Гуся знатная гостья не взяла

Вот ведь какая интересная штука — многие из наших земляков сейчас гораздо лучше знают края более отдаленные, чем соседние регионы. Да и то телевизионные работники всех каналов, возрастов и мастей в драку-собаку шлепают многочисленные программы а-ля «непутевые заметки на халяву из разных стран». Для них Сингапур, Таиланд, Мадагаскар и прочая экзотика куда интереснее, чем, скажем, какая-нибудь Вологодская область.

Вот ведь какая интересная штука — многие из наших земляков сейчас гораздо лучше знают края более отдаленные, чем соседние регионы. Да и то телевизионные работники всех каналов, возрастов и мастей в драку-собаку шлепают многочисленные программы а-ля «непутевые заметки на халяву из разных стран». Для них Сингапур, Таиланд, Мадагаскар и прочая экзотика куда интереснее, чем, скажем, какая-нибудь Вологодская область. Ну а мы решили посмотреть, как живут соседи, и поделиться кое-какими впечатлениями с читателями. Благо и повод подходящий появился: в поселке Шексна Вологодской области недавно проходила ярмарка «Российские губернаторы в глубинке».

ПЕРВОЕ, что бросилось в глаза в Вологде, — на одной из центральных улиц города в витрине экскурсионного бюро красовалось объявление: «Ярославский зоопарк — 800 руб.» Ага, вот она, новая ярославская достопримечательность.

Ну а что главная достопримечательность Вологды? Конечно же, вологодские кружева. С ними первым делом и решено было познакомиться. Как оказалось, основное и практически единственное предприятие, которое занимается этим промыслом, — ЗАО «Снежинка». В советское время в объединении «Снежинка» работало около шести тысяч кружевниц, у него были участки в пяти городах области, куда сдавали свою продукцию десятки мастериц-надомниц.

Удивительно, но, несмотря на свою уникальность, лет пять назад предприятие оказалось на грани банкротства. Продукция пылилась на складе, не находя сбыта. Кризисом воспользовались вездесущие москвичи и попытались завладеть предприятием. Вологжане «Снежинку» отстояли. Правда, без потерь не обошлось. Сейчас вcя численность трудового коллектива — около 280 человек. Ассортимент продукции довольно разнообразный: скатерти, салфетки, занавески, накидки, панно, жилеты, шарфы, женское белье с кружевной отделкой. Цена на кружево зависит от его качества и размера. Ценители со скромным достатком могут порадовать себя кружевным воротником за 150 рублей, салфеткой или подстаканником за двадцатник. А вот изысканные ажурные вещи стоят недешево. Шарф или палантин — 10 — 20 тысяч рублей, пелерина или жакет — 40 — 50 тысяч. А кружевная скатерть или покрывало и вовсе обойдутся любителю вологодских кружев в сто с лишним тысяч. Правда, цена эта уже не кажется столь большой, когда посмотришь, каким трудом создаются изделия. Над изготовлением кружевного жакета бригада из 2 — 3 мастериц трудится почти месяц. Работа кружевниц завораживает — деревянные коклюшки так и мелькают в руках. И удивляет: сколько терпения нужно, чтобы каждый день по восемь часов выполнять такую кропотливую и монотонную работу! Производственный процесс мастерицы скрашивают прослушиванием радио или пением песен. Вокальный репертуар — от народного до популярной эстрады прошлого века. Выбор обусловлен возрастом работниц, средний показатель по предприятию — лет 45.

Молодежь не очень прельщается этой профессией. Плата за работу начисляется на основании трудового разряда и скорости работы. Поэтому начинающая кружевница может рассчитывать на зарплату в три-четыре тысячи. А чтобы стать высококвалифицированным и признанным мастером, зарабатывающим около 20 тысяч, должно и пройти лет двадцать. Таких мастериц — человек тридцать. Именно на них зиждется благополучие «Снежинки». Основной доход предприятию приносят эксклюзивные заказы. Здесь создавали концертные платья для певиц Надежды Кадышевой и Валентины Толкуновой, наряды для Эдиты Пьехи и Валентины Матвиенко. К 700-летию Москвы сплели храм Христа Спасителя. А огромное кружевное панно с Гербом России для одного из залов Кремля вообще может оказаться в Книге рекордов Гиннесса. Последний эксклюзив — кружевная скатерть, которую подарили жене Барака Обамы во время их визита в Москву. Заказ от кремлевских чиновников, не обремененных знанием специфики производства, поступил за месяц до визита. На изготовление четырехметровой скатерочки были мобилизованы все высококвалифицированные кружевницы. Работали буквально день и ночь. Успели. Говорят, Мишель Обама осталась довольна.

Еще один широкоизвестный брэнд Вологды — вологодское масло. Появилось оно в семидесятых годах XIX века благодаря Николаю Васильевичу Верещагину, который является основателем первых русских сыроварен и изобретателем рецепта получившего мировую известность масла. А еще он был братом известного художника-баталиста Василия Верещагина, но это уж так, к слову.

