Тайна земного звездолета

В ноябре прошлого года все СМИ мира известили о потрясающем космическом новшестве: институт медико-биологических проблем Российской академии наук под эгидой Роскосмоса успешно провел эксперимент по имитации пилотируемого полета на Марс! Эксперимент проводился в рамках уникального международного проекта «Марс-500».

В ноябре прошлого года все СМИ мира известили о потрясающем космическом новшестве: институт медико-биологических проблем Российской академии наук под эгидой Роскосмоса успешно провел эксперимент по имитации пилотируемого полета на Марс! Эксперимент проводился в рамках уникального международного проекта «Марс-500». Экипаж российских летчиков-испытателей в составе пяти человек провел к марту этого года в наземном экспериментальном комплексе (НЭК) уже целых 105 суток! На конец этого года запланировано еще одно испытание: экипаж должен будет провести в НЭК 520 суток!

В РЕЖИМЕ СТРОЖАЙШЕЙ СЕКРЕТНОСТИ

Я вместе со всеми хлопала в ладоши, радуясь достижениям отечественной и мировой науки. Вот, мол, что значит XXI век — век компьютеризации и величайших открытий. Видимо, я так и продолжала бы воздавать хвалу компьютерам, если бы мой пыл не убавил мой папа — известный в нашей области журналист, возглавлявший 16 лет газету «Рыбинская правда» — «Рыбинские известия» Евгений Сергеевич Куприянов.

— Ну и что? — скептически пожал он плечами, — на рыбинском Волжском машиностроительном заводе такой звездолет сделали еще сорок лет назад.

И он рассказал мне эту удивительную историю.

В 70-х годах прошлого века генеральный директор Волжского машиностроительного завода Анатолий Герасимов решил увековечить историю завода и написать о нем книгу. В авторы он пригласил моего отца, работавшего тогда заместителем главного редактора единственной городской газеты «Рыбинская правда», и его друга, известного в Рыбинске поэта, жителя поселка ВМЗ Алексея Ситского. Книгу они писали долго и кропотливо, все выходные проводили на предприятии. Но увидеть свет этому труду так и не удалось. ВМЗ принадлежал тогда Министерству среднего машиностроения и работал в режиме строжайшей секретности на космос и оборонку. Министерство не выпустило книгу в печать, испугавшись невольной выдачи государственных секретов.

Так и пролежал этот огромный и сложный труд в столах моего отца и его друга. Некоторые главы, не касающиеся напрямую производства, были позднее опубликованы в местной и областных газетах. А когда новое руководство НПО «Сатурн», чьим структурным подразделением является теперь ОАО «Газовые турбины» и ОАО «Русская механика», расположенные на площадях бывшего ВМЗ, выразило желание издать историю завода, то выяснилось, что рукопись устарела. Стиль, подача материала уже не те, ее следовало значительно переработать. К сожалению, ни у моего отца, ни у его друга уже не хватает на это сил и здоровья. Зато оба они помнят все до одной страницы своей бессмертной рукописи. Вот и рассказал мне папа про земной звездолет. Достал из своих запасников рукопись и открыл нужную главу.

СОРОК ЛЕТ НАЗАД

Пожелтевшие от времени страницы, буквы, набранные на печатной машинке… От всего этого веет такой милой и такой устойчивой стариной! Глава об эксперименте, который еще тогда начал воплощаться в жизнь и через сорок лет получил мировое признание, называется «Так родился земной звездолет».

«24 декабря 1968 года газета «Правда» рассказала своим читателям об осуществленном впервые в мире годовом медико-техническом эксперименте с участием трех советских испытателей», — начинается глава рукописи. Ученые провели с 5 ноября 1967 года по 5 ноября 1968 года в экспериментальном комплексе систем жизнеобеспечения первый космический эксперимент. Это был по существу один из возможных вариантов обеспечения жизни человека вне земли.

В эксперименте участвовали многие предприятия страны. В том числе, как пишут авторы, среди участников «неожиданно оказался и коллектив Волжского машиностроительного завода». Изготовление этого экспериментального комплекса, названного через 40 лет

НЭКом, и не совпадало с профилем деятельности завода, и даже у руководства возникали на это счет сомнения. Но разве мог коллектив в те времена не подхватить такое предложение! Ведь это же космос! Это не только задача государственной важности, но и почетная миссия.

Итак, «коллектив с энтузиазмом взялся за ответственное поручение. Задание, которое получил коллектив Волжского машиностроительного завода, пожалуй, было самым сложным за всю историю предприятия». Когда же специалисты ознакомились с чертежами, то им стало ясно: самым сложным будет добиться полной герметичности создаваемого звездолета. В швах не должно быть никаких дефектов! А поскольку для этого использовалась нержавеющая сталь, сварщики понимали — придется потрудиться, потому что этот материал не очень-то податлив.

И вот сварены первые листы. С волнением ждут результатов заместители начальника цеха Анатолий Алексеевич Перцев и Евгений Алексеевич Стекольщиков, старший мастер участка Николай Иванович Лебедев, руководители, специалисты, рабочие. Но результат неутешительный — брак!

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР

Это сейчас — наука да техника, компьютерные технологии. А тогда решающим фактором в любом производственном деле была квалификация специалистов. И вот решенное: проводят в цехе отборочно-квалификационный конкурс на лучшее изготовление сварочных образцов. Приглашают сварщика с другого участка, одного из лучших сварщиков предприятии Альберта Шишанова. Но даже у него не получился первый образец. Зато последующие образцы порадовали. Ему-то и поручают сварку герметичного комплекса звездолета. Выбран и второй сварщик — Илья Краснов.

