Почему девочка выше дерева

В Выставочном зале Союза художников на Максимова, 15 в Ярославле открылась предъюбилейная выставка ярославского художника Германа Владимировича Блинова «Жизнь — это дорога». 7 сентября русскому Пиросмани (так еще называют Германа Блинова за сходство с известным грузинским примитивистом) стукнет 70 лет.

Были времена, когда заматерелые, вышедшие в тираж художники-академисты его картины на дух не признавали и ополчались на доморощенного философа, живописца-самоучку, в котором художник проснулся лет в 40, а поэт — в 50. И сейчас иные знатоки морщатся, почему, мол, девочка выше дерева.

Но факт остается фактом. Как художник Герман Блинов давно признан в России и за рубежом, чтим, любим и уважаем. Прежде чем целиком посвятить себя живописи, Герман Владимирович успел побывать сборщиком на судостроительном заводе, поработать на военном почтовом ящике в Хабаровске, вернуться на родину, стать учеником повара, а потом экскаваторщиком, сторожем и наконец осесть художником-оформителем на табачной фабрике.

Герман Владимирович вспоминает, как, будучи сторожем в военной части, залезал на вышку с томиком Есенина и этюдником и его застукивало начальство. Есенина конфисковывали, наброски рвали. Как, выкраивая деньги из семейного бюджета, покупал альбомы Веласкеса, Рубенса, Тициана и старался подражать великим мастерам. А в 1977 году наконец бросил надоевшую работу и уехал в Ленинград. Устроился сторожем на завод и поступил вольнослушателем в Академию художеств. Зачитывался древнегреческими мифами, штудировал Библию, Евангелие, откуда черпал сюжеты для своих картин.

Сами сюжеты очень парадоксальны и порой ставят в тупик зрителя. К примеру, наложница царя Соломона Суламифь встречается с Христом в райском саду. Блинов не считает себя верующим человеком и не делает, как многие художники, копий с икон. Бог для него — Высший Разум.

— Наивно считать Бога добрым дедушкой, сидящим на облаках, — считает он.

А Библия для него — свод житейских законов. Кстати, его первое стихотворение родилось, когда он писал плачущего Христа. Но особенно удаются Герману Блинову портреты. Художнику свойственно доброе любование человеком, отношение к нему как к подобию Божию. Он жалеет всех своих персонажей, будь то деятели искусства, пенсионеры, ветераны, просто близкие ему люди. Он любит свою жену, изображая ее воспитательницей детского сада со стайкой ребятишек и всепрощающим взглядом Богородицы.

Друзья отмечают, что в жизни Герман Владимирович может покритиковать кого-то, поворчать, но, когда он берется за кисть, становится кротким, как агнец. Мир видится его неиспорченной душе большим, прекрасным и созданным для радости. А к Блинову — большому ребенку — иначе и не отнесешься, как с снисхождением. Одно огорчает: творить художнику приходится в довольно скромных условиях. А работоспособность у Блинова поразительная. Последний пейзаж «В перекопском парке» он начал писать в день открытия выставки. У Германа Блинова до сих пор нет своей мастерской. 15 лет назад его приютила директор торгового училища в общежитии в 12-метровой комнатке. В 8 рядов до потолка стояли его работы — 1000 штук.

В марте этого года Германа Владимировича попросили освободить помещение из-за пожарной проверки. Спасибо, приютил музей-заповедник. Освободили обшарпанную комнатку, до которой не дошел ремонт, в научной библиотеке. И еще: его отказываются принимать в Союз художников, ссылаясь на отсутствие художественного образования. Но это не беда. Зато ширится и крепнет союз поклонников его творчества.

Анастасия СОЛОВЬЕВА.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page