерства, когда она была проездом в Ярославле. В наш город она прибыла вместе со своим бессменным тренером, а по совместительству мужем Андреем Александровичем Капустиным.

Достижений у Татьяны в ее 28 лет немало. В 2009 году она заняла первое место на дистанции 10 километров на чемпионате России в Рыбинске. Является обладательницей кубка России 2008 года, кубка мира по марафонам FIS 2008 года, чемпионкой мира по лыжероллерам 2007 года. По итогам 2007 года заняла 3-е место в общероссийском рейтинге в дистанционных гонках.

Сейчас Татьяна параллельно выступает за Ярославскую и Московскую области.

— Татьяна, недавно вы вернулись с чемпионата мира в Чехии. Довольны результатами?

— Честно говоря, не очень. В Либерцах я выступала в двух гонках, заняла 19-е и 33-е места. Самочувствие было хорошее, лыжи ехали здорово. Только ноги подвели — их постоянно сводило. Поэтому часто повороты приходилось проходить по широкому радиусу, потому что ноги не держат и из лыжни выдавливает. Первые дни на улице было плюс 6 — лыжня разбитая, каша, поэтому я и скорость теряла, и силы, и дистанция больше получалась.

— Почему же так вышло?

— Может быть, из-за Цахкадзора. Это город такой в Армении, где я была до этого на сборах две недели. Трассы там в плохом состоянии, и город находится на возвышенности. Произошло сгущение крови. Тяжесть в ногах постоянно ощущалась, приходилось идти пешком. На спусках отставала, хотя лыжи здорово ехали. Все силы тратишь на то, чтобы отобраться в сборную. Эмоций не остается.

— Татьяна, как вы попали в большой спорт?

— Я родилась в Респуб-лике Марий Эл. До 16 лет прожила в Ульяновской области, в поселке Мирный. Родители — простые люди, рабочие, со спортом никак не связаны. Вот у него (кивает на мужа) вся семья — лыжники: папа, мама — мастера спорта, старшая, младшая сестры, племянник.

— Лыжами вы стали заниматься довольно поздно, в 15 лет, а в 18 уже стали мастером спорта.

— Да, обычно это происходит лет с девяти. Но в школе такой возможности не было. Вы, наверное, помните — эти лыжи на резиночке, валенки. Я играла в баскетбол. Еще меня в легкую атлетику заманивали. Говорили, есть данные.

— С чего же все началось?

— С районных соревнований по кроссу, которые я выиграла. Там меня и заметил Андрей Александрович. Он тогда отобрал человек 30 со школы. Позже, переехав в Тольятти, взял с собой троих, самых перспективных. Потом осталась одна я.

— Не тяжело было расставаться с родными?

— Что вы! Хотелось побыстрей из дома сбежать. Нет, с родителями и младшим братом у меня были доверительные отношения. Просто хотела пожить самостоятельно.

— Первое ваше достижение?

— Это был 2000 год, летний чемпионат России по лыжероллерам. Я была четвертая в спринте.

— А международный марафон?

— Италия, Ливиния. Я тогда пришла 42-й. Боялась жутко. У меня была очень серьезная соперница Хильда Педерcон. Она норвежка, ей было 43 года.

Андрей:

— Татьяна с первого метра захватила лидерство. Потом Хильда жаловалась, что у нее живот схватило. Как бы не так! На Тане тогда был рюкзак 3,5 килограмма весом. В нем песок мокрый.

— Вы всегда свою жену так нагружаете?

— Это не я! Есть норма. Бывает, дело доходит до пяти. При Танюшином весе 53 килограмма.

— Два года жизни у вас были связаны с Рыбинском.

— Печальных года, я бы сказал. В 2003 году в Рыбинске открылся клуб «Сатурн». Туда набирали сильных лыжников, чтобы в перспективе создать молодую команду. Нам наобещали золотые горы, дали однокомнатную квартиру. В 2005-м клуб распался. Нас выкинули в никуда, жилье отобрали. А мы на тот момент мечтали о ребенке. Аргумент был простой, мол, Татьяна как спортсменка не состоялась. Чушь! Она на тот момент была призером кубка России, стабильно находилась в первой десятке рейтинга.

— Начались лихорадочные поиски клуба?

— Да. Ситуация была безвыходной. Хорошо, нас приютил председатель Федерации лыжного спорта Ярославской области Виктор Попов, год прожили у него. Потом я устроился тренером в ШВСМ, а Татьяна — инструктором. Зарплата — 4000. Я звонил во многие клубы — везде получал отказ. Мы были неугодными людьми. У Тани начались проблемы со спиной, болезни. К счастью, откликнулся центр подготовки сборных команд в Химках, и мы перешли на параллельный зачет. Кстати, на кубок мира в Демино в январе 2009 года нас тоже не пригласили, хотя Татьяна проходила по очкам. Делайте выводы.

— Содержание спортсмена обходится в копеечку.

— Мы путешествуем на автомобиле даже за границу. Так дешевле. Два года назад приобрели «Фольксваген». Расходы — 2 миллиона в год. Сюда входят питание, проживание, переезды. Основное бремя лежит на Москве.

— Наша российская беда — отсутствие нормальных баз.

— Согласен. То же «Демино» например. Цены почти как в Европе, а сервис пока отстает. Взять хотя бы лыжные трассы. В Европе от 40 до 100 километров трасс ежедневно подготовлено. 40 километров освещено в вечернее время. В России об этом приходится только мечтать.

— А экипировка?

— Тут нам помог русский лыжник, в данный момент живущий в Австрии. Он сам неоднократно сталкивался с несправедливостью и все понимает. Лыжи тоже зарубежные, одной известной фирмы. Опять же мази. Одна баночка порошка стоит 75 — 100 евро. Хватает на 4 — 5 пар лыж.

— А сколько их всего?

— 40. В данный момент я подготовил 12 пар. Это Тане на 8 Марта подарок (улыбается).

— А если серьезно, что обычно дарите?

— Все банально, цветы. Таня любит полевые, ромашки.

Татьяна:

— Понимаете, нам не до сантиментов, сплошные тренировки. По снегу до 100 километров в день накатываешь. В соревновательный период — 40. До 1000 — 1200 километров в месяц получается. 8,5 тысячи в год.

— Не многовато?

— Был такой хороший тренер из Татарстана Сафин. Он всегда говорил: «Пока вокруг Земли не обежишь — хорошего результата не покажешь».

— Но результаты результатами, а об отдыхе тоже приходится думать.

— У нас отдых обычно выпадает на конец апреля — начало мая. Основное время уходит на лечение. Иногда выбираемся к родителям. Пару раз отдыхали в Турции. Но мне лично север милее.

— А хобби?

— Много читаю. Вышиваю крестиком для успокоения нервов. Этим у нас все девчонки-спортсменки балуются. Очень люблю вышивать животных, особенно волков. Еще мы с Андреем горы любим фотографировать — в Италии, Австрии. Мама часто смеется: «Как вы их различаете, они же все одинаковые!»

— Андрей, вы все время вместе. И так 13 лет. Рабочие отношения не помеха личным? Да и разница в возрасте наверняка мешает.

— Ну, отношения мы оформили два года назад. А возраст не помеха. Таня всегда была очень ответственной, как и я, и рассудительной. Мы почти не конфликтуем.

— Какие планы на окончание сезона?

— В планах Сыктывкар, чемпионат России. Все зависит от денег.

— А как планируете готовиться на следующий год?

— Если возьмут, то буду готовиться со сборной, если нет — то ездить сама.

Анастасия СОЛОВЬЕВА.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page