Извозчики поневоле

В приснопамятное советское время считалось, что из всех рабочих профессий одна из самых высокооплачиваемых — это профессия таксиста, да и работа, что называется, не пыльная. Мой сосед, слесарь-универсал, работавший на одном из богатейших заводов, на участке, выпускавшем продукцию на экспорт, и получавший чуть ли не профессорскую зарплату, перешел в таксопарк, когда появилась потребность приобрести кооперативную квартиру. И квартиру приобрел, и на хлеб с маслом, да и с икоркой, хватало.

В приснопамятное советское время считалось, что из всех рабочих профессий одна из самых высокооплачиваемых — это профессия таксиста, да и работа, что называется, не пыльная. Мой сосед, слесарь-универсал, работавший на одном из богатейших заводов, на участке, выпускавшем продукцию на экспорт, и получавший чуть ли не профессорскую зарплату, перешел в таксопарк, когда появилась потребность приобрести кооперативную квартиру. И квартиру приобрел, и на хлеб с маслом, да и с икоркой, хватало. Так что на завод он возвращаться не захотел. И крутил баранку машины с шашечками до самой пенсии.

НАДО заметить, что тогда в таксопарк водителей отбирали со всей строгостью — чтоб водительский стаж был, чтоб не имелось замечаний от ГАИ, вредных привычек, судимостей и т. п. Легче в отряд космонавтов попасть! Да и то, будь ты хоть семи пядей во лбу и с крылышками за спиной, тебе придется с полгода, а то и поболе, на какой-нибудь развалюхе поездить и зарекомендовать себя, прежде чем пересядешь на приличный «мотор»…

Ярославский таксомоторный парк в конце 80-х годов насчитывал около трехсот машин. Учитывая, что работа была круглосуточной, нетрудно прикинуть, сколько машин обслуживало ярославцев за смену. Особый напряг был в предпраздничные и выходные дни. Вызвать такси и быстро получить услугу — полная безнадега, легче было поболтаться на стоянке в очереди, и то быстро уехать не всегда удавалось. А если ты живешь у черта на куличках, то и таксист может заартачиться. И запросить оплатить двойной тариф — «в оба конца». Так что извозчики были нарасхват и заработать им удавалось и государству, и себе на карман.

Другое дело — наше время. Государственный таксопарк еще в начале 90-х приказал долго жить. Сегодня в городе действует около 200 таксофирм, не считая частников-одиночек. К услугам пассажиров почти 5 тысяч машин с шашечками. И вызвать такси нет проблем. Если раньше разрешалось вызывать такси только с городского телефона с указанием его принадлежности, то теперь с любого мобильника и хоть из Пошехонья. Только денежки плати!

И денежки немалые. От проспекта Ленина до Красной площади меньше чем за сотню не поедут. Ночью такса возрастает вдвое. А если брать машину на стоянке — есть такие хитрые местечки, как на Красной площади, например, на Богоявленской площади или возле вокзала Ярославль-Главный, так и за две сотни не всегда договоришься. Но так весело и вольготно таксисты жили до начала зимы. Кризис тогда только проклюнулся.

К весне ситуация резко поменялась. На остановке, откуда я езжу на работу, по три-четыре машины стоят в ожидании пассажиров, чего раньше никогда не было. У торгового центра «Космос-3» таксисты чуть не в ножки кидаются к людям, вышедшим из магазина с поклажей.

… КАТАСТРОФИЧЕСКИ опаздываю на работу. На остановке толпа. Переполненный автобус еле втиснул двух человек. Маршрутки с визгом проносятся мимо — сажать пассажиров некуда. К стоящим гуськом трем машинам с шашечками и одной — самой последней — без них все равно никто не подходит. Стрелки часов неумолимо приближаются к девяти. Обреченно, зная, что придется заплатить минимум 150 рублей и пожертвовать обедом, отхожу подальше от остановки и начинаю голосовать. Попытка явно с негодными средствами — ноги у меня не от ушей и талию долго придется искать, проезжающие авто даже не тормозят.

Наконец у стоящих на остановке машин — едва заметное движение, подъезжает почему-то последняя. Неуверенно спрашиваю:

— До центра добросите?

— Сколько денег?

— Ну… — я соображаю туго, хочется как можно меньше, но боюсь, открывшаяся дверца авто брезгливо захлопнется, если назову слишком маленькую цифру.

— Рублей 80 дадите?

Поспешно сажусь в машину — как бы водитель не передумал. И тут же завожу разговор на тему «чего стоим, кого ждем». Водитель охотно объясняет, что пассажиры ехать не хотят, деньги экономят, приходится снижать цену. И тут же добавляет, что он местный и раньше один только и стоял на остановке — пассажиры всегда находились. Теперь конкуренты появились. Правда, он всегда в приоритете, так как раньше всех место забил. Да и не конкуренты они вовсе, потому что «цену заламывают», а он-то знает, что до Красной площади отсюда «красная цена — 80 рублей».

Андрей, так представился мой случайный спаситель от опоздания на работу, извозчиком работает нелегально, постоянные клиенты звонят ему на мобильный. За проезд до центра он берет 80 — 100 рублей, если дальше или очень рано утром — такса другая. Кризис — клиентов мало! Но лучше сделать больше ездок, чем стоять и выжидать богатого пассажира.

