Как убрать пробки с ярославских улиц

9 июня Ярославль посетил исполняющий обязанности генерального директора государственного специализированного монтажно-эксплуатационного предприятия (ГОССМЭП) МВД России Андрей Макаров. На встрече с ярославскими журналистами столичный гость рассказал о назревшей необходимости создания в Ярославле городского центра организации дорожного движения (ГЦОДД). Андрей Макаров — выпускник Ярославского государственного политехнического института.

9 июня Ярославль посетил исполняющий обязанности генерального директора государственного специализированного монтажно-эксплуатационного предприятия (ГОССМЭП) МВД России Андрей Макаров. На встрече с ярославскими журналистами столичный гость рассказал о назревшей необходимости создания в Ярославле городского центра организации дорожного движения (ГЦОДД).

Андрей Макаров — выпускник Ярославского государственного политехнического института. Семнадцать лет отработал в СМЭУ ГАИ УВД Ярославской области, где прошел путь от инженера до начальника управления производственно-технической комплектации. С 2002 года занимал должность заместителя генерального директора ФГУП ГОССМЭП МВД России. В октябре 2005 года назначен и. о. генерального директора этого предприятия.

Свой разговор Андрей Фридрихович Макаров начал с основной проблемы в сфере организации дорожного движения в городах России — существенного снижения транспортной мобильности:

— Сразу хочу сказать, что у нас в стране достаточно однобоко выстроено законодательство в сфере организации дорожного движения. Дело в том, что в 1995 году функции по организации дорожного движения у ГИБДД забрали и никому на федеральном уровне до сих пор не передали. Поэтому вся организация дорожного движения в России сводится к обеспечению безопасности дорожного движения.

Обеспечением транспортной мобильности в наших городах, к сожалению, системно никто не занимается, потому что нет самого федерального органа, который выстроил бы какую-то свою систему решения этой задачи.

Надо признать, что мероприятия по совершенствованию организации дорожного движения, с точки зрения повышения транспортной мобильности, в российских городах проводятся хаотично. Различные организации предлагают свои решения, эффективность которых трудно оценить. Часто отсутствуют положительные результаты проводимых мероприятий. Нет единого стандарта эффективности организации дорожного движения, который устанавливал бы четкие критерии.

Бывая за границей, мы видим, что в туристических городах, зачастую являющихся городами-миллионниками, транспорт передвигается нормально, хотя улицы там в два раза уже наших. Все это благодаря системному подходу и со стороны правительства страны, и со стороны муниципальных властей в решении этого вопроса.

А как у нас можно решать эту проблему? Ярославль — это один из тех регионов, где функционирует филиал нашего предприятия. Я сам 17 лет отработал в Ярославле, и мне довольно близки существующие здесь проблемы. В настоящее время согласно федеральному закону «О безопасности дорожного движения» организация дорожного движения в Ярославле относится к компетенции мэрии города Ярославля, однако орган, отвечающий за организацию дорожного движения в городе, не определен.

Различные городские программы, содержащие в себе элементы организации дорожного движения, в этой части никем не координируются.

Создавая в Ярославле Центр организации дорожного движения, надо решить два стратегических момента. Прежде чем начинать создавать центр, должна быть выстроена концепция по совершенствованию организации дорожного движения в городе. Это первый и основной шаг. Здесь необходимо проведение системных исследований интенсивности транспортных потоков, характеристик улично-дорожной сети, градостроительных планов и т. д. Затем эта концепция должна быть подвергнута серьезной системной экспертизе с привлечением зарубежных экспертов. В Европе в каждом городе существует своя концепция. В Турине она, например, подчинена идее развития общественного транспорта. Были определены критерии быстрого перемещения людей общественным транспортом. Соответственно, общественному транспорту отдается приоритет при организации движения. Городские дороги имеют ограниченный ресурс. Сразу всех они вместить не могут. И если все равны, никому не отдается приоритета, то никто никуда не едет, все стоят. Концепции могут быть самые разные. Нужно только четко понимать, какой цели мы хотим добиться: к примеру, быстрого перемещения людей или быстрого перемещения автомобилей. И уже в соответствии с этой целью проводить методичную, планомерную политику в области организации движения.

