Если ребенок плохо говорит, возможно, это вызвано слабостью челюстных мышц, которая и задерживает развитие артикуляционного аппарата. Обязательно заставляйте ребенка грызть сухари, есть овощи и фрукты, хлеб с корочкой и кусковое мясо. Чтобы укрепить мышцы языка и щек, научите ребенка надувать щеки, удерживать во рту воздух и «перекатывать» его от одной щеки к другой. А вот игра, которая великолепно тренирует детский язычок.
Если ребенок плохо говорит, возможно, это вызвано слабостью челюстных мышц, которая и задерживает развитие артикуляционного аппарата. Обязательно заставляйте ребенка грызть сухари, есть овощи и фрукты, хлеб с корочкой и кусковое мясо. Чтобы укрепить мышцы языка и щек, научите ребенка надувать щеки, удерживать во рту воздух и «перекатывать» его от одной щеки к другой.
А вот игра, которая великолепно тренирует детский язычок. Мама читает стишок и вместе с ребенком произносит звуки, обозначающие «речь» животных. Только не требуйте от малыша, чтобы он сразу выполнил задание без ошибок: артикуляционный аппарат развивается постепенно. Итак, поупражняйтесь:
На лугу паслась корова —
«Му-у-у, му-у-у».
Полосатый шмель летел —
«З-з-з, з-з-з».
Летний ветерок подул —
«Ф-ф-ф, ф-ф-ф».
Колокольчик зазвенел —
«Динь, динь, динь».
Стрекотал в траве
кузнечик —
«Тр-р-р, тц-с-с».
Еж колючий пробегал —
«Пх-пх-пх».
Птичка маленькая пела —
«Тиль-ль, тиль-ль».
И сердитый жук жужжал —
«Ж-ж-ж, ж-ж-ж».
И еще одна отличная зарядка для языка: сядьте напротив ребенка и, произнося соответствующие слова, выполняйте описанные действия, попросив малыша повторить.
Погулять язык собрался (открыть рот),
Он умылся (кончиком с языка провести по верхним и нижним зубам),
Причесался (несколько раз провести языком между верхними и нижними зубами, показать кончик языка и спрятать),
На прохожих оглянулся (провести языком по губам, облизнуться),
Вправо, влево повернулся (высунуть язык в указанную сторону),
Вниз упал, наверх полез (опустить язык вниз и поднять вверх),
Раз — и в ротике исчез (спрятать язык).
Для того чтобы полностью сосредоточиться вместе с малышом на выполнении упражнения, можно записать текст «зарядки» на магнитофон.
Эти упражнения мне посоветовала близкая подруга. Я делала их и с собственным сыном, и с ребятами из детского сада, в котором работаю воспитателем. Эффект отличный.
Т. ЛАНСКАЯ, Ярославль.