Испытания на славу

30 марта — 1 апреля два новых региональных самолета «Сухой Суперджет 100» успешно преодолели расстояние от дальневосточного города Комсомольска-на-Амуре до подмосковного аэродрома в Жуковском. Успех перелета обеспечили двигатели SaM146 разработки и производства ОАО «НПО «Сатурн» и французской компании «Снекма». ФЕДЕРАЛЬНАЯ целевая программа развития гражданской авиации, принятая до 2015 года, ориентирована на выпуск конкурентоспособных отечественных самолетов.

30 марта — 1 апреля два новых региональных самолета «Сухой Суперджет 100» успешно преодолели расстояние от дальневосточного города Комсомольска-на-Амуре до подмосковного аэродрома в Жуковском. Успех перелета обеспечили двигатели SaM146 разработки и производства ОАО «НПО «Сатурн» и французской компании «Снекма».

ФЕДЕРАЛЬНАЯ целевая программа развития гражданской авиации, принятая до 2015 года, ориентирована на выпуск конкурентоспособных отечественных самолетов. Огромное значение на государственном уровне придается производству региональных российских самолетов различной вместимости. 19 мая 2008 года первый самолет «Сухой Суперджет 100» совершил первый полет в ходе летных испытаний в Комсомольске-на-Амуре, 24 декабря 2008 года там же состоялся успешный полет второго самолета. И вот без замечаний завершился перелет обоих лайнеров по маршруту Комсомольск-на-Амуре — Новосибирск — Жуковский.

Цикл испытаний двигателя SaM146 начался в НПО «Сатурн» в июле 2006 года. Но за точку отчета выполнения программы его создания и производства нужно принять апрель 2003 года, когда проект двигателя стал победителем в тендере ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» на поставку силовой установки для самолетов SSJ100.

— Программа производства двигателей SaM146 строится на принципах партнерства — половина на половину — с разделяемым риском и доходами, — сообщил генеральный конструктор НПО «Сатурн» Михаил Кузменко в ходе пресс-тура, организованного 6 апреля для журналистов федеральных и региональных СМИ для ознакомления с процессом разработки, производства и проведением сертификационных испытаний двигателей.

Он отметил, что двигатель имеет самую современную конструкцию, разработанную на основе опыта предыдущих программ и анализа конкретных продуктов. Отличительные особенности двигателя — высокий уровень надежности, низкие затраты на техническое обслуживание, малый расход топлива, а также полное соответствие существующим и перспективным экологическим требованиям.

Испытательный комплекс НПО «Сатурн» включает в себя один открытый и три закрытых испытательных стенда. Закрытый испытательный бокс N 26 обеспечивает первый этап сертификационных испытаний: силовые параметрические испытания, оценка динамических характеристик, аэродинамические характеристики вентилятора, испытания на вибрационные и экологические параметры и т. д. Технологические возможности закрытых испытательных стендов N 27 и 28 позволяют осуществлять контроль до 1500 параметров одновременно.

Суровые испытания проходит двигатель на открытом испытательном стенде — единственном в своем роде в Европе — в местечке Полуево под Рыбинском.

— На открытом стенде проводятся испытания при боковом ветре, на обрыв лопатки, на обледенение, на попадание воды, льда, града и птиц, проверка акустических параметров, — перечислил начальник испытательного корпуса Роман Любимов.

Он продемонстрировал 300-граммовую ледяную плитку и градины размером с чупа-чупс. Они забрасываются в работающий двигатель, статично укрепленный на стенде. При попадании ледяной плитки двигатель слегка тряхнуло, и он, проглотив ее, продолжил работать в нормальном режиме. Возникший при этом геометрический дефект лопатки на его качественные характеристики не повлиял. Во Франции на испытательном стенде фирмы «Снекма» 19 марта проведены испытания по забросу в работающий двигатель крупной птицы — свыше 1,5 кг весом. Результат оптимистичный. На открытом стенде в Полуеве вскоре будет осуществлен заброс птицы размером с чайку. Эти сертификационные испытания проводятся с целью выяснить, как поведет себя двигатель в различных климатических и погодных условиях, в форс-мажорных обстоятельствах, и обеспечить безопасность полетов и устойчивую работу моторов. Попадание птиц в двигатели самолетов на взлете — одна из частых причин отказа двигателей современных авиалайнеров, и с этой угрозой борются в ходе испытаний на земле.

Опытные образцы двигателя SaM146 показали хорошие результаты при стендовых и летных испытаниях. Суммарная наработка составляет 3050 часов, в том числе в полете — 920 часов. Для обеспечения комплекса сертификационных испытаний требуется изготовить восемь опытных двигателей.

Как сообщил генеральный директор ОАО «НПО «Сатурн» Юрий Ласточкин, программу сертификационных испытаний двигателя SaM146 необходимо завершить в четвертом квартале 2009 года. Для этого предприятию нужно израсходовать еще около 4 млрд. рублей, столько же (в рублевом эквиваленте) инвестирует французская сторона. Большая ставка делается на государственную поддержку. Следует подчеркнуть, что проводимая «Сатурном» и «Снекмой» сертификация двигателей SaM146 позволит эксплуатировать самолет SSJ100 не только на российских авиалиниях, но и без ограничений во всех странах мира.

Александр СЫСОЕВ, Рыбинск.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page