Мастер работает не по шаблону

В Тутаеве, на левом берегу Волги, на самой окраине города в частном деревянном доме живет старый мастер Алексей Николаевич Кузьмин. Его руками украшена почти половина домов в левобережной части Тутаева. Он резчик по дереву, каких сегодня на Руси осталось мало. Как и все настоящие художники, живет он скромно, хвалиться не любит и секреты своего мастерства раскрывает немногим.

В Тутаеве, на левом берегу Волги, на самой окраине города в частном деревянном доме живет старый мастер Алексей Николаевич Кузьмин. Его руками украшена почти половина домов в левобережной части Тутаева. Он резчик по дереву, каких сегодня на Руси осталось мало.

Как и все настоящие художники, живет он скромно, хвалиться не любит и секреты своего мастерства раскрывает немногим. Как-то раз ребята, учащиеся школы N 6 города Тутаева, пошли в поход по своему городу, по древней его части, что за Волгой, где сохранились постройки еще прошлого века, купеческие дома со светелками, мансардами, с ажурной резьбой на окнах. Ребята рассматривали удивительные узоры на окнах старых домов — ни один из них не повторяется, каждый наличник индивидуален — и задумались: кто автор этих удивительных работ? Так нашли они дом, в котором живет мастер, здесь его каждый тутаевец знает, познакомились с ним самим. Ученик 10-го класса Илья Трифонов провел целое исследование по теме «Романовское кружево» и написал доклад «Наличник. Секреты старого мастера». Его доклад был признан одним из лучших на областной конференции «Отечество». Илья отправился со своей работой в Москву на конференцию школьников по краеведению. Так о нашем ярославском мастере узнали по всей России.

Алексею Николаевичу уже 80 лет, но, несмотря на свой возраст, он каждый день в работе. Не могут руки мастера без дела. Кузьмин родился в Тутаеве, и вся его жизнь связана с родным городом. С малолетства пристрастился он к плотницкому делу. В то время, когда был он еще молод, из затопленной зоны Рыбинского водохранилища в Тутаев приехало немало мастеровых людей и велось большое строительство частных домов на улицах Крупской, Гражданской, Воровского. Алексей с мальчишками любил наблюдать, как артельщики резали наличники. Они использовали для этого самодельные пилы и остро заточенный топор, стамески и коловорот. Орнаменты на окнах мастера изготавливали стандартные, напечатанные в альбомах.

Когда пришла пора жениться, Алексей решил построить свой дом. До этого он жил в старом родительском доме на Волжской набережной. Там и начал он изготавливать двери, рамы, детали оформления фасада. Хотелось ему сделать собственный дом самым красивым в городе, чтобы резьба не повторялась. Алексей обошел всю левобережную часть Тутаева, зарисовал многие орнаменты себе в альбом, кроме того, изучил книгу «Костромская резьба». После этого приступил к работе.

Алексей Николаевич работал тогда на Тутаевском промкомбинате художником. Он умел переводить рисунки на дерево. Работа эта долгая и кропотливая, на нее у него ушло почти полгода. Параллельно изготавливал пиломатериал для деталей наличников. Из опыта отца и старых мастеров он знал, что дерево должно быть хорошо просушено и проветрено, на нем не должно быть много сучков. Для наличника он выбрал березу, она режется труднее, чем ольха или липа, но рельеф получается более четким и чистым. Самую тонкую резьбу мастер делал из ореха, яблони и черешни.

Ровно два года ушло у Алексея Николаевича на резное оформление своего дома. Сбылась его мечта — вскоре у него появился собственный дом. Все, кто проходил мимо него, останавливались, чтобы полюбоваться белыми резными наличниками.

Когда Алексей Николаевич уже набил руку в изготовлении наличников, он поставил это дело на поток. Работал вместе с художником Николаем Долгополовым, который помогал ему делать эскизы. Тутаевцы охотно украшали свои дома, поэтому в заказчиках недостатка не было.

В старые времена на праздники жители украшали свои дома красивыми ажурными наличниками, а потом их снимали и надевали на окна обычные. Эта традиция сегодня утрачена.

На Руси считалось, что окна — это глаза дома. Поэтому на наличники делался особый акцент. Декор одних окон прост, других — сложен. Но, если присмотреться, во многих наличниках есть одинаковые элементы. Это так называемые обереги в виде змей, драконов, солнышка, фараонок. Так, считается, что дракон в декоре наличника — это своеобразный оберег от злых сил. Наиболее часто встречается в декоре окна цветочный орнамент. Стойки наличника, как правило, оканчиваются капельками, птичьими лапками. Особую нарядность наличнику придают подвески или так называемые ушки. Они располагаются под карнизом. В основе их чаще всего лежит мотив свисающего колокольчика или тюльпана, растительный побег. Верх наличника нередко называют кокошником. Он в основном самый нарядный.

В некоторых узорах деревянной резьбы появляется советская символика, например, серп и молот, звезда. Много замечательных и неповторимых наличников для окон своих земляков изготовили руки мастера-резчика Алексея Николаевича Кузьмина. Он никогда не работал по шаблону, всегда искал что-то новое, ведь резьба по дереву — огромное искусство, которое требует большого терпения, желания и умения.

Последнее время Алексей Николаевич Кузьмин занимался изготовлением иконостаса и мебели для Леонтьевской церкви в левобережном Тутаеве. Эта работа была для него очень ответственной и важной. Сам Алексей Николаевич — человек верующий.

Сегодня он продолжает творить на радость себе и людям. Работа в его руках спорится. Об одном жалеет мастер, что нет у него учеников, которым бы смог он передать свой уникальный опыт. Сын не пошел по его стопам. Но хочется верить, что труды старого мастера не канут в Лету и долго еще будут радовать глаз горожан.

Ольга АЛЕКСЕЕВА.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page