Масло, произведенное по рецепту Н. В. Верещагина, имело специфический, нежный и очень приятный вкус и аромат, отдаленно напоминающий вкус жареных орехов.

Первые маслодельные артели по производству масла Верещагин организовал в 1872 году близ нынешнего поселка Молочное под Вологдой. А уже через три года из Вологды было отправлено на экспорт 1000 бочек сливочного масла.

В 1913 году Россия вывезла за границу около пяти миллионов пудов сливочного масла, заняв по его экспорту второе место в мире.

Кстати, название «вологодское» масло получило лишь в 1939 году, а до этого в России называлось парижским, а за границей — петербуржским.

И вот еще интересные сведения. Согласно государственному стандарту сливочное масло должно иметь в своем составе не менее 82,5 процента жира, а влаги — не более 16 процентов. Настоящее вологодское масло готовится в основном в летнее время. Запасать на зиму вологодское масло нельзя: срок его хранения — один месяц. На 32-й день его объявляют просто маслом высшего сорта.

Дальнейший путь в Шексну пролегал через второй город Вологодской области — Череповец. Череповец — второй по официальному статусу, но первый по количеству жителей и, конечно же, по вкладу в региональный бюджет. В Вологде, по данным последней переписи, живут 292 800 человек, а население Череповца — 312 200 человек. Череповец занимает одну из первых позиций по выпуску промышленной продукции на душу населения, она более чем в два раза превышает общероссийский уровень. Сорок процентов горожан трудятся на четырех крупнейших предприятиях: «Северстали», Череповецком сталепрокатном заводе и двух химических предприятиях — «Азот» и «Аммофос». Зная такую промышленную насыщенность города, ожидаешь увидеть его затянутым в серо-рыжую пелену производственных выбросов. Однако, на удивление, Череповец встретил нас почти чистым небом и отсутствием каких-либо химических запахов. Может, ветер в этот день был в другую сторону? Но вдоль широких улиц буйно зеленеют деревья, а бульвары засажены разноцветными и отнюдь не пожухшими цветниками и кустарниками. И вообще, город очень ухоженный, а с берега Шексны местами открываются просто потрясающие виды.

Череповец прочно ассоциируется с «Северсталью», а «Северсталь» — с именем металлургического магната Алексея Мордашова. Естественно, нам захотелось узнать: а где живет «железный король»? Как и следовало ожидать, в самом престижном микрорайоне города, на Соборной горке. Нам показали двухэтажный и довольно скромный на вид особнячок. Рядом — еще более простой одноэтажный домик губернатора Вологодской области Вячеслава Позгалева. Правда, это не единственное жилье и того и другого, так что вряд ли стоит делать вывод об аскетизме самых влиятельных людей Вологодской области.

И еще одна достопримечательность Череповца связана с металлургическим комбинатом. Это памятник металлургу, установленный на площади Металлургов пять лет назад, — бронзовая композиция, изображающая рабочего-металлурга и его маленького сынишку.

По логике вещей авторы и заказчики памятника стремились заложить в эту эстетическую метафору идею преемственности поколений тружеников Череповца, верности своему заводу, городу. Но череповчане тут же увидели в монументе совершенно другую, но очень знакомую им по личному опыту бытовую зарисовку из жизни: слегка уставший после рекордной плавки папаша посылает своего сынка за пивом (сигаретами, водкой).

Ну и конечная цель нашего путешествия — ярмарка сельхозпроизводителей в поселке Шексна. Гвоздем программы был визит питерского губернатора Валентины Матвиенко в сопровождении хозяина вологодской земли Вячеслава Позгалева. Местные производители, а также фермеры из Костромы, Архангельска, Новгорода старались удивить своим товаром. Народу собралось не одна тысяча человек. В местной администрации готовиться к событию стали еще за год. Построили новую школу, торговые центры, положили на всех главных дорогах асфальт и высадили вдоль него цветы.

В день ярмарки развернули свой курень и местные казаки. Пели песни, раздавали бесплатно всем желающим гречневую кашу с мясом, чай, подносили горилку. И вообще, горячительных напитков на шекснинской ярмарке было изобилие. Каждое сельское поселение в своей палатке предлагало на розлив — хоть литрами, хоть стопками — самогонку, наливки и настойки, пиво собственного изготовления. А еще разнообразные соленья, варенья, пироги, молоко, мед, масло. В одном месте продавали гуся за 3 тысячи рублей. Дороговато. Но хозяйка не торговалась: «Если не продам, то губернатору Петербурга подарю!» Гуся знатная гостья не взяла. Зато о продукции местных производителей сказала доброе слово: «Сегодня каждое второе яйцо на рынке Петербурга — из Вологодской области. Можно еще увеличить объемы поставок. Мы заинтересованы, чтобы как можно больше отечественных продуктов попадало в Петербург».

Марина РУМЯНЦЕВА.

P.S. Хотелось бы поблагодарить Медиа-союз, организовавший эту поездку для журналистов.На снимке: скатерть для Мишель Обамы, жены президента США, и изготовившие ее кружевницы.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page