Будем беспокоить власти народными просьбами

В июле редакция газеты «Золотое кольцо» выиграла в Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям РФ конкурс на государственное финансирование проекта, направленного на формирование новой информационной политики при освещении выборов в органы власти и собственно деятельности госорганов. Суть идеи проста — представить власти вопросы граждан на местах, конкретные общественно значимые наказы.

В июле редакция газеты «Золотое кольцо» выиграла в Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям РФ конкурс на государственное финансирование проекта, направленного на формирование новой информационной политики при освещении выборов в органы власти и собственно деятельности госорганов. Суть идеи проста — представить власти вопросы граждан на местах, конкретные общественно значимые наказы. Дальше ответ за ними — депутатами всех уровней, главами, выборными представителями органов исполнительной и законодательной власти всех уровней. Власти доверять практически невозможно, не имея с ней прямой обратной связи.

Нет, конечно, понять нас всех можно. Ну у кого в кризис есть время бегать по собраниям общественников и заниматься прочей социальной активностью. Тут уж не до жиру. Но нынешняя власть позиционирует себя как власть действий. Лишь бы денег на все хватило. Если задуматься, проще управлять ситуацией, пока нет гражданских инициатив, тогда и вопрос только к избирателям. Мол, народ безмолвствует, а мы творим, что можем.

Кандидатские программы на выборах не грешат подробностью. А если вопрос поставить ребром? Власть — это ответственность. Берете или нет на себя лично эту самую ответственность за эту пресловутую переправу в Тутаеве? И через год, два, три — отчет, а не детский лепет о кризисе, нехватке денег… С подробностями.

В перестроечные времена пытались ввести депутатский наказ. Ничего не вышло. Но у газеты есть свое преимущество. Поверьте богатому судебному опыту «Золотого кольца». Почти за 20 лет существования основным истцом по делам о защите чести и достоинства была только власть. А уж накануне выборов (пусть и за полгода) негатив в СМИ — это просто беда. Ведь никакой технолог не отмоет. Так почему бы не поучаствовать в процессе нам, гражданам, не полагаясь на мудрость партии и власти. И поставить свою проблему в начало списка.

ВЛЕТЕЛИ В ВЫБОРЫ…

Проект напрямую связан с выборами, но редакция не вправе агитировать за или против конкретных кандидатов. На выборах 11 октября будут избираться главы поселений и депутаты поселенческих советов, агитация начнется 13 сентября. Все наказы, собранные в редакции к этому времени, будут опубликованы. Дальше вопрос к кандидатам. Можно будет сразу отследить реакцию кандидатов или отсутствие таковой в агитационных материалах. Внимание к народным бедам — лакмусовая бумажка для человека власти.

Редакция сможет высказаться с аналитикой по вашим вопросам и реакции кандидатов на них только после завершения выборной кампании, то есть после дня голосования. Закон суров, в результате изменений последних лет средства массовой информации фактически лишили права писать о кандидатах какую бы то ни было информацию, не оплаченную из избирательного фонда.

11 октября состоятся выборы в местные органы власти на селе. Сельские выборы, как это ни странно, ближе всего к тому идеалу демократического выборного процесса, который предусмотрен нашим замечательным законодательством. Грязные технологии в селе работают хуже, уж кто-кто, а односельчане знают друг друга как облупленных (наше славное сарафанное радио). Мы будем очень рады любым инициативам жителей муниципальных районов области. Примем меры. Ответим на вопросы о выборах на страницах газеты. Редакция уже заручилась поддержкой Ярославского областного избиркома и готова работать максимально оперативно. Готовятся материалы о том, как проводятся выборы, о правах избирателей, о курьезах выборов. Надеемся, что эта информация будет вам полезна.

МНОГОМАНДАТНЫЙ-ОДНОМАНДАТНЫЙ, ПОДИ РАЗБЕРИСЬ…

Выборы депутатов в органы местного самоуправления в этом году пройдут по многомандатным округам, то есть в одном округе будет избрано сразу несколько депутатов, а не один, как раньше. Теперь фраза «наш депутат» будет неактуальна, ведь у каждого избирателя «своих» депутатов будет несколько.

