Переключатель в мозгах

У московских автомобилистов появилось новое увлечение. Вот уже вторую неделю все как один останавливаются перед пешеходными переходами. Причем даже тогда, когда по правилам вроде бы и не надо, то есть пешеход еще не ступил на проезжую часть. Более того, лично мною замечены множественные случаи, когда машины останавливаются перед людьми, переходящими дорогу в неположенном месте! А это вообще уже невозможно. Некоторые наблюдатели скажут, что все дело в увеличенных штрафах.

У московских автомобилистов появилось новое увлечение. Вот уже вторую неделю все как один останавливаются перед пешеходными переходами. Причем даже тогда, когда по правилам вроде бы и не надо, то есть пешеход еще не ступил на проезжую часть.

Более того, лично мною замечены множественные случаи, когда машины останавливаются перед людьми, переходящими дорогу в неположенном месте! А это вообще уже невозможно.

Некоторые наблюдатели скажут, что все дело в увеличенных штрафах. Дескать, с 22 мая за непропущенного пешехода надо платить 1000 рублей, а не 100, как раньше. Но это очень поверхностное наблюдение.

Дело в том, что останавливаются все: и выпущенные еще при Брежневе джихад-такси, и раскрашенные аэрографией «Порше-Кайенны» за сто пятьдесят тысяч долларов США. И разве есть для водителя такого «Порше» разница между ста рублями и тысячей рублей? Нет для него такой разницы. Более того, за непропуск пешеходов как не штрафовали раньше, так и теперь не штрафуют.

Причина столь резкого изменения поведения московских водителей мне видится совершенно в другом. Дело в том, что москвичи ничуть не хуже жителей любого другого европейского города, чтобы там ни говорили нам опросы западных изданий. И столичному водителю никогда не было сложо взять и пропустить пешехода. Но это противоречило общепринятому стандарту поведения. То есть если ты останавливался перед пешеходным переходом через широкий Московский проспект, то это было бессмысленно, потому что больше никто не останавливался. И пешеход в лучшем случае не мог перейти дорогу, а в худшем случае сбивался мчащимся автомобилем сразу же после того, как проходил вашу машину.

А изменение размера штрафов за неостановку перед переходом стало просто общим сигналом. И как только водитель увидел, что он не один притормаживает перед переходом, ситуация сразу же изменилась. Стандарт поведения изменился.

Вот он, наиболее простой и эффективный способ менять устоявшиеся модели поведения. Не репрессии и не запреты — мягкое переключение на новые, созревшие уже модели поведения. Столичные водители хотели пропускать пешеходов, но они ждали сигнала не от ГАИ, а от других водителей. И они этот сигнал получили.

Теперь осталось подать какой-нибудь подобный сигнал пешеходам. Чтобы они перестали уже наконец переться на красный.

Мистер Паркер.

Такая вот удивительная вещь. В Ярославле тоже некий переключатель в водительских мозгах сработал: пешеходов на зебре пропускают. И дело действительно не только в штрафах.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page