Кишор обрусел, но родину не забывает

В Данилове к нему давно привыкли. Впрочем, с самого появления в городе его никогда не путали ни с кавказцами, ни с азиатами, работающими на местном рынке и на стройках. Всегда аккуратно, даже изысканно одетый, он сразу производит впечатление человека интеллигентного. А большие темные глаза Кишора излучают столько добра, что с первых минут общения проникаешься к нему совершенным доверием. СТУДЕНТ Его знакомство с Россией произошло не в самое лучшее для нашей страны время — осенью 1992 года.

В Данилове к нему давно привыкли. Впрочем, с самого появления в городе его никогда не путали ни с кавказцами, ни с азиатами, работающими на местном рынке и на стройках. Всегда аккуратно, даже изысканно одетый, он сразу производит впечатление человека интеллигентного. А большие темные глаза Кишора излучают столько добра, что с первых минут общения проникаешься к нему совершенным доверием.

СТУДЕНТ

Его знакомство с Россией произошло не в самое лучшее для нашей страны время — осенью 1992 года. Уроженец города Ченнай — бывший Мадрас — вместе с четырьмя молодыми индийцами приехал поступать в Ярославский мединститут. До апреля следующего года их интенсивно обучали русскому языку и готовили к вступительным экзаменам по другим предметам. Поскольку обучение в вузах для иностранных студентов у нас и тогда было платным, Кишору пришлось лететь в Индию за новой порцией денег — другого способа перевести их из далекой страны тогда не было.

До приезда в Россию 20-летний Кишор Кумар окончил на родине ветеринарный колледж. Когда встал вопрос о дальнейшей учебе и карьере, на семейном совете было решено: Кишор будет учиться на врача. По фильмам у многих россиян сложилось впечатление, что для индийца стать судьей или адвокатом — предел мечтаний. Однако это не так. Самая уважаемая и престижная профессия в Индии — врач. Поступить там в мединститут чрезвычайно сложно. В том числе и по причине официально отмененного, но традиционного для страны кастового деления общества.

На Ярославль выбор пал потому, что в Москве или тогдашнем Ленинграде обучение иностранного студента обходится значительно дороже. Кришна Мурти, отец Кишора, бизнесмен средней руки, был в то время владельцем небольшого предприятия по производству ручных водяных насосов. Пока был госзаказ на такие насосы, заводик отца держался на плаву, потом наступила эра электрических насосов, а с нею пришли трудные времена для Кришна Мурти и его бизнеса. Настали они и для Кишора. Проучившись пять лет, он так и не смог окончить мединститут.

СЕМЬЯ

Почему из всех девушек в студенческой группе Кишор выбрал Наташу, он и сейчас толком объяснить не может. Девушка из Данилова пришлась ему по душе ровным и добрым характером. В ноябре 1995 года родилась Анжели — плод ярко вспыхнувшей студенческой любви. Пришлось молодым родителям несладко. Спасибо помогла даниловская бабушка Людмила Дмитриевна, которая и воспитывала на первых порах внучку. Она же помогла молодой семье с покупкой квартиры в Данилове.

Когда пришлось оставить институт и надо было содержать семью, Кишор устроился здесь на работу. Одно время трудился таксистом, почему сейчас и знают его многие в городе. Потом приняли в локомотивное депо слесарем второго разряда. После пяти лет работы в депо у Кишора теперь пятый разряд, в рабочем коллективе его, пусть не прозвучит это банальностью, уважают за доброту, отзывчивость и готовность прийти на помощь. Сам видел, как вместе с товарищами по работе Кишор ударно вкалывал на общегородском субботнике. Когда на предприятие поступает иностранное оборудование, он не отказывается перевести сопроводительную документацию с английского на русский.

Кстати, русский язык Кишора с мягким акцентом — очень живой и образный, что свидетельствует о его незаурядных лингвистических способностях. И это не единственное его достоинство.

