В стране сицкарей

Более 15 лет Рыбинским центром детского и юношеского туризма проводится летний профильный лагерь «Храм». За этот период совершены увлекательные путешествия по родному краю, выявлены уникальные памятники, проведены работы по их благоустройству. В ЭТОМ году в лагере организованы походы по окрестностям Рыбинска и комплексная краеведческая экспедиция на реку Сить для изучения наследия плотников-сицкарей.

Более 15 лет Рыбинским центром детского и юношеского туризма проводится летний профильный лагерь «Храм». За этот период совершены увлекательные путешествия по родному краю, выявлены уникальные памятники, проведены работы по их благоустройству.

В ЭТОМ году в лагере организованы походы по окрестностям Рыбинска и комплексная краеведческая экспедиция на реку Сить для изучения наследия плотников-сицкарей.

В первый день работы лагеря участники ознакомились с древнейшей историей края — археологическим памятником Усть-Шексна и новыми местными достопримечательностями — деревянной часовней и поклонным крестом в память о Воскресенской церкви, которая в свое время была украшением села Васильевского. Это село является родиной генерал-лейтенанта Федора Харитонова, там сохранился дом военачальника, а на берегу Волги появился небольшой памятник знаменитому земляку.

На следующий день было знакомство с историей и возрождением старейшего в городе архитектурного памятника — Казанской церкви и незаслуженно забытых уникальных инженерных сооружений — гавани и шлюзов.

Посещение малой родины адмирала Федора Ушакова началось в Алексеевском с осмотра усадьбы Шубиных. Из рода Шубиных выделяется Алексей Яковлевич — прапорщик лейб-гвардии Семеновского полка, который стал первой и трагической любовью Елизаветы Петровны, будущей русской империатрицы. Сегодня мало что сохранилось от усадебного комплекса: лишь развалины каменного двухэтажного дома да заросший пруд в окружении вековых деревьев.

Заключительным объектом посещения была усадьба «Тихвинское» — уникальный памятник российской усадебной культуры и один из первенцев архитектуры русского классицизма. В мае 1767 года хозяин усадьбы Тишинин принимал у себя под Рыбинском императрицу Екатерину Великую с ее многочисленной свитой, совершавшую водное путешествие по Волге. Для строительства усадьбы были привлечены лучшие архитекторы, художники, деятели культуры. Процесс путешествия освещался столичными газетами, в них можно обнаружить и подробное описание усадьбы. После принятия помещиком высокой гостьи была издана книга, а известный русский художник Махаев готовил к изданию две большие гравюры. Сегодня состояние усадьбы «Тихвинское» — яркий пример варварского отношения к отечественной истории и культуре.

Прошлогодняя экспедиция на реку Сить показала, что необходима срочная работа по изучению наследия плотников-сицкарей — яркой и самобытной этнической группы на севере Ярославской области. Объектами исследований были намечены села и деревни бывшей Сить-Покровской волости, места компактного проживания сицкарей.

Наследие сицкарей в свое время постоянно привлекало внимание исследователей, но сегодня оно подзабыто, исключение составляет книга мышкинского краеведа Гречухина «По реке Сить». Ситуация, связанная с наследием сицкарей, требует неотложных действий: пустеют их отдельные дома и целые деревни, которые были основой яркой и самобытной культуры. От естественного старения выкрашивается резьба с фасадов — замечательное творение народных мастеров. И если нет сегодня реальной возможности сохранить в естественных условиях деревянное узорочье, то необходимо хотя бы сделать его качественную фотофиксацию. На это и была направлена работа нашей экспедиции, базовым лагерем которой стало село Байловское.

Несмотря на ограниченность во времени, удалось выявить ряд интересных закономерностей. Например, по планировке поселений. Несмотря на расположение у реки, главные фасады домов ориентированы не на Сить, а в южном направлении. Максимальная открытость жилых помещений прямым солнечным лучам оказывала оздоровляющее воздействие на человеческий организм, приносила дополнительный источник тепла в дом. Любопытно и то, что если деревня состояла из нескольких порядков (то есть дома образовывали собой целую улицу), то постройки одного из порядков выходили на улицу не главными фасадами, а своими дворами и огородами.

Особое внимание сицкари уделяли и обустройству печи. Часто она располагалась не на традиционном опечке, а на мощных переводинах, которые на уровне пола врубались в стены дома. Отсюда пристальное внимание к выбору устойчивой конструкции сруба и крыши. План сруба тяготеет к квадрату, а крыша возводится четырехскатной, чтобы равномерно распределить нагрузку на все стены сруба, поэтому трудно найти покосившийся дом сицкаря. Сравнительно небольшие размеры жилых помещений по отношению к дворовым отчасти компенсировались устройством высокого подклета, который использовался под различные хозяйственные цели.

Домов с богатой пропильной резьбой мы не обнаружили, лишь мотивы «солнышек», ромбов и триглифов, выполненных в технике плосковыемчатой резьбы, украшают наличники, подзоры и карнизы обследованных домов. По-видимому, большинство их имеют древнее происхождение и построены до увлечения сицкарей пропильной резьбой. А может, богатый декор из пропильной резьбы использовался сицкарями при выполнении заказных работ за пределами Сить-Покровской волости.

Стало доброй традицией в последний день работы опускать в Сить венок из полевых цветов с зажженными свечами — дань памяти русским воинам, погибшим в битве с татаро-монголами.

Наследие сицкарей — часть истории и культуры Мологского края. И сегодня необходимо приложить немало сил для сохранения этого уникального наследия, созданного руками мологжан.

Евгений БАЛАГУРОВ, руководитель лагеря «Храм-2009»;

Елена ПАВЛОВА, этнограф.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page