Как будут работать эти депутаты, решится уже после выборов. Будут они вести прием граждан по очереди или разделят свой округ на улицы и будут отвечать каждый за свой участок — сами депутаты определятся после избрания. Сейчас же в каждом округе будет распределено по 10 мандатов. Граждане вправе в бюллетене поставить от 0 до 10 галочек напротив фамилий кандидатов соответственно, то есть распорядиться «своими» 10 голосами самостоятельно. В итоге первые 10 человек в списке, выстроенном по результатам подсчета голосов за каждого кандидата (своеобразном рейтинге популярности), и станут победителями.

На выборах 2005 года кандидаты определялись по одномандатным округам, то есть в каждом округе нарезались участки, в которых могли баллотироваться кандидаты только на одно место. Такая система была очень сложна с точки зрения организации выборов. Избиркомам приходилось нарезать избирательные участки не то что по улицам, даже по подъездам жилых домов! Все это было хлопотно, дорого, долго и совершенно неудобно для избирателей.

Ведь избиратель видел в своем бюллетене только несколько фамилий — выбрать надо было и вовсе одного. А может, на соседней улице избирался тот человек, которому доверия было больше.

При многомандатной системе в будущем будет меньше проблем и с проведением дополнительных выборов. Если при одномандатной системе процесс довыборов на замещение освободившихся мест практически постоянный (все мы люди, и депутаты за пять лет своей деятельности могут покинуть свой пост по тем или иным причинам), то при многомандате избранный коллегиальный орган полномочен действовать при наличии двух третей своего первоначального состава, только при сокращении численности депутатов ниже этой границы придется тратить время и деньги на довыборы.

СЕЛЬСКИЕ НЕ ЧЕТА ГОРОДСКИМ

У выборов на селе, с точки зрения политтехнологий, тоже свои особенности. И считать их более легкими для кандидатов — значит, просто не представлять объем предстоящей работы. Первое из отличий — это большое количество населенных пунктов, многие из которых кроме всего прочего могут быть труднодоступными. С точки зрения распространения агитационно-печатной продукции, эти выборы называют «вязкими».

Другое отличие, почему-то не очевидное для многих «игроков», — затратность избирательной кампании. Значительных финансовых и временных усилий требует создание работоспособной полевой сетки, охватывающей значительную территорию.

Об особенностях поведения сельского избирателя специалисты говорят уважительно. Для села характерна более высокая, на языке пиарщиков, плотность устных коммуникаций, с людьми просто надо уметь общаться. Характерны большая дисциплинированность избирателя и более высокие явки к избирательным урнам. Хотя не все работники территориальных избирательных комиссий с нами согласятся. Власть (от президента до местного главы и депутатов) также пользуется большим авторитетом и уважением, а значит, и с помощью административного ресурса можно набрать больше очков. Уровень доверия к СМИ и публичным заявлениям также выше, чем в городе.

Просто раздавать листовки и писать статьи на селе бесполезно. Уж лучше частушки сочинять, да и то для удовольствия. В идеале сетка избирательного штаба кандидата должна притащить в день выборов на избирательные участки «всех своих», между агитатором и его «полем» должны возникнуть приятельские отношения, тогда будет результат. А стать приятелем селянину ох как непросто. Политтехнологам есть чем заняться. Недаром в Ярославле в присутственных местах замаячили фигуры подтянутых молодых специалистов «в джинсе». Политтехнологи развернутся, судя по всему, вовсю.

Чем еще интересны эти выборы? Когда на те же места люди избирались в октябре 2005 года, они готовились прийти, в общем, на пустое место. В то время и до сих пор муниципалитеты городских и сельских поселений живут по сметам, то есть получают деньги из бюджетов муниципальных районов. Между тем реформа местного самоуправления входит в завершающую фазу, и теперь органы местного самоуправления будут исполнять все больше предусмотренных законом полномочий.

В отличие от трудовых прав граждан, говорить о которых пока некому (конечно, кто же заинтересован своим же работникам разъяснять их права!), избирательные права вовсю популяризируются избиркомами всех уровней. Ярославская избирательная комиссия в лице ее председателя Галины Ефремовны Степенко уже поддержала инициативу газеты по информированию граждан о выборах, а также по сбору вопросов для кандидатов от наших читателей. Мы продолжим рассказывать о выборах. И будем ждать ваших писем.

Подготовила Виктория ФОМИНА.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page