Вот сегодня он проснулся в половине пятого утра, разбудили знакомые — надо было на вокзале встретить их родню. Таксисты, что тусуются на официальной стоянке, запросили с них 750 рублей — туда и обратно плюс ожидание. И Андрей, конечно, не прочь заработать такие деньги, но он не нахал, считает, что это уж слишком — взял 250 рублей за поездку. Вполне нормально. Ведь затраты на бензин составляют не больше 15 — 20 процентов от цены за километры.

Вообще-то я такси пользуюсь нередко. Не составило большого труда познакомиться и с одним из «конкурентов» Андрея — Сережей, который по примеру Андрея тоже сбавил цену, и клиент, что называется, пошел. Сережа в отличие от коллеги работает и по вечерам, не выезжает только ночью — не хочет рисковать. Особенно после того, как в вечерний час к нему сели двое наркоманов, объездил с ними пол-Ярославля, «то туда заедем, то сюда, то в аптеку», потом ширяться начали, а потом вышли у «Флагмана» якобы деньги снять с банкомата и были таковы — ушли, не заплатив.

— Я их и разыскивать не стал. Раньше надо было догадаться! Теперь присматриваюсь к пассажирам. Если замечу что подозрительное — не сажаю.

С ТАКСИСТОМ одной зарегистрированной по всем правилам фирмы, Димой, я познакомилась случайно. На той же остановке. Он живет рядом. Только что выехал на работу и, чтобы не гнать машину до центра порожняком, довез меня за полцены. Он тоже долго тусовался на нашей остановке. Надеялся, что будет заказ где-то поблизости — но не случилось. В центре заказов больше.

У Димы все как положено: шашечки, радиосвязь с диспетчером, на борту крупными цифрами прописан номер телефона фирмы. Он охотно сообщает расценки. Посадка — 70 рублей и 10 рублей с каждого километра.

— Как заработок? — спрашиваю.

— До кризиса, — говорит Дмитрий, — было сносно. Можно даже сказать, неплохо. Мы работаем больше-то с корпоративными клиентами по безналу. Удобно и надежно. Заключали договоры с фирмами «Данон», «Альтаир», с некоторыми предприятиями. Когда кризис начался, многие безналовые клиенты сократили количество поездок, а некоторые и вовсе перестали заключать договоры — сократили рабочий день на 2 — 3 часа, чтобы сотрудники после работы успевали на городской транспорт…

Еще Дмитрий пожаловался на конкурентов-частников, которых появилось очень много.

— Людей выкинули на улицу с заводов — на многих предприятиях, сами знаете, прошли огромные сокращения, увольнения по соглашению сторон. Люди встали на биржу, а пособие грошовое, хоть правительство и облагодетельствовало безработных — увеличило сумму выплаты. А все равно оно мизерное. Семью на эти деньги не прокормишь. И у кого есть машины — выехали шабашить извозчиками.

Я их не осуждаю — жить-то надо! Но и пассажиров жалею. Ведь у частников никакой ответственности перед пассажиром нет, никаких обязательств. Через фирму надежнее. Даже если вещь какую пассажир забыл в такси, всегда можно позвонить в фирму. И с дисциплиной у нас строго. Не дай Бог, пассажир пожалуется — быстро вылетишь.

— ФИРМА-фирма… — ворчит мой знакомый, который тоже не так давно баловался извозом в порядке добавки к основному заработку. — Фирма фирме рознь. Чаще всего это девчонка-диспетчер на телефоне сидит в своей квартире. Заказы раздает своим любимчикам, а кого не особо хорошо знает, дает заказы самые невыгодные…

Ворчать ворчит, а сам, не так давно потеряв работу, устроился в одну из таксофирм. Стало невыгодно прозябать в ожидании на неофициальной стоянке. Правда, говорит, рацию пришлось купить за свои деньги — фирма новичков не очень жалует. Причем рацию не зарегистрировал, иначе с биржи выкинут — «четыре-то тыщи на дороге не валяются»! Так и работает полулегально.

Заказы на блюдечке с золотой каемочкой никто не преподносит, и он чаще пользуется мобильной связью со старыми знакомыми клиентами. Кстати, цену тоже убавил почти на четверть.

Еще у него зла не хватает на бомбил. Есть в Ярославле стоянки такси, куда не пристроишься, если не отстегнешь кое-кому. Мой знакомец было пристроился на Октябрьской площади к таким. Там хорошо: пассажиры, которые за мост, в Заволжский район, едут, частенько машины берут. Остановка транспорта здесь бойкая. Наш герой раз прокатил, второй, но номер не прошел — заметили через два дня. Подошли три амбала:

— Ты, парень, часом не оборзел? Дуй отсюда, чтоб мы тебя больше не видели, а то… сам знаешь. Твою «восьмерку» на металлолом переделаем, понял?!

Намек красноречивый: чего уж тут не понять? Хочешь зарабатывать — умей договариваться со всеми. Даже с криминалом. А куда денешься — жить надо. Кому-то ездить, кому-то возить. Возить таких же спешащих по делам, не обремененных «Лексусами» и «Мерседесами» простых граждан, по которым как раз больнее всего и ударил сегодняшний кризис.

Алла ХАЧАТУРЯН.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page