Перевернуть пирамиду

Для председателя СПК «Заречье» Николая Титова головная боль сегодня — найти опытного комбайнера. Об этом он заявил с первой минуты встречи с руководителем информационно-консультационной службы Даниловского района Владимиром Холкиным, которому поручили изучить обстановку в хозяйствах к предстоящему совещанию в районной администрации по вопросам организации уборочных работ. ПОСМОТРЕЛИ, прослезились: дожили, что называется.

Для председателя СПК «Заречье» Николая Титова головная боль сегодня — найти опытного комбайнера. Об этом он заявил с первой минуты встречи с руководителем информационно-консультационной службы Даниловского района Владимиром Холкиным, которому поручили изучить обстановку в хозяйствах к предстоящему совещанию в районной администрации по вопросам организации уборочных работ.

ПОСМОТРЕЛИ, прослезились: дожили, что называется. Техника в СПК «Заречье» старая, латаная-перелатаная, как трактор МТЗ, что стоит сейчас на ремонте в мастерской. На ходу два зерноуборочных комбайна. На одном из них работает квалифицированный механизатор. Но чтобы быстрее убрать 150 га зерновых, пока погода стоит, позарез нужен второй комбайнер. Искал его председатель в соседних хозяйствах — безрезультатно. А своя молодежь учиться на комбайнеров что-то не торопится.

Кроме зерновых сеяли нынче в «Заречье» и лен. По тому, с какой любовью Николай Константинович и его однофамилица, агроном хозяйства Нина Павловна Титова осматривали поле у деревеньки Высоково, было видно, что лен удался на славу. На 70 из 170 гектаров посевов его уже вытеребили. Вот только льносемя в хозяйстве собираются сушить по старинке, пропуская его через комбайн. И это тоже не от хорошей жизни. Сушить его на сушилке, отапливаемой дровами, опасно.

— Льноворох — что порох, вспыхивает моментально, — говорит Титов. — И потушить пламя очень трудно.

Был в «Заречье» уже горький опыт. Тогда едва отстояли сушилку, хоть и пруд с налаженной помпой рядом. Солярка же для сушки зерна и семян льна давно уже никому не по карману.

В соседнем СПК имени Дзержинского застали момент, когда из мастерской после небольшой починки выезжал комбайн «Дон —

1500 Б». Эта высокопроизводительная зерноуборочная машина, по словам Холкина, единственная в районе. Пока «Дон» добирался до поля, там на комбайне «Нива» с утра трудился Николай Белов. Николай — комбайнер с солидным стажем, погода отменная для уборки, так что дело спорилось. И вот она, полузабытая многими горожанами и радующая сердце селянина картина, когда из шнека комбайна плотным потоком сыплется зерно нового урожая. А вот и «Дон» на подходе. Виктор Баранов не первый год занят на уборке урожая и умело управляет этой махиной. Значит, поле скоро будет убрано подчистую. Однако качество работы всегда непременно проверяет сама председатель СПК имени Дзержинского Алла Копылова, которую мы встретили по дороге в поле. И не потому, что она не доверят механизаторам. Просто такой порядок здесь заведен давно и соблюдается неукоснительно.

На полную мощность работает в хозяйстве сушильно-сорти-ровочный комплекс, куда зерно привозят с полей и доводят здесь до нужных кондиций. В этом непростом деле тоже требуется сноровка и опыт, который работающим здесь мужикам, по всему видно, не занимать.

В тот же день, сразу после обеда, на совещании в администрации района по итогам работы сельхозпредприятий за минувшее полугодие и о задачах по проведению уборки урожая подробно доложила начальник отдела сельского хозяйства Галина Малкова. Нетрудно было посчитать: из 19 руководителей хозяйств на совещание приехали только 8.

Как и предполагалось, об обстановке в ряде хозяйств доложил Владимир Холкин. По его оценке из 39 комбайнов исправны всего 9. Однако, как заверяют руководители хозяйств, они надеются, что на уборке урожая будут работать 29 комбайнов. И это самый оптимистичный прогноз. Из 16 зерновых сушилок к работе готовы сегодня только 6. А из тех 6 сушилок, что оборудованы для сушки семян трав, — 4.

Проработавший много лет главным инженером районного управления сельского хозяйства, Холкин хорошо владеет информацией по ценам на технику и запасные части. С настойчивостью, с которой когда-то говорил в римском сенате Катон-старший о том, что Карфаген должен быть разрушен, Холкин повторяет: «Пора бы уже и власть употребить и перевернуть эту чертову пирамиду, о которой говорил недавно Путин. 30 процентов стоимости продукции должны получать торговля и переработчики, 70 процентов — отдайте производителю. Я не говорю сейчас о цене продукции. Пусть она 5 рублей стоит. Отдайте 4 рубля из них тому, кто в говне ходит, а рубль тем, кто паразитирует на нынешнем состоянии села».

Представитель областного департамента АПК Владимир Калашников, курирующий Даниловский район, в очередной раз заговорил о разработке новой программы, которая должна впитать в себя три уже действующие — по развитию сельского хозяйства, поддержке малых форм хозяйствования и социального развития села.

Неожиданную для присутствовавших руководителей оценку сложившейся сегодня в деревне ситуации и сказанному на совещании дал председатель СПК «Заречье» Николай Титов, который утром любовался льняным полем.

— У нас в хозяйстве еще за май зарплата не выдана. Какой смысл работать? — эмоционально заговорил, не вставая с места, Николай Константинович. — Почему никто скот в деревне не держит? А какой смысл его держать? Вот сидим, разводим разговоры?

Если вырастить теленка и себе ни копейки не оставить за труд, какой смысл его выращивать? Сколько нам еще отведено — год или два? Вот вы приехали к нам и ничего конкретного не сказали. Говорите — надо сливать хозяйства. Нищего с нищим сливать?

Извините, до конца скажу: в мае глава говорил — по середской и шаготской зоне что-то будет решаться. Прошло четыре месяца, я ни разу не видел в хозяйстве главы.

Всех все устраивает. Я понимаю так: вы деньги получаете, мы — зарабатываем. Между нами большая пропасть. Вы летом уходите в отпуск. В советское бы время, если бы руководитель сельхозпроизводства ушел в отпуск… Как это так? Гуляйте зимой, но сейчас грех гулять, когда все в развале.

У меня отношение к нашей власти такое, что ей ничего не надо. Вы перестали нас собирать, люди все разобщены, живут, как медведи в берлоге. Говорю так, потому что наболело. Сейчас что-то надо решать. Пройдет год-два и все, конец…

Владимир ЗЕЛЕНСКИЙ.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page