Нахаленок

Во время выведения потомства все птицы ведут себя тише воды, ниже травы. Главное — это безопасность птенцов, поэтому птичьи гнезда обычно надежно спрятаны от чужих глаз. Но если волей случая гнездо окажется на открытом месте, то можно увидеть, какие изменения происходят день за днем в птичьем семействе. Так уж получилось, что в Тверицком бору одна пара дроздов свила гнездо в ветвях высокой сосны, растущей на солнечной поляне.

Во время выведения потомства все птицы ведут себя тише воды, ниже травы. Главное — это безопасность птенцов, поэтому птичьи гнезда обычно надежно спрятаны от чужих глаз. Но если волей случая гнездо окажется на открытом месте, то можно увидеть, какие изменения происходят день за днем в птичьем семействе.

Так уж получилось, что в Тверицком бору одна пара дроздов свила гнездо в ветвях высокой сосны, растущей на солнечной поляне. С трех сторон оно оказалось надежно замаскировано кривыми узловатыми ветками, но с юго-запада открыто всем ветрам. Совсем рядом — перекресток двух лесных дорог, множество людей проходит мимо каждый день, нередко ездят и машины. Волей-неволей пришлось дроздам привыкнуть к царящей вокруг суете и не обращать на нее внимания.

В течение двух недель начиная с 5 мая сидела дроздиха-мать на яйцах, согревая их своим теплом. Тишина была в лесу. Только время от времени дрозды-самцы поднимали крик, отгоняя от гнезд нахальных ворон. После 20 мая из гнезда стал доноситься тонкий писк, а мать стала часто улетать куда-то. Возвращалась она нескоро, зато приносила не одного червяка, а сразу несколько. Над краем гнезда тут же показывались четыре ярко-желтых широко раскрытых клюва.

К концу мая среди четверки малышей определился явный лидер. Один птенец быстрее всех успевал схватить принесенное матерью угощение. Нередко этот нахаленок съедал и тех червей, которые были предназначены его братьям. С каждым днем он становился крупнее и сильнее остальных птенцов.

5 июня он первым смог выбраться из гнезда и отправиться в небольшое путешествие по ветке сосны. Видно, взрослой птицей себя вообразил. Хвост и крылышки у маленького смельчака еще совсем коротенькие, тельце покрыто пухом, и летать он пока не может. Вернувшаяся с червями в клюве мать была не на шутку встревожена. Покормила беглеца прямо на ветке и принялась громко и визгливо на него кричать. Но и он не смолчал, ответил ей трескучим голоском, совсем уже по-дроздиному. Что поделать: извечный конфликт отцов и детей и у птиц тоже бывает. Дитя считает себя взрослым, а родители пытаются продолжать его опекать — обычная история.

Дроздиха же повела себя как опытный педагог. В следующие три прилета мать отсутствие непоседы игнорировала: кормила троих птенцов, оставшихся в гнезде, и молча улетала снова. Наверное, из-за такого невнимания дрозденку все же стало неуютно, боязно на ветке в одиночестве и, неуклюже развернувшись, он двинулся в обратный путь. Около недели осталось ему жить на попечении родителей. Оперившись к середине июня, он сам научится летать и корм себе добывать будет самостоятельно.

Ирина ТРОФИМОВА.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page