Помогли, так нечего отпираться

Дырку от бублика, а не миллион рублей на брата в качестве компенсации морального вреда получили четверо молодых переславских адвокатов, которые весной этого года обратились в суд с иском о защите деловой репутации. Главным героем их иска стал старший следователь Переславского межрайонного следственного отдела СУ СК при прокуратуре РФ по Ярославской области Валерий Гущин. Но выслушав в двух закрытых заседаниях обе стороны, суд решил оставить исковые требования адвокатов без удовлетворения.

Дырку от бублика, а не миллион рублей на брата в качестве компенсации морального вреда получили четверо молодых переславских адвокатов, которые весной этого года обратились в суд с иском о защите деловой репутации. Главным героем их иска стал старший следователь Переславского межрайонного следственного отдела СУ СК при прокуратуре РФ по Ярославской области Валерий Гущин. Но выслушав в двух закрытых заседаниях обе стороны, суд решил оставить исковые требования адвокатов без удовлетворения.

ПОВОДОМ для обращения адвокатов в суд стало выступление следователя Гущина по кабельному телевидению, в котором он осветил результаты работы следственного отдела за прошедший год и поблагодарил за оказанную помощь в борьбе с коррупцией ряд известных граждан, в том числе и адвокатов. Справедливости ради надо сказать, что к такому публичному признанию заслуг из уст представителя силовых структур народ не привык и встретил его весьма неоднозначно. Ведь многие и поныне в нашем обществе не видят особой разницы между помощью следствию и стукачеством.

И если одни молча проглотили эту благодарность, то отважная четверка защитников ринулась в бой. Ее претензии вызвала безобидная фраза Валерия Гущина: «Переславский межрайонный следственный отдел при прокуратуре России благодарит за содействие и за предоставленные сведения, а также за оказанную помощь… адвокатов Огорелову, Тремзина, Дворникова и Миронова». Они усмотрели в ней скрытое обвинение в нарушении норм закона об адвокатской тайне и адвокатской этике, стремление опорочить их деловую репутацию и подорвать профессиональный авторитет.

Впрочем, помчаться с иском в суд адвокатов, кстати, бывших следователей прокуратуры, заставили и другие обстоятельства, куда более скрытые и весомые.

Валерий Гущин практически единственный в городе следователь, чья специализация — расследование преступлений коррупционной направленности. И многим в своей работе капитан Гущин, он же народный комиссар Катани, перешел дорогу. И десятки людей при одном упоминании его имени не спят по ночам. А потому адвокаты никак не могли упустить такой подходящий момент для нанесения по нему массированного удара. Им как никому другому очень хотелось иметь на руках мощный козырь: в случае победы в суде выставлять следователя Гущина в качестве заинтересованного лица, ставить под сомнение собираемые им доказательства, заявлять отводы. И самое главное — обеспечить способ защиты от собственного изобличения. Ведь практически у каждого из наших героев рыльце в пушку.

Почему, к примеру, у ярославских оперативников однажды сорвалась тщательно спланированная операция по проверочной закупке услуг проституток известного переславского сутенера Алексеева-Омона? А потому, что один из адвокатов, будучи в приятельских отношениях с Алексеевым, успел отправить ему эсэмэску: «Тебя пасут. Твой телефон на прослушке. Менты с Ярославля заказали баб в мотеле N 17. Срочно звони с левого телефона, чтобы молчали, денег не брали. Понял?»

А как получилось, что пятеро цыган, изнасиловавших десять лет назад юную переславну, при наличии всех доказательств их вины так и остались на свободе? И дело это, между прочим, вел один из наших адвокатов, занимавший тогда должность следователя межрайонной прокуратуры? А кто знает, по чьим карманам разошлись пять тысяч долларов, которые шесть лет назад помогли жителю Ленинских Горок остаться на свободе за особо тяжкое преступление, повлекшее за собой смерть 63-летнего жителя деревни Петрищево Николая Макарова? А кого из адвокатской братии заподозрил следственный отдел в посредничестве при передаче взятки в сумме 50 тысяч рублей как откуп за непривлечение владельца придорожного кафе к административной ответственности в связи с выявленными нарушениями в торговле? А кто из адвокатов отрабатывался как лицо, причастное к громкому прошлогоднему убийству известного переславского предпринимателя Валерия Сергеева? Таких вопросов несть числа.

Впрочем, все они к благодарности адвокатам, высказанной с экрана телевизора, не имеют ровным счетом никакого отношения, ибо в ней все светло и ясно, как Божий день. Следователь Гущин, работая весело и с куражом, без всякой задней мысли поблагодарил адвокатов за высокий уровень профессионального мастерства. По его мнению, они занимали активную позицию по защите своих клиентов, обращали внимание на неточности, допускаемые следователем, внимательно изучали процессуальные документы, опровергали имеющиеся доказательства. Такой подход адвокатов нацеливает следователя на сбор иных доказательств по делу, способствует росту его профессионального мастерства.

В конечном итоге это позволяет принимать более взвешенные объективные решения на основе правильной оценки собранных в полном объеме доказательств вины и невиновности обвиняемого. Кроме того, адвокаты в ходе расследования уголовных дел проявляли образец пунктуальности, всегда вовремя являлись к назначенному времени, тем самым не допуская срыва следственных действий. Помимо этого предоставляли документы, характеризующие личность подзащитных, грамотно оказывали помощь своим клиентам. А это также является формой содействия и оказания помощи следствию, одним из видов предоставления информации.

Эти и другие доводы следователя Гущина на чаше весов Фемиды оказались более весомыми, чем доводы адвокатов в свою защиту. А потому судья Иванова и приняла решение отказать адвокатам в иске, не позволив вытащить из государственной казны четыре миллиона рублей в качестве компенсации морального вреда и избавив следователя Гущина от опровержения своей благодарности на местном кабельном телевидении. Однако четверка отважных адвокатов, оставшись несолоно хлебавши, не сложила оружие в ножны. В конце июня они отправили кассационную жалобу на решение районного суда Переславля в областной суд.

Светлана ЕМЕЛЬЯНОВА.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page