Пять поколений одной крестьянской фамилии

В настоящее время среди жителей России популярным увлечением становится составление своих родословных. Кому-то повезет, и он найдет среди родовых ответвлений благородные корни, другие довольствуются малым, имея в основе крестьянское или мещанское происхождение. Но интересно совсем не это, а сам процесс поиска. Это действительно очень захватывает, и даже не важно, кем мы окажемся в конечном итоге, главное — кто мы есть сейчас.

В настоящее время среди жителей России популярным увлечением становится составление своих родословных. Кому-то повезет, и он найдет среди родовых ответвлений благородные корни, другие довольствуются малым, имея в основе крестьянское или мещанское происхождение. Но интересно совсем не это, а сам процесс поиска. Это действительно очень захватывает, и даже не важно, кем мы окажемся в конечном итоге, главное — кто мы есть сейчас. Даже если в основе лежат крестьянские корни крепостного происхождения, то всегда интересно пронаблюдать, сколько поколений они насчитывают, обитая в одной и той же местности. Примером такой крепостной крестьянской семьи являются Красильниковы, настоящие аборигены Ярославского края, родина которых находилась в Тутаевском районе.

С самыми ранними сведениями об этой семье мы встречаемся еще в XIX веке в «Ревизских сказках». По приводимым там данным за 1816 год, в частности, сказано, что в Романовском уезде, в деревне Волково, принадлежащей помещику майору Шипову, у крепостного крестьянина Федора Иванова родился сын Конон. Впоследствии он стал отцом Маремьяны Кононовны Красильниковой, супруги Ефима Александровича Красильникова. Сама фамилия Красильниковых стала известна только после 1862 года, когда уже было отменено крепостное право. До этого момента отчества сыновей и дочерей в крестьянских семьях наследовались по имени отца, что сейчас часто вызывает затруднения при составлении генеалогии крестьянских семей.

После заключения брака молодая семья переехала в деревню Фарисеево Максимовской волости. Там они стали крепостными дворян Урусовых, которые имели свое имение в селе Спасском. У них родились сыновья: Василий, в 1875 году, и Александр, в 1891-м. Всего в семье Красильниковых было тринадцать детей. Потом, уже во времена Столыпинской реформы, по приговору об укреплении надельной земли от 1 апреля 1910 года крестьянину Ярославской губернии Романово-Борисоглебского (ныне Тутаевского) уезда Максимовской волости, бывшему крепостному господ Урусовых Ефиму Александровичу Красильникову в частную собственность укрепились земельные наделы, которые ранее состояли в его личном пользовании. По этому приговору в его руки отходил участок земли, на котором находился его дом и двор. Кроме усадебной земли в личном пользовании Красильникова было озимое и яровое поле. А всего в руках Ефима Александровича было 8 десятин 1064 сажени земли. Кроме этого он имел право постоянного пользования сенокосом, находящимся по лугу, и лесом, что составляло всего около семи десятин, и участвовать в пользовании непеределенными угодьями: выгоном, водами, проездами и дорогами. Покос и лес делились ежегодно под кол. В дальнейшем семья Красильниковых подверглась раскулачиванию, для чего специально была назначена комиссия по перераскладке чрезвычайного революционного налога. В случае неподчинения властям Ефиму Красильникову грозило личное задержание с полной конфискацией имущества.

Интересна биография одного из сыновей Красильниковых, Александра. Он был тринадцатым ребенком в семье. Известно, что до первой мировой войны Александр Ефимович Красильников был отходником и каждую зиму выезжал на заработки в Санкт-Петербург. Первый раз он выехал туда в 1906 году, когда ему было 15 лет. Вместе с ним поехал и его друг Семен Степанович Бальников, который был родом из деревни Сальково Максимовской волости Романово-Борисоглебского уезда. Вероятно, тогда же Александр получил образование и остался работать в Елисеевском магазине в качестве приказчика. Его друг Семен Бальников устроился в Зимнем дворце на должность писаря.

В годы первой мировой войны, с 1914-го по 1915-й, Александр Ефимович Красильников проходил службу на Балтийском море. Именно тогда он вел активную переписку со своими родственниками и близкими друзьями. Во время первой мировой войны Александр Красильников закончил первые курсы шоферов, организованные Министерством торговли и промышленности при электромоторной автомобильной мастерской «Семеновский гараж» в Петрограде на улице Рузовской, недалеко от Витебского вокзала. Шоферов обучали на автомобилях таких марок, как «Бразье», «Трегуар», «Панар» и «Рояль-Стар». Одной из услуг гаража был прокат автомобилей, и при нем же вели свою деятельность представительства разных автофирм. В аттестате, который получил Александр Красильников 23 мая 1916 года, было сказано, что он «прошел полный курс автомобильного дела как теоретически, так и практически и после строгого и всестороннего испытания удостоен звания ответственного шофера». После обучения Красильников продолжал состоять на службе в этой фирме и ездил на различных автомобилях частного пользования. Он также производил ремонт автомобилей и все возложенные на него обязанности «исполнял добросовестно и аккуратно». Александр проработал там до 1918 года, после чего вернулся в родное Фарисеево и уже в 1919 году устроился на овчинно-шубную фабрику имени Калинина, где проработал до 1925 года в качестве чесальщика овчин.

Как и многие зажиточные крестьяне в 20-х годах прошлого столетия, Александр Ефимович Красильников и его семейство были подвергнуты процедуре раскулачивания. В доме Красильниковых в деревне Фарисеево была произведена опись имущества, которое подлежало конфискации вследствие неуплаты в срок числящейся недоимки. К тому времени у Александра Красильникова уже были сын Александр, дочь София и двое младших детей. Были описаны половина дома и двора с конюшней и овином. После этого Александр Ефимович Красильников вместе со своим семейством вынужден был покинуть фамильный дом в деревне Фарисеево и переселиться в село Крест, недалеко от Ярославля, купив часть большого двухэтажного дома. Сейчас это район Нефтестроя. В этом доме прошли последние годы жизни Александра Ефимовича Красильникова. Он умер молодым.

После смерти мужа на руках у молодой вдовы Екатерины Александровны, в девичестве Михайловой, было четверо детей. Двое вскоре умерли, остались только сын Александр и дочь София. В годы Великой Отечественной войны они стали участниками боевых действий. София была зенитчицей и принимала участие в обороне Ярославля от налетов вражеской авиации. Александр попал на фронт в один из последних призывов уже перед окончанием войны. Знаменательно то, что он стал участником встречи на Эльбе. При наведении мостов через реку Одер был дважды контужен — он служил в железнодорожных войсках. В село Крест Александр Александрович Красильников вернулся в 1947 году из Австрии. После возвращения окончил Ярославский автомеханический техникум по специальности «энергетика». В должности инженера-энергетика он работал в московском институте «Гипроавтотракторпром», где занимался проектированием энергосистем, испытательных станций и автоматических линий. Один из больших проектов был посвящен системе освещения дворца культуры имени Добрынина в Ярославле. Его сестра София Александровна работала в одном из ярославских филиалов Сбербанка.

В настоящее время остались их дети и внуки, которые являются достойными продолжателями и хранителями семейных традиций рода Красильниковых.

Сергей КРЫЛОВ, краевед, Ярославль.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page