Молоко деревня покупает в магазине

Не так давно довелось быть свидетелем разговора в деревенском магазине. Был молочный день, когда привозят в Юркино молочную продукцию. Молоко разобрали быстро, оставалось несколько пакетов, а в очереди еще были желающие. «ВЕДЬ надо же: в деревне живем, а молоко из Ярославля покупаем в магазине», — начала одна из женщин. Разговор поддержали: о коровах, о том, что мало кто в деревне нынче хочет держать свое хозяйство, не только коров, но и козу, поросенка, даже кур.

Не так давно довелось быть свидетелем разговора в деревенском магазине. Был молочный день, когда привозят в Юркино молочную продукцию. Молоко разобрали быстро, оставалось несколько пакетов, а в очереди еще были желающие.

«ВЕДЬ надо же: в деревне живем, а молоко из Ярославля покупаем в магазине», — начала одна из женщин. Разговор поддержали: о коровах, о том, что мало кто в деревне нынче хочет держать свое хозяйство, не только коров, но и козу, поросенка, даже кур. Помнят жители Юркина не столь давние другие времена: в поселковой части дома-двухэтажки, за ними лепятся сараюшки, и почти каждая семья держала в этих сараюшках какую-нибудь живность.

Одно только поселковое стадо коров набирало в конце 1980-х около 80 голов, и в деревне в каждом дворе по 1 — 2 коровы, телята, поросята. Сенокосов всем не хватало, выделяли участки за 5 — 7 километров, в лесу полянки. А сейчас заросли бывшие картофельные усадьбы, луга даже у самой деревни не выкашиваются, не нужны стали.

«А я бы держала и сейчас корову, — раздался один голос, — если бы…» Этих «если бы» набралось немало. Прежде всего растущая дороговизна содержания животных — корма, найм техники, чтобы убрать и скосить сено, вспахать усадьбу под картошку и т. п., невозможность продать излишки продукции. Вспомним, как в былые времена сдавали государству лекарственные травы, ягоды и грибы. Давно забыло о них государство, и частник не добирается до села, хоть есть в Юркине и дальше хорошая асфальтированная дорога из райцентра. А если и появится какой закупщик, то цены просто унизительно низкие: летом приезжала машина от Яковцевского молокозавода, принимали молоко у населения по 6 рублей за литр (вы сравните с магазинной ценой), по весне частник картошку скупал хорошего качества по 5 рублей за килограмм, а в магазине лежала картошка по 13 — 15 рублей и больше.

Есть в Юркине крепкое крестьянское хозяйство Виктора Пономарева. Лет 20 назад, когда начались в стране экономические реформы и проблемы с продовольствием, семья вернулась из Углича в деревню, в свой родовой дом. Отремонтировали дом и хозяйственные постройки и стали жить своим подсобным хозяйством, почти не завися от государственной политики. Выращивали и держали всего в таком количестве, чтобы обеспечивать свою семью и родственников сельхозпродукцией. У Виктора отношение к нелегкому сельскому труду творческое, с душой, а не как к тягостной обязанности. Добрые руки приложены ко всему на подворье, каждая дощечка ладно пригнана, в хлеву у коров чистота, как в горнице. С большой фермой справлялись своими семейными силами да маленьким трактором, которым пахали, косили, убирали сено и урожай. Но даже такой хозяин от Бога, как Виктор Пономарев, сократил поголовье домашней скотины до одной коровы: держать животных при нынешних условиях, особенно выкармливать поросят, не просто невыгодно, но убыточно.

А в 2008 году в Юркине осталось только деревенское стадо — 7 голов плюс 3 теленка (!), в поселковой части сохранились коровы только у двух хозяев.

Виктория НЕСТЕРЕНКО, Борисоглебский район.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page