Два капитана

Отец и сын Волжины. Владимир Юрьевич и Владимир Владимирович. Оба военные моряки. Ныне живут и здравствуют в Рыбинске. Оба капитаны второго ранга. «Кап-2», как называется этот чин на военно-морском сленге. Собственно, такие же две большие звезды на офицерских погонах носил еще и дед семейства — основатель военной династии Волжиных Юрий Данилович. Офицером он был, правда, сухопутным. А вот потомков его потянуло на морские просторы.

Отец и сын Волжины. Владимир Юрьевич и Владимир Владимирович. Оба военные моряки. Ныне живут и здравствуют в Рыбинске. Оба капитаны второго ранга. «Кап-2», как называется этот чин на военно-морском сленге. Собственно, такие же две большие звезды на офицерских погонах носил еще и дед семейства — основатель военной династии Волжиных Юрий Данилович. Офицером он был, правда, сухопутным. А вот потомков его потянуло на морские просторы.

БЫЛ «ЧКАЛОВ» — СТАЛ «КОМСОМОЛЕЦ»

Родом Юрий Данилович был с Волги. Из Саратовской губернии. Отсюда и фамилия — Волжин. Он был простым учителем. В 1928 году попал в армию. Военное дело пришлось по душе, и стал кадровым офицером. В войну воевал под началом Рокоcсовского на московском направлении. Там же в апреле 1942-го получил тяжелейшее ранение, после которого к строевой службе вернуться уже не смог. Но лямку военную тянул. Был военным комендантом Белой Церкви, потом Фастова, что на Украине. Здесь до войны женился. Сюда и вернулся после нее.

А вот его пятнадцатилетный сын душой прикипел к морю. В 1946 году он умчался на юг, в далекий азербайджанский Баку, где базировалось тогда военно-морское училище. Отсюда в числе слушателей подготовительных курсов и переехал в 1947 году в Калининград. Туда переводились некоторые курсы училища. Владимиру досталась специальность моряка-артиллериста. Именно досталась, как подарок судьбы. Новобранцев просто вывели на плац и приказали построиться по росту. Самых высоких отправили осваивать штурманские науки. Самых низких — учиться морскому минному делу. Шестнадцатилетний Волжин был среднего роста. Такие, как полагали преподаватели, более всего подходят в артиллеристы.

Училище окончил в 1953-м. Был распределен на Балтийский флот. В 76-ю бригаду эсминцев, которая базировалась в Лиепае. Сначала штудировал трофейную немецкую технику. Эсминец «Стерегущий», на который попал молодой офицер, во время войны входил в состав военно-морских сил гитлеровской Германии и носил бесцветное имя «Z-35». Впрочем, вскоре Владимиру Волжину-старшему пришлось переходить и на технику отечественную. Трофейные корабли очень нуждались в запчастях, которых советская промышленность не выпускала. Потому-то в пятидесятые годы, предварительно выжав имеющийся технический ресурс, их без особой жалости пускали под нож. Далее Волжину довелось служить на эсминце «Проворный». Потом — на крейсере «Комсомолец». Собственно, «Комсомолец» прежде назывался «Чкалов». Но в 1958 году в честь юбилея Ленинского комсомола имя прославленного летчика с его борта стерли. На крейсере Владимир Юрьевич дослужился до должности командира БЧ-2 — главного артиллериста корабля.

ЗАТРЕЩИНЫ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Сын Владимира Волжина-старшего Володя впервые побывал на военном корабле лет семи от роду. А уже вскоре ученик начальной школы стал на крейсере «Комсомолец» частым гостем. Потом даже пришлось там чуть ли не поселиться. Война и два года на оккупированной территории не прошли даром для его матери Надежды Карповны. Уже спустя годы ей пришлось серьезно заниматься здоровьем. Когда Володя пошел в пятый класс, мать провела в больницах, а затем на санаторном лечении около шести месяцев кряду. Мальчишке ничего не оставалось, как каждый день после школы отправляться на крейсер к отцу. Уже и раньше воспитывался он среди матросов. А здесь это воспитание стало всесторонним. Помимо отца больше всего уделял внимание мальчику главный боцман корабля Иван Иванович Портных. Здоровый был детина. Про таких говорят: два метра красоты и кулак с голову пионера. С помощью огромной своей клешни и давал иной раз затрещины по загривку командирского отпрыска. Не со всей силы, конечно. Но и чересчур нежными эти прикосновения не назовешь.

Откуда взялась привязанность у Портных к мальчику, не секрет. У Ивана Ивановича не было сына, лишь две дочери. Вот и полюбил мальчугана как своего. Более всего переживал он за успеваемость подопечного. Тому науки точные давались легко. А вот с русским языком да с литературой случались недоразумения. Это Владимиру Владимировичу Волжину сейчас с высоты прожитых лет нетрудно представить, о чем думала на первом балу Наташа Ростова. А в юные годы приходилось его заставлять лучше разбираться во внутреннем мире толстовских героинь с помощью боцманских затрещин. Кстати, за суровую боцманскую науку капитан второго ранга Владимир Владимирович Волжин благодарен боцману Ивану Портных до сих пор.

