За морским окунем

Горбачи на Рыбинском водохранилище, к счастью, не перевелись. В этом сезоне открытой воды они радуют рыболовов как никогда. Многочисленные стаи огромных окуней бороздят просторы моря. Полосатые разбойники особенно тесно сотрудничают со спиннингистами. Искусственные приманки горбачи нынче атакуют чрезвычайно жадно и с завидным постоянством. В этом пришлось убедиться корреспонденту «ЗК». Хотя снаряжению экспедиции за морским окунем предшествовал забавный случай.

Горбачи на Рыбинском водохранилище, к счастью, не перевелись. В этом сезоне открытой воды они радуют рыболовов как никогда. Многочисленные стаи огромных окуней бороздят просторы моря. Полосатые разбойники особенно тесно сотрудничают со спиннингистами. Искусственные приманки горбачи нынче атакуют чрезвычайно жадно и с завидным постоянством. В этом пришлось убедиться корреспонденту «ЗК». Хотя снаряжению экспедиции за морским окунем предшествовал забавный случай. Собственно, из-за него и был спешно организован наш спецвыезд на водохранилище.

КЛЕВЫЕ МЕСТА И КАРТА

Недавно еду в маршрутном такси на работу. Рядом со мной на сиденье элегантно приземлилась дамочка средних лет, сразу вытащила она толстенную цветную газету и давай ее листать. Широко так женщина расположилась, что ровно половина формата этого периодического издания оказалась на моих коленях. Захочешь не смотреть в эти пестрые полосы — не получится. У меня даже закралась мысль, что это своеобразная рекламная акция — агенты издания разъезжают по Ярославлю и заинтересовывают случайных людей этим товаром. Говорят, что в него немцы огромные деньги вложили, а они известны своей практичностью и зря разбрасываться капиталом не станут. Листает дама медленно страницы.

Пока ничего интересного на них не нахожу и вдруг: «Самые клевые места Ярославской области». Огромный заголовок и карта даже есть, на ней отмечены водоемы и рыба, которая в них водится. Женщина, видимо, краем глаза наблюдала за мной, потому как сразу поняла, что этот разворот по рыболовной тематике меня сильно заинтересовал. Газету мне дама тут же презентовала и на ближайшей остановке вышла из маршрутки.

Рассматриваю внимательно карту. Рыбинское море. Много всякой рыбы на нем отмечено, а окуня нет. Собственно, это водохранилище горбачами больше всего всегда и славилось. Судака, щуку можно и в других местах не менее успешно половить, окуня же такого огромного, стайного, пожалуй, трудно найти где-то еще. Всегда был в этом уверен и постоянно на протяжении многих лет находил этому практическое подтверждение.

НА СВЯЗИ РЫБИНСК

Насторожился я серьезно, может, что-то изменилось буквально в последнее время? Невнимательно работал составитель карты? А как же немецкая пунктуальность?

Срочно звоню рыбинским друзьям. Есть ребята, которые почти каждый день уходят на лодках в море на рыбалку.

— С окунем нынче у нас дела обстоят даже лучше, чем в прежние годы, — сразу успокоили меня коллеги, — не каждый год такие серьезные лапти ловятся. Прошлый сезон, например, был в этом плане значительно хуже. Приезжай, все его стоянки-точки рассекретим.

Сборы были недолгими, вот мы уже и на водохранилище ярославской бригадой на двух лодках. Рыбинцы приехали на пару дней раньше нас, лагерем стоят на берегу.

Лодки на воду! Алюминиевая «Обь» с прицепа быстро слетела и уже готова к рыбалке. С надувным «Нордиком» пришлось повозиться подольше. Спиннинги собираем. На Волге чаще всего ловим горбача удилищами с верхним тестом граммов до 35. Кастмастер 21 — 28 г и перед ним поводок с самым большим крючком. Твистер на него насаживается, его размер — величина непостоянная. Она зависит от габаритов мелочи, которой в данный момент питается полосатый. Такие же снасти готовим и здесь для предстоящей рыбалки. Рыбинцы смотрят скептически и дают свои рекомендации:

— Берите удилища мощнее с верхним тестом граммов до 70 и вместо кастмастеров ставьте шары весом 40 — 50 г. Шнур — потолще, а твистеры — крупнее.

Честно скажу, к этим наставлениям мы отнеслись поначалу скептически. Вроде прошли времена грубых снастей, сейчас и на сома выходят с гораздо более деликатной, а уж окунь… рекордный экземпляр ну килограмма на два может попасться. И чего? Никаких проблем. Какие снасти и приманки лучше сработали по рыбинском горбачу, об этом чуть позже. Сейчас наша задача — попасть на заветные потайные места.

РАССЕКАЕМ ВОЛНЫ

Идем строем друг за другом к ближайшей точке. Три километра миновали, встаем на якоря. Координаты рассекреченной акватории забиваем в навигаторы. Глубина 10 метров. А окуня здесь нет. Ни одной поклевки. Идем к следующему потенциально окуневому месту. Семь километров проплыли. Глубина

9 метров. Рыбинцы выхватили здесь по паре полосатых, у нас — ноль.

