От москвы до иерусалима рукой подать

На Подмосковной земле вот уже три с половиной века существует Новый Иерусалим — воссозданная в ландшафте и архитектуре христианская Палестина с русскою душой. НАЗВАЛСЯ ПАЛОМНИКОМ — ЛЕЗЬ В ВОДУ Жара была, жара плыла — в июле было дело. Я поспешно разоблачился и вступил в манящую прохладой воду. Ух, до чего же студена иорданская водица! По мере погружения, словно тысячи иголок вершок за вершком впивались в кожу, душа обмирала и съеживалась в комок.

На Подмосковной земле вот уже три с половиной века существует Новый Иерусалим — воссозданная в ландшафте и архитектуре христианская Палестина с русскою душой.

НАЗВАЛСЯ ПАЛОМНИКОМ — ЛЕЗЬ В ВОДУ

Жара была, жара плыла — в июле было дело. Я поспешно разоблачился и вступил в манящую прохладой воду.

Ух, до чего же студена иорданская водица! По мере погружения, словно тысячи иголок вершок за вершком впивались в кожу, душа обмирала и съеживалась в комок. Откуда же мне было знать, что на дне бьют родники и речная вода холодна даже в летний зной.

Однако грех отступать. Я перекрестился тремя перстами во имя Отца, Сына и Святаго духа — и трижды окунулся с головой. Душа распрямилась, тело изнутри наполнилось теплом. Благодать! С возвышенным чувством вышел я из Иордана на берег в июльскую жару, от которой плавился подмосковный асфальт.

Стоп, милейший, Иордан течет в Палестине — уязвит меня знаток географии. Это так. А Палестина где? Не крутите, пожалуйста, глобус, высматривая Ближний Восток. Палестина гораздо ближе и находится в пятидесяти километрах от МКАДа. До Иерусалима от Москвы полчаса езды с ветерком на личном авто. Чуть больше часа займет поездка на пригородной электричке до станции Новоиерусалимская и от нее рейсовым автобусом. А можно и пешком с посошком дойти, что и делают настоящие паломники. Иорданом зовется река Истра, Новым Иерусалимом именуется основанный патриархом Московским и всея Руси Никоном в 1656 году Воскресенский мужской монастырь и его окрестности.

МЕСТО ПОНЕЖЕ ПРЕКРАСНО, ПОДОБНО ИЕРУСАЛИМУ

Удивительная по красоте местность, где строился Воскресенский монастырь, произвела благостное впечатление на богомольного царя Алексея Михайловича Романова, прозванного в народе Тишайшим. Извилистая река, живописные долины и лесистые холмы очень уж напоминали ландшафт Святой земли. «Яко благоволи Господь Бог исперва место сие предуготовати на создание монастыря; понеже прекрасно, подобно Иерусалиму», — написал государь в 1657 году патриарху Никону. Патриарх Никон подхватил и развил мысль государя.

Москву тогда величали третьим Римом и при этом приговаривали: «А четвертому Риму не бывать». Началось такое возвеличивание с Ивана IV Грозного, за тонкую ниточку родства с которым крепко держались Романовы. В 1547 году семнадцатилетним отроком Иоанн принял титул царя, давая понять всему крещеному миру, что он — преемник византийских императоров, а Москва — преемница Константинополя, то бишь второго Рима, захваченного в 1453 году окаянными турками. О преемственности говорил и российский герб — увенчанный короной двуглавый орел, державший в лапах скипетр и державу. Кстати, бабушка первого русского царя Софья Палеолог приходилась племянницей последнему византийскому императору. Считается византийского происхождения и шапка Мономаха, которой венчали великих русских князей и царей при вступлении на престол вплоть до конца XVII века.

В 1613 году шапку Мономаха возложили на голову избранному Земским собором царю Михаилу Федоровичу Романову. В 16 лет познал, насколько тяжела шапка Мономаха, второй государь из династии Романовых — Алексей Михайлович. Мягкий по натуре монарх нуждался в преданном друге и мудром наставнике. Таким другом и наставником стал для него Никон.

