Ярославский чемпион южной африки

Можно ли в пятьдесят лет впервые сесть за штурвал самолета и вскоре стать асом, одним из лучших в мире? На этот вопрос многие наверняка ответят отрицательно. И ошибутся. Реальное доказательство тому — феномен ярославца Ясави Хазипова.

А несколько ранее, в апреле этого года, Ясави стал абсолютным чемпионом Южной Африки по высшему пилотажу на спортивных самолетах. Свое мастерство в открытом чемпионате ЮАР демонстрировали также спортсмены из США и Англии.

«Победа российского аса, летавшего на Як-52, еще раз доказала, что отечественная спортивная авиационная техника и наша школа высшего пилотажа доминируют в мире», — с гордостью сообщали после этого центральные издания.

Поводов для гордости и удивления становится еще больше, когда узнаешь, что впервые Ясави Хазипов самостоятельно поднялся в небо четыре с небольшим года назад, в возрасте пятидесяти лет.

До этого полеты в небе Ясави совершал только в мечтах, которые начались еще в раннем детстве. В деревню Битлянгур в северной части Татарстана, откуда родом Ясави, однажды прилетел самолет Ан-2. Летчик усадил восьмилетнего парнишку в кабину и поднял в небо. И с тех пор окончательно спуститься на землю Ясави так и не смог. После окончания школы отправился поступать в Бугурусланское летное училище гражданской авиации. Но уровень образования, полученного в сельской школе, оказался недостаточным, чтобы преодолеть огромный конкурс. В 1972 году Ясави призвали в армию. Местом службы стала подводная лодка Северного флота. Вот так оказался он совсем в другой стихии: за три года срочной военной службы в составе экипажа атомной подводной лодки пересек около десяти морей и два океана. Воспоминания об армейской службе у Ясави самые добрые. Там было все, о чем поется в песне: крепкая мужская дружба, строгая отцовская забота командиров, испытание характера.

Армия дала Ясави и профессию — каждый подводник изучал водолазное дело. После демобилизации лето провел дома у родителей, а потом приехал в Казань и устроился на работу в управление гидротехнических работ водолазом. И буквально через день был направлен в командировку в Ярославль. Уезжал на два месяца с одним маленьким чемоданчиком, а остался насовсем — прикипел к городу, к коллективу местного предприятия. Здесь он стал настоящим профессионалом, освоившим множество специальностей: водолаз-взрывник, водолаз-сварщик, водолаз-резчик.

За двадцать лет работы водолазом, подсчитал Ясави Тагирович, он провел под водой не менее десяти тысяч часов. Однажды пришлось провести под водой сразу восемь с половиной часов. Хотя нормы охраны труда запрещают водолазу работать непрерывно более двух часов. Понятно почему: переохлаждение, недостаток кислорода и огромные физические нагрузки. Достаточно сказать, что отечественное снаряжение, в котором до недавнего времени работали водолазы, весит 85 килограммов.

Кстати, в этот рабочий «костюм» Ясави Тагирович однажды одел и свою будущую жену Татьяну. В снаряжении, весившем чуть ли не вдвое больше, чем она сама, хрупкая девушка спустилась под воду. И поняла, что с человеком, каждый день совершающим такие погружения, можно смело идти рядом по жизни.

Но профессия Ясави Хазипова требует не только недюжинной физической силы и выносливости. Разносторонние технические знания, нестандартное мышление, способность быстро ориентироваться в ситуации — все это не раз приходилось применять на практике. Например, однажды Ясави Тагировичу лично пришлось заварить свищ на магистральном газопроводе под Рыбинском. Давление газа в трубе, проложенной по дну Волги, было около 80 атмосфер. Приходилось поднимать затонувшие суда.

Когда в начале девяностых в экономике и политике страны наступил хаос, твердость характера и профессионализм стали основой непростого решения — Ясави Хазипов и несколько его товарищей рискнули создать частное предприятие, специализирующееся на проведении водолазно-технических работ. Назвали кооператив «Скафандр», а спустя год переименовали в «Подводник». Сейчас ЗАО «Подводник», которым руководит Ясави Хазипов, — успешное и по-своему уникальное предприятие. В рабочем кабинете Ясави Тагировича на карте России флажками отмечены географические точки, где работают специалисты «Подводника». Их более тридцати в разных регионах России — от Сахалина до Калининградской области. Среди последних крупных работ «Подводника» — подводно-технические работы по капитальному ремонту днища отводящего железобетонного канала Калининской атомной электростанции. Услугами «Подводника» пользуются компании «Транснефть», «Газпром», «Ростелеком», «Российские железные дороги». И не потому, что нет других подобных предприятий, потому, что это лучше и надежнее. Заслужить такую репутацию «Подводнику» помогло в первую очередь добросовестное отношение к делу — обязательства и сроки выполняются всегда, порой даже в ущерб коммерческой выгоде.

Еще одна составляющая политики предприятия — постоянный творческий подход. Сам Ясави Тагирович имеет два серьезных запатентованных изобретения, которые успешно применяются при проведении подводно-технических работ. Подводная камера-кессон дает возможность заменять дефектный участок нефте- или газопровода прямо под водой. Камера устанавливается на поврежденный участок, герметизируется, из нее откачивается вода. И затем в камеру может зайти человек и вести работы почти как на суше. Благодаря применению кессонной камеры во многих случаях удается избежать очень дорогостоящей альтернативы — полной замены подводного перехода.

