Печали муртузали джанаева

Корифеи политэкономии всегда утверждали, что в любых условиях, особенно кризисных, выживают только крупные производители. Но парадокс в том, что первыми в Даниловском районе развалились именно крупные сельхозпредприятия — совхозы «Антоново», «Луч», «Марьино». А выжили и продолжают трудиться небольшие хозяйства, такие, как СПК «Память Ленина», где и ныне работников всего около сотни. ЗА 23 ГОДА работы его председателем Муртузали Джанаев насмотрелся всякого.

Корифеи политэкономии всегда утверждали, что в любых условиях, особенно кризисных, выживают только крупные производители. Но парадокс в том, что первыми в Даниловском районе развалились именно крупные сельхозпредприятия — совхозы «Антоново», «Луч», «Марьино». А выжили и продолжают трудиться небольшие хозяйства, такие, как СПК «Память Ленина», где и ныне работников всего около сотни.

ЗА 23 ГОДА работы его председателем Муртузали Джанаев насмотрелся всякого. И сегодня, считает он, несмотря на все заверения и обещания властей поддерживать отечественного производителя сельхозпродукции, делается в этом направлении мало хорошего. В начале июля Джанаев в составе делегации ездил на неделю в Белоруссию. Там он увидел не показушные, а обычные хозяйства, деревни и сельские поселки, обустроенные, с хорошими дорогами. Много еще чего положительного там есть в отношении государства к селянам. Можно долго перечислять. Только создается впечатление, будто наши правители ничего обо всем этом не ведают. И оттого становится грустно на душе Муртузали Магомедовича.

Главная забота его сегодня — заготовка кормов для стада в 900 голов крупного рогатого скота. Легко сказать — заготовка. Дороги за деревней Мишутино, где расположены основные массивы трав, можно назвать таковыми только условно. Ухаб на ухабе. И в председательском «хантере» чувствуешь себя, будто в седле мустанга на каком-нибудь родео. Вот и приходится «запрягать» в телеги для перевозки травяной массы к бурту, где идет силосование, гусеничные тракторы. Невыгодно это по всем расчетам: и ходовая трактора долго не выдерживает, и много горючего сжигается. Но это все последствия бывшей политики в распределении техники. Если крупным хозяйствам выделяли каждый год по два колесных трактора, мелким доставался один через два года, вспоминает Джанаев. Теперь ему приходится покупать технику, что осталась после развала больших хозяйств.

Хорошо еще, что до сих пор на ходу два гэдээровских комбайна. Они заканчивали косовицу на поле, куда мы с Джанаевым добирались довольно долго. На одном из них с самого начала вот уже более 20 лет работает Владимир Васильевич Тимофеев. Кроме комбайна за ним закреплены трактор ДТ-75, грузовик ГАЗ-53 и пилорама. Такое доверяют только надежным людям. К тому же в хозяйстве осталось всего 18 по-настоящему грамотных и умелых механизаторов. Им предстоит заготовить около 6,5 тысячи тонн силоса, чтобы держать на нужном уровне производство молока. На нем в основном и зиждется экономика хозяйства.

Дойное стадо — всего около четырехсот коров — сейчас на выпасах. За ним приглядывают Вениамин Васильевич Тимофеев — пастух с 34-летним стажем и его зять Владимир Тимофеев. Вообще, создается впечатление, что в хозяйстве трудятся чуть ли не одни Тимофеевы, так распространена здесь эта фамилия. Пока буренки спасаются от оводов и слепней в небольшом болоте, наблюдаем, как спугнутая ими большая стая журавлей на бреющем полете потянулась на поля.

— Скоро от них спасу не будет, — комментирует это захватывающее зрелище Джанаев. — Когда журавли в начале августа собираются в многотысячные стаи, они вытаптывают хлеба так, что урожайность на одном конце поля при уборке чуть ли не вдвое ниже, чем на другом, где журавлей нет.

Почему эти большие и красивые птицы облюбовали угодья СПК «Память Ленина» — для всех загадка. Донимают хозяйство и кабаны, ежегодно учиняющие потравы хлебов на больших площадях. Но не только это беспокоит председателя. Ему непонятна непоследовательная политика властей по отношению к селянам. Об этом мы подробно говорили в кабинете Джанаева, где можно было наконец отдохнуть от пыли и надоевших оводов.

— Губернатор обещал нам доплату — 74 копейки на литр горючего на посевную и заготовку кормов, если мы увеличим посевные площади, — с грустью в голосе говорил Муртузали Магомедович. — В этом году мы их увеличили, но обещанные копейки можно получить только при условии предоплаты за горючее. А везти его надо из Ярославля, что тоже накладно. Не в чести селяне и у районной власти. В соседнем Первомайском районе помощь селу из бюджета составляет в 2009 году около 800 тысяч рублей, в Угличском — 2,5 миллиона. А нам пожаловали из бюджета только 380 тысяч рублей.

Что к этому добавить? Джанаев считает, что один из вариантов спасения села, как ни парадоксально это прозвучит снова, — укрупнение хозяйств. Если к СПК «Память Ленина» присоединить соседний СПК «Восход» с его землями, расположенными вблизи проезжих дорог и с оставшимися 25 работниками, есть шанс обоим удержаться на плаву до лучших времен. И еще одно обязательное условие — это предоставление права и возможностей самим хозяйствам выходить на рынок сельхозпродукции без посредников.

Кажется, все просто. Однако идея эта еще не овладела умами тех, от кого зависит разработка стратегии по решению стоящих перед сельхозпроизводством задач. Потому и печалится Джанаев, отказывая зашедшему в контору работнику выдать деньги на погашение кредита. Ведь если в прошлом году хозяйство по итогам полугодия сработало с полуторамиллионной прибылью, то нынче за полгода убытки составляют уже около 900 тысяч рублей. Так что, как ни крути, оптимистичной концовки рассказа о хозяйстве не получается?

Владимир ЗЕЛЕНСКИЙ.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page