— Очень люблю готовить, — признался Кишор, когда мы заговорили на бытовые темы. — Самое любимое блюдо — плов с овощами. Готовлю его из индийского риса басмати, его можно свободно купить в Ярославле. Наташа его тоже хорошо готовит, как и другие блюда. Стараемся следовать принципам аюрведы — больше питаться злаками и овощами.

На вопрос об отношении его к алкоголю Кишор дипломатично промолчал.

Растительной диеты придерживается даже такса по имени Модест, которая вместе с Кишором встретила меня на пороге квартиры, где проживает теперь интернациональная семья. Пес характером совершенно не соответствует имени, которым его нарекли. По-английски modest означает «скромный». Когда хозяин пригласил в комнату жену и дочь, Модест не давал нам спокойно поговорить, бегал от одного к другому и требовал к себе постоянного внимания. Строгим голосом Кишор старался его приструнить, да куда там — зная добрый нрав хозяина, пес не обращал на его окрики никакого внимания.

Жена Кишора Наташа после окончания медакадемии уже несколько лет работает дерматовенерологом Даниловской ЦРБ. В августе в семье ожидается пополнение. Как говорят врачи, должна родиться девочка. Первую дочь Кишор и Наташа назвали Анжели, она учится в 7-м классе, и в ноябре ей будет 14 лет. С помощью отца Анжели осваивает английский язык, занимается пением в Даниловской школе искусств. Как мне показалось, не только внешне, но и внутренне дочь больше похожа на отца. У нас есть поверье, что судьба таких девушек складывается счастливо, и пусть это так и будет.

РОДСТВЕННЫЕ УЗЫ

Кишор летает в Индию почти каждый год. Жена и дочь там еще не были, не позволяли обстоятельства. А с рождением второго ребенка это событие, наверное, может отодвинуться еще на неопределенное время. Зато Кришна Мурти гостил в России у сына уже пять раз. Минувшей осенью он прилетал с матерью Кишора. Начало октября в Данилове — пора особая. На улице и в доме уже довольно прохладно, а отопление еще не включено. На такую пору и пришелся последний визит родителей Кишора. В один из октябрьских дней сын в качестве экскурсии свозил их на машине в Ярославский зоопарк. И именно в тот день выпал первый снег, так что его мама Джоти Лакшми впервые почувствовала настоящий российский снег под ногами.

По отзывам тещи Кишора Людмилы Дмитриевны, ее индийский сват Кришна Мурти в отличие от сдержанного сына очень общительный и веселый человек. И чрезвычайно деятельный. Отремонтировал и привел в порядок в квартире все, что только можно, включая электроприборы, радио и телеаппаратуру. Кстати, младший брат Кишора Правин пошел по стопам отца по технической части. Уже несколько лет создает программы для робототехники в одном из индийских филиалов известной фирмы Bosch.

В определенное время Модест настоятельным лаем потребовал прогулки, и уже во дворе я спросил у его хозяина, как он планирует дальнейшую жизнь в России.

— Не знаю, как все получится, но хотелось бы окончить мед-академию и выучиться на врача, — серьезно заговорил Кишор. — Это то, ради чего и я приехал в Россию. На дальнюю перспективу сейчас не загадываю. Может быть, буду работать здесь, может, уеду в Индию. Сейчас везде непросто найти хорошую работу. А с родственниками держу постоянную связь. Раньше телефонные переговоры были очень дорогие. Сейчас проще: подключил веб-камеру к компьютеру и по безлимитному интернету говори хоть час. Два раза в неделю как минимум разговариваю таким образом с родственниками. А здесь, бывает, помогаю Владимиру Михайловичу на даче. Но вот когда пчелки начинают летать, там мне делать нечего. У меня аллергия на их ужаливание.

Тесть Кишора Владимир Михайлович Лобов — известный в Данилове человек, бывший директор завода деревообрабатывающих станков. Теперь почетный пенсионер большую часть времени пребывает на даче.

При прощании пожелал Кишору исполнения всех его желаний, и прежде всего — закончить учебу. Право, докторов с таким ровным характером и доброжелательным отношением к людям у нас не так уж и часто встретишь.

Владимир ЗЕЛЕНСКИЙ.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page