Второе изобретение — подводный кабелеукладчик — позволило заменить японский подводный трактор стоимостью в миллион долларов.

ПОДНЯЛСЯ В НЕБО СО ДНА

Удивительно, но осуществить мечту детства и самостоятельно взлететь в небо Ясави Хазипову помогла именно профессия подводника.

Однажды предприятие получило заказ на производство сложных подводно-технических работ в Казани. Для доставки конструкций пришлось задействовать вертолет.

Разговорившись с летчиками, Ясави узнал, что в Казанском аэроклубе можно поучиться летать на спортивном самолете. Пока длилась командировка, Ясави Тагирович в свободное время успел пройти курс начального обучения и получить допуск к самостоятельным полетам. Первый полет был на самолете А-22. На нем Ясави вместе с инструктором рискнули перелететь до Рыбинска. А Рыбинский аэроклуб как раз получил спортивный самолет Як-52.

— Решил, почему бы не попробовать полетать, и дело пошло, — обыденно замечает Ясави Тагирович.

А пошло-то еще как! Уже через два года Ясави Хазипов получил первые награды на чемпионате Центрального федерального округа по высшему пилотажу на спортивных самолетах. Причем отличился в самом сложном комплексе упражнений — так называемом темном. Сложность в том, что этот комплекс упражнений спортсмены выполняют без предварительной тренировки и узнают задания всего за сутки до старта.

Сейчас в арсенале побед Ясави Хазипова призовые места в чемпионате России, в открытом чемпионате Испании, в чемпионатах Европы и мира. Хотя общее время полетных часов лишь четыре сотни. Для сравнения: Сергей Дадыкин — лидер российской сборной по высшему пилотажу и ровесник Ясави Хазипова — налетал более восьми тысяч часов, тренируясь с юношеских лет.

— В чем же секрет вашего такого необычного успеха? — спрашиваю у Ясави Тагировича.

Он пожимает плечами: «Наверное, в желании летать». И все же поясняет, что еще нужны ясная голова и быстрая реакция — при выполнении фигур высшего пилотажа решение часто приходится принимать за доли секунды. Был случай — мотор самолета заглох в воздухе. Тишина длилась несколько секунд, и если бы пилот отстрелился на парашюте, вряд ли бы его кто-то осудил. Но Ясави направил самолет вертикально вниз, и мотор вновь завелся, сработал эффект ротации.

Ну и, конечно, не обойтись летчику без хорошей физической подготовки и выносливости. А со спортом Ясави Хазипов дружил всегда. Старшеклассником ежедневно проходил до школы 12 километров в одну сторону и столько же обратно. До армии занимался вольной борьбой. В Ярославском аэроклубе совершил 35 прыжков с парашютом, дальнейшему развитию этого увлечения помешали постоянные рабочие командировки. Зато на велосипеде мог запросто махнуть за сотню километров в любое место.

— Пока не было машины, за лето 6 — 8 тысяч километров накатывал, ездил в Рыбинск, Кострому, Тутаев. Зимой велосипед менял на лыжи, — вспоминает Ясави Тагирович. — Но и сейчас лыжный пробег за сезон — около тысячи километров.

На лыжне не отстает и жена Татьяна Владимировна. Для нее 10 километров — привычная ежедневная норма. К спорту с самых малых лет приобщались и трое сыновей Ясави Тагировича. И в том, что младший, восемнадцатилетний Ильдар, уже трехкратный чемпион мира по каратэ-до шикотан, несомненно, есть заслуга этих семейных традиций.

ПЛАМЕНЕЮЩЕЕ СЕРДЦЕ

Спорт — это не только увлечение для Ясави Тагировича, но еще и часть жизненной идеологии. А она в том, чтобы все имели возможность развивать свои способности. Рыбинский авиационно-спортивный клуб не только гордится многочисленными победами своего самого именитого спортсмена, но благодаря его поддержке имеет возможность постоянно продлевать летный ресурс спортивных самолетов. По инициативе Ясави Тагировича около шести лет назад в Ярославле появился клуб по мини-футболу «Подводник», который благодаря спонсорству одноименного предприятия стал одним из самых крепких в стране и постоянно занимает призовые места в чемпионате области и России. Занимаются в нем мальчишки всех возрастов и взрослые. И вообще, в традициях сравнительно небольшого предприятия Ясави Хазипова — помогать бюджетным и общественным организациям области: спортшколам, клубам, обществам ветеранов и инвалидов, лечебным учреждениям, детским домам, интернатам и школам.

В 2006 году международный благотворительный фонд «Меценаты столетия» наградил Ясави Тагировича рубиновым орденом «Пламенеющее сердце», которого удостаиваются самые заслуженные меценаты планеты. При этом следует учитывать, что ЗАО «Подводник», которым руководит Ясави Хазипов, хоть и успешное предприятие, все же не гигант индустрии или нефтегазовая компания, и каждый рубль здесь зарабатывается упорным, тяжелым и опасным каждодневным трудом.

И это, пожалуй, еще один феномен Ясави Хазипова.

Мира КОРОЛЕВА.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page