Нас ждет новая монетизация

В последнее время у ярославцев возникает немало вопросов и сомнений по поводу монетизации льгот. О том, для чего она нужна и как будет проводиться, рассказывает начальник управления по социальной поддержке населения и охране труда мэрии Ярославля Надежда Биочино. Надежда Львовна, поясните, пожалуйста, что такое монетизация льгот на оплату жилья и жилищно-коммунальных услуг.

В последнее время у ярославцев возникает немало вопросов и сомнений по поводу монетизации льгот. О том, для чего она нужна и как будет проводиться, рассказывает начальник управления по социальной поддержке населения и охране труда мэрии Ярославля Надежда Биочино.

Надежда Львовна, поясните, пожалуйста, что такое монетизация льгот на оплату жилья и жилищно-коммунальных услуг.

— Монетизация — это перевод мер социальной поддержки населения на оплату жилья и жилищно-коммунальных услуг из натуральной формы в денежное выражение. Как вы знаете, в настоящее время льготники оплачивают жилищно-коммунальные услуги за вычетом положенных им льгот. А с 2010 года в квитанциях будет указана стопроцентная плата за жилищно-коммунальные услуги. Положенные льготы в виде денежных эквивалентов (денежных сумм) начнут перечислять либо на расчетные счета в банках, куда поступают пенсии или другие положенные выплаты от государства, либо на почту, где их можно будет получить, например, вместе с пенсией или дополнительно. Важно отметить, что эти выплаты упреждающие, то есть они начисляются до 1-го числа каждого месяца, до момента оплаты жилищно-коммунальных услуг.

— А почему возникла необходимость очередной монетизации льгот? 

— Это требования федерального закона N 185-ФЗ от 21.07.2007 года «О фонде содействия реформированию ЖКХ». В соответствии со статьей 14 этого закона необходимо выполнить определенный перечень условий предоставления финансовой поддержки за счет средств фонда (в том числе на ремонт домов и переселение из ветхого и аварийного жилья). По этой причине не позднее 1 января 2010 года в Ярославской области необходимо подготовить нормативные правовые акты, предусматривающие установление на основании федерального и регионального законодательства мер социальной поддержки граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в денежной форме. 

— Необходимо ли льготникам оформлять какие-либо документы для того, чтобы про них теперь не забыли?

— Если льгота уже оформлена и гражданин получает ее в настоящее время, то никуда идти и ничего оформлять не надо. А если право на льготы возникло до 31 декабря 2009 года, то оформление льгот осуществляется, как и прежде, самим гражданином в организациях, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги (в линейных участках это льгота по квартплате, в сбытовой компании — льгота на свет, в «Яррегионгазе» — льгота на твердое топливо или сжиженный газ и так далее).

Для тех граждан, которые решат получить право на льготы после 1.01.2010 года, оформление будет осуществляться в органах социальной поддержки населения по месту жительства при предоставлении следующих документов: паспорта; документа, подтверждающего право на льготу (справка МСЭК, или удостоверение «Ветеран труда», или другие); пенсионного удостоверения; документа, подтверждающего характеристику жилья; справки о составе семьи; справки органов соцзащиты с места жительства о неполучении гражданином компенсации по месту жительства в случае регистрации льготополучателя по месту пребывания; разрешения на совершение сделок с имуществом подопечных, если льготополучатель является несовершеннолетним или признан в установленном порядке недееспособным (ограниченно дееспособным).

— А если человек прописан в одном месте, а фактически пребывает в другом, будет ли он получать выплаты?

— Да. Но нужно учесть, что компенсационные выплаты будут предоставляться и выплачиваться льготополучателю по месту его регистрации. Допустим, если человек зарегистрирован на улице Жукова, а фактически проживает в Брагине, то компенсацию он получит в Ленинском районе Ярославля.

— Как быть, если в семье несколько льготников?

— Выплаты получит каждый льготник по своим основаниям. К примеру, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка в размере 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и на оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, — на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению. Многодетные семьи имеют право на скидку в размере 30 процентов при оплате коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытового мусора и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия — в пределах установленных нормативов потребления), а семьям, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, — топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению. Меры социальной поддержки по оплате указанных коммунальных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда.

Каждый льготник получит выплаты индивидуально на расчетный счет в банке или на почте по ведомости.

— Если гражданин получает пенсию, скажем, 8-го числа, когда он сможет получить компенсацию?

— Обычно пенсию граждане получают с 1-го по 24-е число каждого месяца в свой определенный день. Поэтому все те, кто по графику получает выплаты с 11-го по 24-е число, будут одновременно получать и компенсацию. А вот те, кто получает пенсию с 1-го по 10-е число, получат компенсацию по особому графику доставки в другой день, в период с 11-го по 24-е число каждого месяца (график будет доведен до сведения населения после 15 декабря). Проще говоря, указанные получатели дважды в месяц будут ожидать своего почтальона: один раз — с пенсией, второй раз — с компенсацией (день будет уточнен). Если второй раз по какой-либо причине компенсация не доставлена (получателя не оказалось до-ма), деньги можно будет получать ежемесячно с 25-го числа по последний день месяца в самом почтовом отделении.

— В январе у большинства людей будут 10-дневные выходные. Когда льготники смогут получить свои компенсационные выплаты?