«СОБИННЫЙ» ДРУГ ГОСУДАРЯ

Крестьянский сын Никита Минов, похоронив троих своих детей, уговорил жену постричься в монахини и сам в тридцатилетнем возрасте принял монашеский постриг с именем Никон в Анзерском скиту Соловецкого монастыря.

Никон добился от самодержавной власти немыслимого. Пользуясь религиозностью и слабохарактерностью молодого царя, он заставил Алексея Михайловича принести торжественное покаяние за прегрешения перед церковью его предка Ивана Грозного. Произошло это в начале июля 1652 года, когда по инициативе Никона в Москву были перенесены из Соловецкого монастыря мощи святого митрополита Филиппа, убитого царским любимцем — опричником Малютой Скуратовым.

С 1654 года патриарх Никон проводит церковную реформу. Она предусматривает «единогласие» в богослужении, большое внимание уделялось исправлению богослужебных книг в соответствии с греческими (византийскими) текстами. Священные тексты переписывались писцами с греческого языка на русский от руки. За без малого семь веков, прошедших со времени Крещения Руси, в книгах накопилось множество искажений, как следствие этого — разночтения в трактовке обрядов и смысле их исполнения. Как говорил Никон, «попы несут с алтарей такую дичь, что волосы дыбом встают». Возвещая о догматах Божиих и о правилах, Никон повелел креститься на греческий манер тремя перстами («сими тремя персты подобает всякому православному христианину изображать на лице своем крестное знамение, а кто крестится двумя перстами — тот проклят!»), повторять возглас «Аллилуйя» три раза, служить литургию на пяти просфорах, писать имя Господа «Иисус» вместо «Исус».

Никон вел дело торопливо и самовластно, требуя немедленного отказа от старых обрядов и точного исполнения новых. Поэтому церковная реформа натолкнулась на сопротивление, особенно среди простых людей, ибо они не разумели сущности преобразований. Русское общество пересекла трещина. Собор 1666 — 1667 годов предал анафеме ревнителей старого московского благочиния, которые получили название раскольников, или староверов, и подверглись жестоким репрессиям. Так произошел церковный раскол, непреодоленный и доселе.

А еще Никон дерзнул возвысить Русскую православную церковь над прочими поместными православными церквами. Ради чего создал подобие Святой земли в Подмосковье.

БИБЛИЯ

КАК ПУТЕВОДИТЕЛЬ

Вслед за нашим экскурсоводом Еленой Игоревной мы проходим через Святые ворота Надвратной церкви Входа Господня в Иерусалим вовнутрь монастырской ограды:

— Важнейшим принципом, заложенным патриархом Никоном в создание Подмосковной Палестины, является иконографичность, или образность. Визуальное сходство некоторых истринских мест со своими палестинскими прообразами, которыми являются главные христианские святыни, поражает даже сейчас после проведенных застроек, прокладок дорог и прочих техногенных изменений ландшафта.

В центре топографической «иконы» находится холм, названный Сионом. В 1656 году на нем был основан Воскресенский мужской монастырь, главный храм которого — Воскресенский собор — сооружен по образу и подобию храма Гроба Господня в Иерусалиме. В Воскресенском соборе воспроизведено священное подобие горы Голгофы, где был распят Иисус Христос, а в ротонде собора расположена кувуклия — часовня над пещерой, местом трехдневного погребения и воскресения Спасителя. Под Голгофой находятся приделы Усекновения главы пророка Иоанна Предтечи и архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных. В Предтеченском приделе похоронен основатель монастыря патриарх Никон, скончавшийся в 1681 году.

К востоку от Сиона расположен холм Елеон. Евангелие повествует о живших на Елеоне в селении Вифания женах-мироносицах Марфе и Марии и брате их Лазаре, воскрешенном Иисусом Христом на четвертый день после смерти. С вершины горы Елеон Христос вознесся на небеса через сорок дней после воскресения.

