На турецкой ривьере

Турция для значительной части наших соотечественников становится первой страной, куда они приезжают в качестве туристов. Но кому-то хватает одной-единственной поездки, а есть и такие, кто проводит там свои отпуска практически ежегодно. Один мой знакомый признался в том, что отпуск, проведенный в Анталье несколько лет назад, ему запомнился лишь обилием бесплатного спиртного, подававшегося не только в ресторане отеля, но и на всей его территории, включая пляж и бассейн.

Турция для значительной части наших соотечественников становится первой страной, куда они приезжают в качестве туристов. Но кому-то хватает одной-единственной поездки, а есть и такие, кто проводит там свои отпуска практически ежегодно.

Один мой знакомый признался в том, что отпуск, проведенный в Анталье несколько лет назад, ему запомнился лишь обилием бесплатного спиртного, подававшегося не только в ресторане отеля, но и на всей его территории, включая пляж и бассейн.

— Вот если бы я поехал туда без жены, тогда другое дело, — мечтательно заявил он…

ОТ ПРЕДЛОЖЕНИЯ НЕЛЬЗЯ ОТКАЗАТЬСЯ

У нас же с супругой концепция отдыха несколько другая. От двух предыдущих поездок в Турцию у нас остались не только самые приятные, но и достаточно яркие впечатления, которые мы решили немного освежить четыре года спустя. Не так, что нам бы этого очень хотелось, но в условиях кризиса возможности выбора значительно сужаются. Об экзотических островах приходится временно забыть и обращать внимание на предложения туроператоров, от которых невозможно отказаться в силу их максимальной ценовой доступности. Пятизвездный отель в Кемере, включенный в систему раннего бронирования, стал для нас именно таким вариантом.

Снова побывать в стране, которую знаешь уже достаточно хорошо, тоже по-своему интересно. За прошедшие несколько лет изменилось не только отношение россиян к Турции, оно стало несколько пренебрежительным, как ко всему легкодоступному и привычному, но изменилась и она сама. Анталья, с которой для одних начинается, а для других возобновляется знакомство с турецким Средиземноморьем, заметно разрослась и обновилась. Появились новые жилые кварталы, отели, торговые центры, дороги, надземные переходы с эскалаторами вместо лестниц. Ведется реконструкция набережной, так же, как у нас в Ярославле, хотя свое тысячелетие город отметил еще 13 веков назад. Благодаря принятому недавно закону, снимающему ограничения на приобретение недвижимости иностранцами, собственными домами и квартирами (меньше, чем трехкомнатных, в Турции не бывает) в Анталье и ее окрестностях обзавелись многие россияне и особенно украинцы.

НЕ ПЕЙ ЕЕ, ПРОКЛЯТУЮ,

НЕ ПЕЙ, НЕ ПЕЙ, НЕ ПЕЙ

В то же время на улицах теперь чаще можно встретить женщин в платках и длинной закрытой одежде темных тонов. Меньше стало магазинов, торгующих крепкими напитками. Там же, где продают местную водку, она стоит довольно дорого — от 15 до 25 долларов за бутылку с содержимым неизвестного качества. За пару недель до нашей поездки поддельной ракией насмерть отравились более десяти человек, так что автор этих строк решил не рисковать, чтобы не лишиться возможности донести свои впечатления до читателей. Пришлось довольствоваться красным сухим вином, которым угощали в отеле. Пить можно, хотя и оно не идет ни в какое сравнение с французским, что подавали на борту «Трансаэро». Правительство Турции, возглавляемое убежденным исламистом Реджепом Эрдоганом, сознательно завышает цены на алкоголь, чтобы у жителей страны было меньше соблазнов.

Но политика нынешних турецких властей нравится далеко не всем. Огромное количество национальных флагов на улицах и портретов основателя республики Ататюрка, один из которых мы увидели даже в бане, свидетельствует не столько о высоком уровне патриотизма турецкоподданных, сколько об их политической позиции. И флаги, и портреты символизируют приверженность людей демократическим ценностям и их нежелание жить по законам шариата, вернуться к которым предлагают наиболее радикальные исламисты.

Впрочем, даже при самом худшем сценарии развития ситуации невозможно представить, что открытая и жизнерадостная Турция повторит судьбу соседнего Ирана. Живущая в значительной мере за счет доходов от туризма страна не может этого себе позволить.