Гоним к следующей точке. 15 км. Тут немного пощипали хороших разбойников — и все, наступила полная тишина. Метрах в 700 чайка заволновалась. Несмотря на большие волны, окунь вышел на поверхность, а птицы это четко зафиксировали. Они преследуют окуневую стаю, пытаясь сыграть на опережение — тюльку у кромки воды схватить раньше, чем это сделают горбачи. По чайке видно, что окунь гонит мелочь в определенном направлении.

Подплыли к котлу. С ходу пошли мощные поклевки. Крупный окунь, было опасение, что на поверхность выйдет лишь мелкий, а солидные экземпляры останутся на глубине. Рыбинцы говорят, что так часто бывает. Горбачи сразу у поверхности воды хватают наши кастмастеры и твистеры. Под двумя окунями мое удилище с верхним тестом до 28 г сгибается в обруч. Здесь явно требуется более мощный спиннинг. Особенно четко это осознаешь, когда поднимаешь удилищем окуней в лодку. Пробую другой спиннинг — до 56 г. Он плохо амортизирует рывки окуней, часто рвет им губы. Нужна какая-то золотая середина между этими двумя моими спиннингами. К следующей такой рыбалке подготовлюсь.

Котел резко остыл. Поклевок больше нет. Пробуем опускать приманки на дно. Результата нет. Рыбинцы умчались на другую точку. Наши ярославские коллеги на своей лодке стали прочесывать границы еще совсем недавно бушевавшего котла. У меня созрел другой план.

Еще во время перемещения чайки и, следовательно, окуня я попытался визуально засечь то место, с которого, собственно, все тут и началось. Как мне казалось, оно находилось метрах в трехстах в сторону. Приплыли сюда и стали исследовать дно эхолотом — равнина 10 м. А вот резкий подъем — 7,5 м. Встаем на якоря, приманкам даем возможность упасть с бугра в глубину. Окуни сели сразу на все крючки на наших двух спиннингах.

Зацепы начались. Потеряли несколько кастмастеров. Вот тут и оценили по достоинству рыбинские шары. Они быстрее опускались на дно, этот момент четко фиксировался, несмотря на большую волну.

С кастмастерами тут возникали проблемы. Снасть с шаром четко работала. Если есть потребность наловить много окуней, то в этом случае, пожалуй, ей трудно составить здесь конкуренцию чем-то другим. Однако у нас такой задачи уже не стояло. Нам теперь хотелось поймать исключительно крупного окуня, пусть немного, но серьезного горбача.

Тем временем теперь уже на нашу собственную точку подтянулись рыбинцы и вторая ярославская лодка. В надежде поймать что-то крупное меняю свою снасть, ставлю лишь одну чебурашку с большим офсетным крючком и мощным твистером. Поклевок стало заметно меньше. Сначала попался хороший окунь под килограмм, а потом меньше — 200 г.

ТОЛЬКО КРУПНЫХ ГОРБАЧЕЙ

У рыбинцев та же проблема, что и у меня: им нужен исключительно крупный окунь. Ребята ставят воблеры типа раттлинов, их вес — 35 г. Рывковая проводка. Поклевок следует значительно меньше, чем на твистеры, но зато окуни попадаются очень хорошие. В моем арсенале подобных приманок нет. Есть рапаловский раттлин, но его вес — 22 г. Почти совсем не чувствую, что происходит с этим воблером. Приходится брать в руки спиннинг с очень чувствительным кончиком и верхним тестом 17,5 г, шнур — 0,12. Теперь все четко фиксируется. Вот раттлин лег на дно, плывет с мелкой дрожью. Хороший окунь заинтересовался им во время равномерной проводки, в следующий раз — во время паузы после длинного размашистого рывка.

На другой день рано утром приплыли на нашу точку. Окунь со дна клевал как из пулемета. У приятеля зазвонил мобильник. Слышу, кому-то рассказывает про нынешнюю рыбалку: «Окуня ловим столько, сколько захотим». Критически замечаю напарнику: «Таких заявлений делать нельзя. Завтра приедем на водохранилище и ни одной поклевки не увидим из-за твоего хвастовства».

Вечером объехали все точки. С каждой сняли лишь по паре окуней. Нет клева. Собрались уже плыть к лагерю, но тормознули у одной точки, которую час назад проверяли. Почти случайно нашли окуня метрах в двухстах от нее. Окунь около 40 минут жадно хватал все приманки. Потом садиться на крючки он стал все реже, больше пошло холостых поклевок. Кстати, такая картина наблюдалась каждый раз перед тем, как полосатый совсем становился равнодушным к нашим приманкам.

КТО ТАКОЙ НОСАРЬ?

Вернувшись домой, я вновь стал рассматривать карту, из-за которой забеспокоился за рыбинского окуня. Да, нелепая карта. На ней и рыба во многих водоемах появилась неизвестная мне — носарь. Надо полагать, горе-составители косаря так обозвали. «м. Рожковский», видимо, мыс Рожновский, «оз. Искробел» — озеро Искробольское. А за Волгу-матушку очень обидно стало. Судя по карте в ней обитают лишь чехонь, судак и карась.

С другой стороны, не попадись на глаза мне эта карта, скорее всего, не состоялась бы совместная с рыбинцами экспедиция за морским окунем и не было бы этого репортажа с водохранилища.

Иван АНДРИАНОВ.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page