Надо быть оптимистом

Какие бы времена ни были на дворе, «ЛИТ» всегда на высоте своего положения. Вот и недавно он признан лучшим предприятием области по налоговым отчислениям. Об этом и многом другом наш корреспондент беседует с генеральным директором завода, почетным химиком РФ Николаем Дмитриевичем Шиловым. Николай Дмитриевич, на стенах вашего кабинета скоро не останется свободного места для дипломов и грамот. А теперь вот прибавилась еще одна награда. — Налоги — это святое. Мы в должниках никогда не ходили.

Какие бы времена ни были на дворе, «ЛИТ» всегда на высоте своего положения. Вот и недавно он признан лучшим предприятием области по налоговым отчислениям.

Об этом и многом другом наш корреспондент беседует с генеральным директором завода, почетным химиком РФ Николаем Дмитриевичем Шиловым.

Николай Дмитриевич, на стенах вашего кабинета скоро не останется свободного места для дипломов и грамот. А теперь вот прибавилась еще одна награда.

— Налоги — это святое. Мы в должниках никогда не ходили. И как бы трудно нам ни приходилось, налоги всегда платили вовремя.

— А как сегодня вам живется в условиях кризиса? Сильно он бьет по предприятию?

— Ощутимо, конечно. Мы ведь в основном работаем на стройку. А она в полуживом состоянии. Работает лишь 30 процентов строительного комплекса. И если каждый год объемы производства у нас росли на 20 процентов, то сейчас идет снижение на 20 процентов.

Но в целом мы привыкли жить по средствам. И по большому счету все эти кризисы никак не сказываются на финансовом состоянии завода. Мы просто стали меньше расходовать.

И в первую очередь снизили расходы на инвестиции. Каждый год мы очень много тратили на капитальные вложения: в прошлом году 85 миллионов, в 2007 году — 83 миллиона. В этом сократим инвестиции до 50 миллионов рублей. Причем все эти деньги идут в счет погашения кредита по лизингу. Полтора года назад мы купили дорогостоящее оборудование по обработке стекла и теперь расплачиваемся с долгами.

И во вторую очередь, к сожалению, сократили расходы на заработную плату. И это досаднее всего. Бог с ними, с инвестициями — потенциал завода большой, еще надо раскрутить стекольное производство. Оно должно давать такие же объемы, как завод давал в целом. Если мы в прошлом году произвели продукции на 650 миллионов рублей, то должны производить на один миллиард триста. Но стекольное производство не загружено, потому что кризис, стройка стоит. А стройка стоит — нет спроса на стекло. Круг замкнулся.

— Насколько мне известно, вы вынуждены были сокращать рабочих на своем заводе.

— Нет, массового сокращения не было. Но поскольку идет спад производства, мы не стали набирать сезонных рабочих. А это около ста человек, которые временно работали у нас с июля по ноябрь.

— В начале этого года на страницах местных СМИ было опубликовано открытое письмо губернатору области, в котором руководители крупных промышленных предприятий города выдвигали свои предложения по выходу из кризиса. И среди подписавших это письмо была и ваша фамилия. В чем суть этих предложений?

— По большому счету они не отличаются оригинальностью. И президент России, и премьер не раз об этом говорили. Но все их мысли и идеи тормозятся. На каком уровне, я не знаю.

Необходимо переходить на инвестиционный путь развития. Мы живем на остатках того, что было создано в Советском Союзе. Надо развивать свою обрабатывающую промышленность, сельское хозяйство, свою глубокую переработку нефти, газа. От экспорта нефти и газа мы не получим необходимых денег на содержание бюджетной и социальной сферы. По некоторым цифрам от этой торговли мы имеем около 700 долларов в год на каждого жителя страны, или 58 долларов в месяц на человека. Это копейки, которые позволят нормально, даже шикарно жить 4 — 5 миллионам. А все остальное население будет нищим. Эта нефтяная труба для России может оказаться роковой.

Помимо этого я не могу понять, что хотите со мной делайте, почему в нашей стране такая высокая ставка кредитования. Весь мир снизил ее почти до нуля, чтобы повысить покупательную способность населения, а мы повысили, тем самым отрезав население от жилья, от покупки предметов длительного пользования, лишив ипотечного и простого кредитования. Ведь только сумасшедший будет брать кредиты под двадцать с лишним процентов.

Я спрашивал у банкиров, каким образом вы нас кредитовали под двести процентов в 1992 году, когда инфляция была тысяча процентов? И ничего, выжили, ни один банк не лопнул. А что сейчас вам мешает получать свои 5 — 8 процентов и быть счастливыми? Или хотите еще больше нажиться на беде, сами ввергнув нас в кризис?

Выход из кризиса — в строительстве. В первую очередь в возведении индивидуального малоэтажного жилья. По американским технологиям или по нашим максимальная себестоимость строительства жилья — 15 тысяч рублей за квадратный метр. Если человек будет строить сам, выйдет еще дешевле. А мы, русские, привыкли все делать своими руками.

Задача государства — удешевление строительства. Здесь власть волевым порядком должна решить вопрос с землей, теми паями, которые по дешевке скупались у крестьян и на которых новые землевладельцы сидят, как куры на яйцах. Надо решить вопрос с коммуникациями, дать нормальные дешевые проекты.

— Слава Богу, что у «Лита» пока нормальный запас прочности.

— Это так. Но наши клиенты, особенно строительные организации, сидят без денег. И я боюсь им отпускать продукцию в долг. Они могут просто лопнуть.

— А рейдерства не боитесь?

— Рейдерство возможно только тогда, когда есть двойная бухгалтерия, когда предприятие имеет так называемую черную кассу. Вот тут и цепляют. А нас зацепить не за что.

— Я не случайно задала этот вопрос. По Переславлю идут разговоры, что рейдеры положили глаз и на ваше предприятие.

— Ни с какой стороны они к нам не подъедут. И я здесь абсолютно спокоен. А если подъедут, то получат хороший отпор.

— Николай Дмитриевич, а что бы вы хотели пожелать людям в условиях нынешнего кризиса?

— Надо быть оптимистом, не впадать в панику и депрессию. Тогда найдется выход из любой ситуации. Надо любить свою работу, свой город. А все остальное — мелочи жизни. Прорвемся.

Светлана ЕМЕЛЬЯНОВА.

СПРАВКА. Завод информационных технологий ЗАО «ЛИТ» был создан в 1991 году на базе опытного завода ГосНИИхимФотоПроект, который работал в основном на оборонную промышленность.

Сегодня это крупнейший в стране производитель энергосберегающих строительных материалов.

«ЛИТ» — обладатель многочисленных дипломов и грамот российских и международных конкурсов-выставок, неоднократный победитель областного конкурса на звание «Лучшее предприятие области».

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page