— До 1 февраля деньги получат все льготники: и на расчетные счета в банках, и по почте. Последние получат свои деньги в период с 25 по 30 января. Почтальоны по специально составленному графику разнесут компенсации именно в этот период всем своим получателям. Таким образом, у всех появятся средства для оплаты жилищно-коммунальных услуг за январь в положенные Жилищным кодексом сроки, то есть до 10 февраля 2010 года. 

— А несут ли льготополучатели какую-либо ответственность?

— Да, прежде всего за предоставление сведений об изменении состава семьи, места жительства, оснований предоставления мер социальной поддержки и других обстоятельств, влекущих утрату права на получение мер социальной поддержки или изменения ее размера в течение 14 дней с момента наступления этих изменений. В случае непредоставления такой информации и необоснованного получения компенсации эти средства должны быть возвращены льготополучателем органам социальной поддержки на основании направленного в его адрес извещения. Если же 

льготополучатель получил излишнюю сумму, то необоснованно полученная компенсация будет учитываться при начислении будущей компенсации, то есть в следующем месяце выплата будет меньше. И, безусловно, льготополучатели обязаны вовремя оплачивать жилищно-коммунальные услуги. Собственно, с этой целью и вводится упреждающий характер выплаты.

— Куда обращаться, если у льготника возникнут вопросы по расчетам сумм?

— Ответственность за правильность расчета сумм денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и своевременность предоставления информационных сведений органам социальной поддержки несут ресурсоснабжающие организации: «Управдомы», ТСЖ или ЖСК, сбытовая компания… Эти же организации обязаны в соответствии с постановлением правительства Ярославской области от 28.10.2009 года N 1070-п информационно в платежках указывать размер компенсационных выплат. Следует отметить, что общая сумма компенсации будет складываться из всех положенных льгот: за кварт-плату плюс свет и так далее.

— Надежда Львовна, объясните, пожалуйста, для чего сейчас собирают подписи с населения в бланках «Согласие на обработку персональных данных» и какое отношение они имеют к монетизации льгот?

— Эти два процесса совпали во времени. Поэтому монетизация и сбор согласий — разные вещи. Дело в том, что в соответствии со 152-м ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных» органы социальной защиты имеют право обрабатывать существующие базы данных льготополучателей только с их письменного персонального согласия. Поскольку от тех граждан, которые получают в настоящее время выплаты через органы соцзащиты, такие разрешения уже имеются, то встает вопрос о тех льготниках, которые с 2010 года только начнут получать выплаты через органы соцзащиты. Надо понимать, что все данные у органов соцзащиты уже есть, необходимо лишь привести деятельность в соответствие с федеральным законодательством.

— Некоторые пенсионеры очень обеспокоены тем, что для получения льгот их просят предоставлять личные данные. Не будут ли эти сведения использованы в корыстных целях, например, во время выборов или для различных коммерческих организаций?

— Волноваться в данном случае не о чем. В бланке необходимо обязательно указывать свои ФИО, адрес и состав семьи. Никто не заставляет граждан предоставлять сведения о доходах, размерах имущества и налоговых отчислениях. Все данные в базе будут зашифрованы. Если человека не устраивает какой-то пункт, он имеет право не отвечать и вычеркнуть его. Главное, чтобы было понятно: гражданин ознакомлен с документом и дает свое согласие для обработки данных.

Я знаю, что население напугано тем, что данные могут утечь на сторону и в случае отказа о подписании таких согласий люди лишатся выплат. Спешу успокоить: этого не произойдет — каналы защищены, а выплаты будут продолжены даже при отказе от подписания названных согласий. Бланк согласия унифицирован и составлен в соответствии с требованиями 152-го ФЗ, поэтому, повторюсь, речь идет только о формальном приведении в соответствие деятельности органов соцподдержки с требованиями федерального закона.

— А почему данные собирают старосты, а не социальные работники?

— Во-первых, необходимо собрать около 140 тысяч согласий — органам соцподдержки с такой нагрузкой не справиться. Во-вторых, мы отказались от вызова населения в органы соцподдержки во избежание создания очередей. Поскольку ближе всего к жителям города старосты домов и уличкомов, было принято решение о привлечении их к этой работе. Однако надо констатировать, что такая система действует двояко. Большинство старост, как, например, в Красноперекопском районе Ярославля, отработали задачи на высоком уровне, за что им большая благодарность и признательность. Но выяснилось, что жители некоторых домов не очень-то доверяют старостам, а где-то старост попросту нет. Таким образом, из-за отсутствия полноценной информации появились необоснованные домыслы и слухи, люди пишут обращения к прокурору Ярославской области о неправомерности действия властей.

Кстати, для того чтобы принять решение о необходимости сбора согласий, были заказаны соответствующие исследования у специализированной организации, имеющей лицензию на право деятельности в этой сфере. И по заключению этой организации был сделан вывод, что собирать подобные согласия необходимо, иначе уполномоченные на осуществление социальных выплат органы соцподдержки за неисполнение требований федерального закона понесут определенную ответственность вплоть до уголовной.  

Обращаясь к жителям Ярославля, я хочу призвать всех льготников с пониманием отнестись к нововведениям и в случае необходимости обращаться за компетентной информацией в управление по социальной поддержке населения, телефон приемной 72-87-53, в муниципальное учреждение «Центр социальных выплат города Ярославля, телефон 40-98-72, а также в районные инстанции.

Светлана ПАСХИНА.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page