Оканчивал школу Волжин-младший в Кронштадте, куда крейсер «Комсомолец», где служил его отец, перебазировался на плановый ремонт. Куда идти дальше, к тому времени уже решил давно. Мыслимое ли дело, уже лет в 11 — 12 мог играть в кораблики по-крупному. То есть знал большой боевой корабль на все пять: умел сам и орудие навести, и зарядить, и выстрелить. Так что направился прямиком в Калининград, в янтарный край, в то самое училище, которое вскоре после войны оканчивал отец. И тоже пошел по артиллерийской части. Точнее, здесь тогда уже открылся престижный ракетно-артиллерийский факультет. Немало артиллерийских хитростей узнал непосредственно от отца. Собственно, и служить-то после учебы в далеком 1977 году пришел в ту же часть, где за четыре года до этого тянул военно-морскую лямку его отец. Правда, к тому времени отец уже ушел на повышение — стал флагманским артиллеристом на военно-морской базе в Лиепае.

ВСЕ КАК ОДИН

В БЕЛЫХ ШТАНАХ

Знал ли Владимир Волжин-младший, впервые взошедший на палубу военного корабля семилетним мальчиком, куда выведет его судьба через несколько лет? То, что ему, сыну военного моряка, рано или поздно придется облачиться в отечественную военно-морскую форму, думаю, не сомневался. А вот то, что в белых штанах будет он прогуливаться в далеком африканском порту на берегу Гвинейского залива, уж точно не предполагал.

Как и отец Владимир Юрьевич, свою военно-морскую лямку молодой офицер Володя Волжин начинал тянуть на Балтике на эсминцах. В 1977 году получил назначение на эсминец «Спешный». Прослужил чуть больше года, когда его корабль в составе сводной эскадры отправился в далекую Анголу.

Путь советских кораблей лежал в порт города Луанда. Шли для обеспечения противовоздушной и противокатерной обороны. В этой стране в военной миссии работало немало тогда наших специалистов. Впрочем, повоевать пришлось и по пути. В последние годы мировые СМИ очень часто озвучивают проблему сомалийских пиратов. В конце семидесятых подобная же напряженность существовала на противоположном, западном побережье огромного африканского континента, в Гвинейском заливе. В тех водах активно вели промысел корабли советского «Океанрыбфлота». На них и участились набеги. На своих утлых лодочках, правда, оснащенных самыми современными по тем временам японскими моторами, чернокожие пираты нападали на наших рыбаков. Пришлось эскадре провести против них спецоперацию. Держалась постоянная радиосвязь с рыбаками. На военных кораблях, следовавших вдоль африканского побережья, обязательно присутствовали представители местных государств. Под их ответственность при приближении подозрительных лодок к рыболовным траулерам и стреляли на поражение. Вели огонь не боевыми зарядами, а болванками. Но даже от них поднимался такой столб воды, что моторные лодки с пиратами разлетались в щепки. Подействовало. Пираты от наших рыбаков сразу отстали.

Там же, в Гвинейском заливе, заходили в Бенин. Более недели гуляли по порту, расходовали заслуженную за время похода валюту. Там-то и получили совет от нашего консула — одеваться при выходе в город в гражданское. Дело в том, что наших моряков в форме местные торговцы принимали за американцев и сразу взвинчивали в несколько раз цены. Потому-то все увольняющиеся на берег надевали однообразные белые матросские брюки (других не было) и случайно завалявшиеся в нехитром флотском гардеробе гражданские футболки. В итоге все как один были в белых штанах.

КАК МОТЫЛЬКИ НА ОГОНЕК

В походе через тропики пришлось столкнуться и с другой экзотикой. Ночью корабли освещались только синими огнями, чтобы их не было видно. При этом механики, дежурившие на посту энергетики живучести, приноровились открывать дверь, откуда шел нормальный свет. Летучие рыбы, которыми кишат те воды, слетались на единственный огонек, словно мотыльки. В результате многие из них попадали в емкость специально поставленную перед дверью. Внешне она напоминала котел. Так что рыба, которая с волны может улететь и за сто метров, сама сыпалась чуть ли не на стол. В общем-то к утру туда и попадала. Проворные коки успевали ее приготовить, чем немало радовали уставшую от консервов команду корабля. Кстати, внешне эти летуны напоминают селедку. Даже по вкусу. Только плавники на вид чуть крупнее.

Для похода моряков экипировали в тропическую форму. Обычные светло-синие шорты. Легкая курточка свободного покроя. Пилотка с козырьком. Обязательно кожаные тапочки с дырочками. Только тапочки не помогали. Все равно днем в них по палубе было ходить как по раскаленной сковородке. Не легче было в кубриках. Хоть родина и обеспечила быт простых матросов кондиционерами, такой же уют офицерам создать забыли. Что-то сорвалось при подготовке похода. В офицерских кубриках, где не было даже вентиляторов, стояла жара за сорок. Бедным флотским командирам приходилось время от времени вваливаться к собственным подчиненным. Упадешь на ларь в матросском кубрике, отдышишься, расскажет позже Владимир Владимирович Волжин, приведешь чувства в порядок, а толку мало.

Выйдешь на палубу, где за пятьдесят, и после двадцати пяти градусов и легкого ветерка в матросском кубрике буквально насморк появляется.

Впрочем, за долгие годы службы пришлось побывать и во Франции, и в Северной Атлантике. Но чаще приходилось тянуть нелегкую будничную службу на Балтике. Служил Владимир Волжин-младший командиром БЧ-2 (главным артиллеристом) эсминца, флагманским артиллеристом дивизиона сторожевых кораблей. Довелось поработать и в штабе. Последнее место службы — городок Плунга в Литве, где в 1993 — 1994 годах Владимир Волжин-младший командовал воинской частью — базой снабжения флота. Базу эту, где в огромных количествах хранились глубинные бомбы, мины, торпеды, снаряды, Волжину и пришлось эвакуировать из к тому времени уже независимой республики. Но это уже совсем другая история.

Александр ЕФРЕМОВ, Рыбинск.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page