КАТАЛОГАМ ДОВЕРЯЙ, ТОЛЬКО ЛИЧНО ПРОВЕРЯЙ

Отель «Озкаймак Марина», в котором мы отдыхали, располагается в Кемере — маленьком городке в 40 километрах от Антальи, являющемся центром турецкой ривьеры. Считается, что климат там самый благоприятный на всем побережье благодаря горам, защищающим от холодных ветров, и большому количеству сосновых лесов. «Озкаймак» был построен на берегу моря рядом с портом для яхт, давшим ему вторую половину названия, в незапамятные по местным понятиям времена — аж в 1996 году. Тогда он был самым лучшим в регионе. Сейчас же, на наш взгляд, он уже не вполне соответствует своему пятизвездному статусу. Былое великолепие не то что бы сильно потускнело, но признаки запущенности уже заметны. К примеру, несмотря на реконструкцию, проводившуюся три года назад, сантехническое оборудование в номерах так и не поменяли, и оно выглядит не только морально устаревшим, но и заметно изношенным. Хотя в рекламных каталогах говорится, что постельное белье обновляется три раза в неделю, за время нашего пребывания этого не сделали ни разу. И принадлежащий отелю бесплатный пляж оказался вовсе не 200 метров, а почти в 4 раза меньше. За лежаки и матрацы, находящиеся на остальных 150 метрах, надо платить по 5 долларов с человека, так как они являются собственностью близлежащих ресторанчиков.

В гостиничном ресторане меню не отличалось особой изысканностью. Еще недавно даже в «трешках» шведский стол был более разно-образным. Впрочем, того, что подавалось, нам хватало с излишком. Мы с супругой старались не отклоняться от своих домашних стандартов. Просто чуть больше внимания уделяли свежим овощам и фруктам — тем же самым помидорам, огурцам, яблокам, апельсинам, только сорванным с веток несколько часов назад и поэтому совершенно непохожим по вкусу на наши, проделавшие куда более долгий путь. Блюда из курицы турки умеют делать неплохо, рыба у них иногда тоже получается довольно вкусная, а вот с мясными и колбасными изделиями ситуация такая же, как и со спиртными напитками. Иногда мы за ужином обходились вообще без мясного, если подавались жареные или запеченные в кляре грибы.

КРИЗИС ПРОТИВ АЗАРТА

За настоящими морепродуктами — омарами и креветками — надо идти в ресторан, рассчитывая оставить там как минимум 80 — 100 долларов за двоих. Вообще, питаться в ресторанах и продуктами, купленными в супермаркетах, в Турции довольно дорого — заметно дороже, чем в Италии, а тем более в Греции. Цены же в магазинах сравнивать с европейскими достаточно сложно. С одной стороны, привычка торговаться у местных жителей в крови, и цифрам, указанным в ценниках, нельзя верить в полной мере, но с другой — продавцы свой торг ведут менее азартно, чем раньше, и стали не столь уступчивы. Некоторые откровенно обижаются, когда покупатель настаивает на своем, и жалуются на то, что из-за кризиса их продажи резко сократились. Все смотрят, интересуются, но почти никто ничего не берет.

В ГОСТЯХ У АНГЕЛА

На экскурсии за пределы региона мы отправлялись с особым интересом. Больше всего мне хотелось побывать в родном городе своего небесного покровителя святого Николая — Мирах Ликийских. Если бы эта поездка состоялась 9 мая, в мой день ангела, было бы вообще замечательно, но турфирма организовала ее двумя днями позже. На месте античных Мир сегодня находится маленький городок Демре, выглядящий абсолютно современно. О том, что здесь когда-то жил самый популярный христианский святой, свидетельствуют лишь памятник ему на главной площади, несколько иконных лавок, забегаловка под названием «Санта Клаус», где нас накормили обедом, и самая главная достопримечательность — развалины храма, где служил, а после смерти был похоронен архиепископ Николай Мирликийский. Сейчас это музей, где церковные службы священниками, приезжающими из Ватикана, проводятся всего два раза в год, а мощи святого уже несколько веков покоятся в итальянском Бари. Но все равно, прикасаясь к опустевшему саркофагу, миллионы туристов и паломников мысленно возносят молитвы и обращаются с просьбами к своему небесному заступнику. Ведь человеческая душа никак не привязана к месту упокоения бренного тела…

То, что сохранилось от древних Мир, столицы некогда могущественной Ликии, находится на окраине Демре, за апельсиновыми садами. Это античный некрополь и хорошо сохранившийся театр под открытым небом с потрясающей акустикой.

ПРИТОРМОЗИТЕ

У ЭТОГО ДУРАКА

Если хочешь, чтобы автобус местного общественного транспорта остановился, надо подойти к водителю и сказать «дурак». На это он вовсе не обидится, а просто притормозит и откроет двери, поскольку «дурак» по-турецки означает «остановка». Сами турки считают это случайным совпадением, но у автора этих строк имеется другая версия, свидетельствующая о весьма близком родстве наших языков. Все вполне логично, ведь дураком мы называем человека, остановившегося в своем умственном развитии…

Россия и Турция, в течение нескольких веков бывшие непримиримыми соперниками, сейчас близкие партнеры. В турецком внешнеторговом обороте мы вышли на первое место, оттеснив даже Германию, а число россиян, отдыхающих в Турции, соизмеримо с числом тех, кто проводит свой отпуск на отечественных курортах. Это одна из немногих стран, находясь в которой, совершенно не чувствуешь себя за границей. Но при этом не испытываешь скуки и разочарования, порой охватывающих душу в привычных, давно знакомых местах.

Николай КУДРИН.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page