Читая старые отцовские рукописи, я все больше и больше задавалась вопросом: где эти люди, прославившие отечественную науку? Живы ли они? Сколько им сейчас может быть лет? Знают ли их потомки о таинственном земном звездолете, сделанном в далекие шестидесятые? И вот я отправляюсь в поселок, где жили и, надеюсь, живут и по сей день эти люди. И прихожу в отдел кадров ОАО «Сатурн-газовые турбины». Там встречаюсь со старейшей работницей и ВМЗ, и «Газовых турбин» Валентиной Николаевной Ефремовской. Она хорошо помнит почти всех работников завода, большинства из которых, к сожалению, уже нет в живых. Но, к счастью, жив один из руководителей проекта Евгений Алексеевич Стекольщиков. Правда, он на инвалидности, живет в деревне и в Рыбинск практически не приезжает. Но Валентина Николаевна помогает мне его найти через сына, который занимает на «Газовых турбинах» руководящую должность, и вот я созваниваюсь с Евгением Алексеевичем и мчусь по Пошехонской дороге в деревню Середнево, где он сейчас проживает.

Цех, в котором тогда Евгений Алексеевич был парторгом, а значит, по тем временам идейным вдохновителем и организатором всего проекта, имел номер 8 и назывался механосборочный цех нестандартного оборудования. Свой трудовой путь Евгений Алексеевич начал с ученика слесаря на Рыбинском производственном объединении моторостроения, но настоящую свою карьеру сделал на ВМЗ. А с 1980 по 1992 годы был директором предприятия, после чего ушел на пенсию.

Евгений Алексеевич подтвердил все, что написано в рукописи моего отца, а также рассказал много нового. Звездолет состоял из двух соединенных между собой отсеков, в одном из которых испытатели должны были жить (называли его условно бытовкой), а другой являлся как бы хозяйственным блоком и назывался оранжереей. В оранжерее в огромных ванных выращивались растения, которые должны были идти им в пищу. А человеческие экскременты перерабатывались в полезные вещества для этих растений. Ведь речь шла о космосе, там еды взять негде! Чтобы я лучше представляла себе эти гермокамеры, Евгений Алексеевич сказал мне, что бытовой отсек напоминал увеличенное в несколько раз купе железнодорожного вагона. И даже полки для будущих испытателей были как в купе — верхние и нижние. В этом комплексе, с «купе» и «оранжереей», участники эксперимента должны были прожить 300 дней!

ДЛЯ РОДИНЫ, ДЛЯ СЛАВЫ, ДЛЯ ПОБЕДЫ

Евгений Алексеевич рассказал еще, что когда сварщики добивались полной герметичности, то привозили в цех рентгеновский аппарат. Сварят отсеки, просветят рентгеном, и если видны щели, то все переделывалось заново. На такие рентгеновские проверки привозили сотни метров рентгеновской пленки!

Работу нужно было выполнить в очень короткие сроки. Поэтому работали в цехе на этом участке почти круглосуточно. Объединенную бригаду рабочих (в этот цех перевели лучших рабочих из других цехов) возглавил опытный бригадир Валентин Пирогов. А всей работой руководил мастер Валентин Ильич Лапин. По окончании столкнулись с новой проблемой. Требовалось обеспечить однотипность внутренних помещений, добиться для обитателей земного звездолета приятного для глаза окружающего мира, состоявшего для будущих испытателей только из этих помещений. Поскольку сварен звездолет был из нержавеющей стали, получались блики, которые, по мнению врачей, могли негативно воздействовать на человека. Поэтому требовалось добиться мягкого, теплого отражения света.

Стали проводить опыты. Наконец в ходе опытов приняли решение применить внутри помещений пескоструйную обработку. Но такое огромное сооружение в пескоструйную камеру ведь не засунешь! Поэтому пришлось использовать переносной пескоструйный аппарат. Пескоструйщика одевали в специальный скафандр, в который подавали воздух для дыхания. Ведь находиться в помещении, где работает пескоструйный аппарат, невозможно! Получилось хорошо, внутренность помещений приобрела ровный приятный оттенок. Но появилась новая забота — многое из сделанного пришлось разбирать, чистить, мыть. А некоторые поверхности, до которых пескоструйный аппарат не добрался, обрабатывали по рационализаторскому предложению Валентина Лапина машинкой, к которой крепили стержень с… наждачной бумагой!

Так в скромном Рыбинске, в поселке Волжском, в одном из цехов Волжского машиностроительного завода рождался прообраз будущего космического корабля для межпланетных полетов. Люди, создававшие его, не получали больших зарплат и премий, они почитали за честь создание этого объекта стратегической важности. Государство все же оценило их великий труд. Мастер Валентин Лапин был награжден орденом «Знак Почета», сварщик Альберт Шишанов — медалью «За трудовое отличие». Немного позже Евгений Алексеевич Стекольщиков был награжден орденом Трудового Красного Знамени, орденом Ленина, серебряной медалью ВДНХ.

Звездолет увезли, как водится в таких случаях, в неизвестном направлении. И вскоре газета «Правда» написала: «Успешное проведение уникального годового медико-технического эксперимента является новым достижением советской науки и техники и будет содействовать дальнейшему развитию работ в области обеспечения жизни человека вне земли».

Наталья ИЛЬЮШЕНКОВА.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page