Земли севернее монастыря были названы Галилеей, где Никон поместил холм Фавор, селения Назарет и Капернаум. Интересно вышло с созданием перед войной Истринского водохранилища. Это водохранилище как бы воспроизвело образ Галилейского моря, по воде которого Иисус ходил аки посуху и на берегу которого накормил пять тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами.

При рытье котлована для подземной церкви на месте образного обретения Креста Господня забил ключ. Источник оформили как колодец. Я пил воду из него — изумительная на вкус. Кристально чистая и целебная вода в Силоамской купели — природном источнике под холмом против северо-западной Иноплеменничьей башни монастыря. Я набрал оттуда воды в бутылку из-под минералки. Каждый день пью по чуть-чуть. И, знаете, беспокоивший меня гастрит смирился.

ЦАРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО НА ТЕБЯ ГНЕВЕН

На берегу Истры — Иордана я любовался небольшой, удивительно компактной, столпом устремленной ввысь четырехэтажной постройкой. Ее красоту не умаляли ни уродливый дощатый забор, ни полиэтилен вместо стекол на окнах, ни стройматериалы вокруг. Конечно, по великолепию этому строению не тягаться с Воскресенским собором и прочими монастырскими храмами. Но скит, предназначенный для уединенных молитв, как раз должен отличаться внешней скромностью.

В этом скиту на берегу Истры в окружении Гефсиманского сада патриарх Никон прожил восемь лет после того, как в 1658 году из-за размолвки с царем самовольно покинул патриаршую кафедру. Богоявленская пустынь, или скит патриарха Никона, — единственное строение Нового Иерусалима, дошедшее до нас в первозданном архитектурном виде.

Опала настигла Никона исподволь. Царь перестал появляться в Успенском соборе Кремля, где служил патриарх, а в июле 1658 года Никону передали слова государя: «Царское величество на тебя гневен, ты пишешься великим государем, а у нас один великий государь — царь». После этого Никон обратился к народу со словами, что больше не хочет быть патриархом, снял с себя патриарший клобук, облачился в простое монашеское одеяние и пешком пошел в Новый Иерусалим. В письме к царю Никон отрекался от патриаршего престола. Никон ожидал, что царь попросит его вернуться, но этого не случилось.

Лишенный патриаршего достоинства и епископского сана Никон был сослан в Ферапонтов монастырь. После смерти Алексея Михайловича его перевели под более жесткий надзор в Кирилло-Белозерский монастырь.

ПОСМЕРТНАЯ СЛАВА

Во всей красе и славе Новый Иерусалим предстал перед взорами богомольцев лишь на исходе XVII века — уже после кончины своего создателя.

Российская Палестина изначально приобрела значение святыни всего православного мира и вплоть до октября 1917 года была местом массового паломничества. Большевики не посмели уничтожить Новый Иерусалим и ограничились переименованием в 1930 году города Воскресенска в Истру — по названию реки. В 1920 году, спустя год после закрытия монастыря, в его стенах разместился музей, который несколько раз менял свои названия и профиль. Ныне историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим» по-прежнему остается одним из крупнейших музеев России.

ВЗМЕТНУЛСЯ ГОРДО ОН ГЛАВОЮ НЕПОКОРНОЙ

У подошвы Дамасской башни монастыря в ряд уложены четыре мощные пушки. Такие пушки были установлены для ведения нижнего боя по всему периметру крепостной стены, которая достигает почти километра в длину, девяти метров в высоту и трех метров по толщине. Восемь башен монастырской ограды с их полукруглыми и восьмигранными окнами названы именами башен Иерусалима. Случись набег — Новый Иерусалим дал бы отпор врагу. Как дали достойный отпор полякам в 1609 — 1610 годах огнем пушек и пищалей, кипящей смолой и крутым кипятком защитники Свято-Троицкой Сергиевой лавры и Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле.