Концепция должна быть принята на уровне городской думы, а ее реализация поручена Центру организации дорожного движения. Также, я считаю, концепция должна быть широко освещена в прессе, доведена до населения, чтобы было понимание, как благодаря созданию ГЦОДД будет решаться проблема организации дорожного движения в городе через год, через два, через три.

Вторая задача, которая должна решаться при создании Центра организации дорожного движения — это обеспечение инвестирования этой финансово-емкой системы. Именно поэтому создаваемый центр должен быть создан в виде акционерного общества. Такая форма позволит обеспечить законодательно интересы не только администрации города, но и частных инвесторов. Например, иностранные фонды готовы вкладывать деньги. Думаю, и транспортные хозяйства заинтересовались бы, если будет уверенность, что они получат от этого прибыль. А прибыль будет, потому что у них появится возможность нормально перевозить и зарабатывать деньги, а не стоять в дорожных пробках. Со своей стороны мы можем предложить для организации центра нашу базу, то есть недвижимое и движимое имущество нашего филиала.

— Андрей Фридрихович, а что собой сегодня представляет ярославский филиал?

— Ярославский филиал ФГУП ГОССМЭП МВД России насчитывает порядка 150 работников, имеет 40 единиц автомобильной техники. Годовая выручка составляет около 40 миллионов рублей. Филиал выполняет все основные работы по организации дорожного движения в городе Ярославле.

— Хотелось бы услышать, во сколько раз повысится транспортная мобильность после создания в Ярославле городского Центра организации дорожного движения.

— Сразу ответить на этот вопрос довольно сложно. Как я уже говорил, необходимо провести комплексное исследование интенсивности дорожных потоков, состояния улично-дорожной сети, а затем на основании этих и иных расчетов можно говорить о конкретной цифре. Возьмем, например, Первомайскую улицу города Ярославля. Справа и слева стоят машины, справа они занимают один транспортный ряд, слева — полтора. Останавливается маршрутное такси, чтобы высадить пассажиров, — занимает еще один ряд, потому что паркуется на второй полосе. В итоге три с половиной ряда занято, а на Богоявленской площади их было четыре, транспорт начинает перестраиваться в один ряд — вот и проблема. Значит, на этой улице нужно решить проблему стоянок.

— Но генеральный план развития Ярославля уже принят. Не опоздали ли мы в таком случае с созданием Центра организации дорожного движения?

— Мы живем в реальном мире, и как мы могли опоздать, если таких центров еще нет? Принят генеральный план или не принят, проблема не в этом. Проблема в том, что в городе никто не занимается тем, чтобы транспорт двигался мобильно. Если, например, на Московском проспекте сломается троллейбус, то движение будет практически парализовано.

На Западе этим занимается штат диспетчеров, который контролирует, как функционирует городская транспортная система, свободны ли полосы, все ли двигаются. Машина только встала, включила аварийный сигнал — тут же выезжает эвакуатор. А у нас достаточно случиться ДТП, как возникает затор. И никто не контролирует ситуацию, потому что угрозы безопасности движения нет.

— Как успешно прорабатывается вопрос создания центров организации дорожного движения в других городах?

— У нас была встреча с мэром города Иванова, на уровне министра транспорта эта проблема обсуждалась в Саратове, прорабатывается вопрос создания ГЦОДД в Красноярске.

— Когда можно будет узнать, поддержит ли вашу концепцию руководство Ярославля?

— ФГУП ГОССМЭП МВД России совместно с Дирекцией по управлению федеральной целевой программой «Повышение безопасности дорожного движения 2006 — 2012 гг.» готовы разработать для мэрии города Ярославля индивидуальный проект создания городского центра в Ярославле. Пока этот вопрос рассматривается в рабочем порядке. О результатах будет известно к концу июня.

Олег ГОНОЗОВ.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page