Рыженький, раненый да малышка

Звонарь храма Успения Божией Матери в подмосковном Щапове, а по совместительству известный в Москве джазовый музыкант Александр Гороховский — частый гость фестиваля «Преображение». Впрочем, он и сам может служить примером преображения. АЛЕКСАНДРУ Гороховскому 69 лет, и более 50 из них связаны с музыкой. 12-летним парнишкой он попал в военно-музыкальное училище. Потом были Гнесинка и сотрудничество с известными музыкантами: Анатолием Кроллом, Игорем Брилем, Иосифом Кобзоном.

Звонарь храма Успения Божией Матери в подмосковном Щапове, а по совместительству известный в Москве джазовый музыкант Александр Гороховский — частый гость фестиваля «Преображение». Впрочем, он и сам может служить примером преображения.

АЛЕКСАНДРУ Гороховскому 69 лет, и более 50 из них связаны с музыкой. 12-летним парнишкой он попал в военно-музыкальное училище. Потом были Гнесинка и сотрудничество с известными музыкантами: Анатолием Кроллом, Игорем Брилем, Иосифом Кобзоном. И, наконец, колокола.

15 лет назад Александр начал строить в Щапове дом. В трех километрах находился полуразрушенный храм с одним старым разбитым колоколом. Остальные 12 были сброшены. Тогда же судьба свела его с настоятелем храма отцом Георгием Еварестовым. Александр вызвался помочь в восстановлении колокольни.

— Батюшка мне тогда сказал: «Навсегда здесь останешься», а я не поверил, — вспоминает он.

Вера в Бога жила в его душе всегда. Верующей была его мама. Александр помнит, как его, трехлетнего, крестили во время войны — три раза окунули в холодную воду. На восстановление колокольни ушел не один год. Сначала собирали по рублю со старушками, потом появились спонсоры. Первый звон раздался в 1994 году на Троицу. Так и стал ездить джазовый ударник в Москву на работу, а домой возвращался в село к 10 колоколам. Каждый носит свое имя: Рыженький, Светленький, Раненый, Малышка. Потихоньку стал обучаться звонарному делу. Слушал пластинки со звонами, брал уроки у старых звонарей. Одно время даже пел в церковном хоре. Он и до сих пор включает в свой репертуар духовные стихи.

В «Преображении» Гороховский участвует четвертый раз. Ярославская звонница — инструмент сложный. 18 колоколов XVI и XVIII веков русского и голландского производства собраны из разных храмов Ярославля. Повторить свой звон на чужом инструменте невероятно сложно, но на то он и джазмен, чтобы импровизировать.

Сейчас у Гороховского самого есть ученики. Трое. Двое успехами не радуют, ленятся. Только один Кирилл, несмотря на юный возраст, ему всего 11, оказался прилежным. Занятия не пропускает, не жалуется, что холодно. Стойкий парнишка. По мнению Александра, в России не хватает звонарей. Звонит кто попало. Да, открываются школы, но большинство из них, что называется, местечковые, да и учат там спустя рукава. Так, трезвоны-перезвоны. Все как под копирку. А ведь существует целая симфония звонов: праздничные, будничные, красные, малиновые, свадебные.

Анастасия СОЛОВЬЕВА.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page