Прекрасный махаон

В конце лета, в теплый и порой еще по-летнему жаркий августовский полдень на стволах старых берез можно наблюдать больших нарядных бабочек — павлиний глаз, орденская лента, адмирал и траурница. Они как яркие поздние цветки «распускаются» на березовой коре и, ловя солнечные лучи, шевеля крылышками, греются на солнце.

В конце лета, в теплый и порой еще по-летнему жаркий августовский полдень на стволах старых берез можно наблюдать больших нарядных бабочек — павлиний глаз, орденская лента, адмирал и траурница. Они как яркие поздние цветки «распускаются» на березовой коре и, ловя солнечные лучи, шевеля крылышками, греются на солнце. Мне всегда бывает грустно смотреть на эти прекрасные создания, на этот запоздалый подарок уходящего лета…

ОТМЕЧУ, что часто в детстве мы находили различного вида гусениц и куколок бабочек и жуков и, желая узнать, что из них вылупится, помещали в баночки. Как правило, насекомое вылезало из хитинового панциря, но мы, занятые своими играми и увлечениями, часто не видели, что же такое «гостило» у нас.

Лет пять назад в зарослях укропа, заполоняющего наш огород выше всякой меры и растущего на правах фактического сорняка, мы, удаляя разросшиеся растения, обнаружили большую зеленую гусеницу, такую, каких мы еще не встречали. Конечно, возникло желание узнать, что за живность жирует на нашем укропе.

«А вдруг это махаон!» — высказала свое предположение дочь, недавно перечитавшая книгу о насекомых.

Стебли укропа вместе с гусеницей были сорваны, помещены в трехлитровую банку. Чтобы гусеница не «убежала», завязали банку марлей и поставили на веранде под стол. Мы ежедневно наблюдали за жизнью гусеницы, иногда заменяя увядший укроп свежим. Хорошо, что в это лето вся наша семья могла отдыхать на даче: моя жена была в отпуске, дочка на каникулах, а я каждый день приезжал туда после работы, и вся эта история с появлением прекрасной бабочки прошла на глазах. Скоро гусеница окуклилась — превратилась в большую коричневую куколку.

Прошло примерно три недели, и мы в потоке летних дней с их каждодневными хлопотами немного позабыли о нашем «питомце». Но однажды дочь, читая книгу, услышала под столом довольно сильный шорох и сначала подумала, что это шуршит мышь, но, заглянув под стол, увидела, что куколка стала «просыпаться», и дальнейшее действие уже происходило на наших глазах.

Постепенно из кокона появилась голова, а затем и туловище со светлыми большими крыльями — такой бабочки мы никогда не видали! Ею оказался прекрасный махаон, про которого мы раньше только читали да еще видели в коллекции костромского музея.

Бабочка с полчаса обсыхала, сидя на занавеске, а потом стала порхать на веранде, мы понаблюдали за ней, а потом решили дать ей свободу, вынеся на улицу и посадив ее на расцветшие душистые флоксы. Бабочка довольно долго сидела, шевеля крыльями, а потом взлетела в небо и, к великому сожалению, быстро исчезла.

На следующий год мы, проводя прополку огорода от укропа, обнаружили целых три больших зеленых гусеницы — все были взяты нами на «воспитание», и из всех вылупились прекрасные бабочки. Мы, конечно, радовались, что такие бабочки живут у нас на огороде, и думали, что они будут радовать нас своим появлением каждый год.

Теперь каждое лето мы ждем появления махаонов, но, к великому нашему сожалению, больше их не видели.

А в этом году, видя каждый день бабочек павлиний глаз, и чуть реже — адмирала, орденскую ленту и траурницу, мы невольно вспоминали, как любовались прекрасным махаоном. И вдруг — чудо: над цветками цинний кружится роскошная светлая бабочка! Это был праздник!

Владимир МАКАРОВ,

Рыбинск.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page