Пушкам Нового Иерусалима не нашлось применения ни в XVII, ни в XVIII, ни в XIX веках. Россия непрестанно воевала, но вражеские полчища до монастырских стен не докатывались. Лишь в 1698 году в окрестностях монастыря произошел бой правительственных войск с восставшими против Петра I стрельцами — поборниками старины. Бунтовщиков быстренько побили, уцелевших для острастки повесили (вспомните картину Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни»).

А вот против отборной дивизии СС «Рейх», прорвавшейся к монастырским стенам в ходе наступления на Москву, огневой мощи старинных пушек не хватало.

Вечером 25 ноября 1941 года немцы пытались наскоком овладеть Новым Иерусалимом. Штурмовая группа проникла за крепостную стену, но защитники обители в скоротечном бою уничтожили захватчиков. Поутру немцы обошли монастырь с юга и севера. Жаркий бой кипел несколько часов. По свидетельству командира 78-й стрелковой дивизии генерал-майора Афанасия Белобородова, пойменная низина у реки Истры с южной стороны монастыря и обочины Волоколамского шоссе были завалены убитыми эсэсовцами. Обитель за день несколько раз переходила из рук в руки. Лишь поздним вечером оборонявшие монастырь воины покинули его и с боем вырвались из окружения. В ночь на 27 ноября наши солдаты оставили Истру и отошли на новую оборонительную позицию.

Истра стала первым городом, освобожденным в декабре 1941 года в ходе советского контрнаступления под Москвой. Освобождала Истру опять-таки дивизия Афанасия Белобородова, которая ранее за оборону города была удостоена звания 9-й гвардейской стрелковой дивизии.

11 декабря гвардейцы вышли к пепелищу Истры, где практически не осталось ни одного целого дома. Накануне саперы дивизии СС «Рейх» подорвали Воскресенский храм, колокольню и угловые башни крепостной стены, сожгли и взорвали внутренние постройки монастыря. Фотографии развалин Нового Иерусалима стали на Нюрнбергском процессе одним из обвинений против нацистских преступников в варварстве.

Истинный ренессанс этой святыни земли Русской происходит лишь в последние полтора десятилетия. В 1995 году монастырь был возвращен государством Московскому патриархату, с тех пор там началось возрождение монашеской жизни, проводятся богослужения. В Рождественскую ночь 2007 года в Воскресенском соборе присутствовал на церковной службе президент России Владимир Путин. Он подарил настоятелю монастыря игумену Фиофелакту икону Святого Серафима Саровского. 23 июля 2008 года монастырь посетили президент России Дмитрий Медведев и патриарх Алексий II.

НЕТ ПРОРОКА

В СВОЕМ ОТЕЧЕСТВЕ

Покидая Новый Иерусалим, я вновь вернулся к гробнице святейшего патриарха Никона. Постоял в раздумье. Поразмышлял над словами Христа относительно того, что нет пророка в своем Отечестве.

Русская православная церковь причислила к лику святых первого патриарха Московского и всея Руси Иова, его преемника патриарха-священномученика Гермогена, уморенного голодом польскими интервентами, и Тихона, который в ноябре 1917 года первым взял в руки патриарший посох спустя 217 лет после отмены патриаршества в России. Патриарх Никон до сих пор не канонизирован. И будет ли?

Не мне, мирянину, судить о помыслах православных архиереев. Русская православная церковь живет по своим канонам, где определено, как молиться, как креститься, как имя Господа нашего Иисуса Христа произносить.

Церковный собор 1666 — 1667 годов осудил и низложил его за гордыню, но одобрил церковные преобразования Никона. И какие бы вихри враждебные ни веяли над Новым Иерусалимом за три с половиной века, Российская Палестина уцелела и вновь обрела свое великолепие и притягательную силу.

Александр СЫСОЕВ,

Новый Иерусалим, Подмосковье.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page