Дом сгорел как свечка

В ночь с 7 на 8 ноября 2009 года у директора Борисоглебского лесничества Анатолия Васильевича Шевеня загорелся дом. Возгорание произошло без видимых причин, когда в нем никого не было.
Дом загорелся в половине четвертого но­чи. Очевидец — возвращавшаяся с работы женщина — говорит, что загорелся он изнутри. Дом был деревянный, рубленый, одноэтажный с мансардой. Вызванные на место происшествия пожарные ничем помочь не смогли: дерево горит быстро, дом сгорел как свечка примерно за полчаса.
Этот дом у себя на родине, в поселке Ильинское-Хованское Ивановской области, Анатолий Васильевич строил своими руками долгие десять лет, вкладывал в него душу и все свое свободное время. Cобирался с семьей к Новому году справить новоселье. Строительство подходило к концу, оставалось только провести проводку и поклеить обои, и тут произошло это несчастье. Экспертиза дала заключение, что это был поджог. 

Этот дом у себя на родине, в поселке Ильинское-Хованское Ивановской области, Анатолий Васильевич строил своими руками долгие десять лет, вкладывал в него душу и все свое свободное время. Cобирался с семьей к Новому году справить новоселье. Строительство подходило к концу, оставалось только провести проводку и поклеить обои, и тут произошло это несчастье. Экспертиза дала заключение, что это был поджог. Анатолий Васильевич уверен, что здесь не обошлось без злого умысла: не мог дом вот так сам собой взять и загореться, ведь в нем не было даже электропроводки, был установлен только счетчик, до которого проведена проводка, электрический кабель к дому был пропущен через металлическую трубу. Накануне пожара он был в доме, проверил — все было в порядке.

Кому же перешел дорожку, помешал директор лесничества?

Анатолий Васильевич Шевень посвятил лесу всю свою жизнь. В лесном хозяйстве работает почти 30 лет. Сам он родом из Брянской области.

Лес всегда был первым помощником в жизни сельских жителей: он и кормил, и согревал. В школе ребята участвовали в посадках молодых деревьев. Еще тогда Шевень знал, что свою судьбу он свяжет с лесом, как и его дядя, работавший лесником. Так оно и вышло. После школы он поступил в Брянский технологический институт на лесохозяйственный факультет.

Когда он четыре года назад стал директором Борисоглебского лесничества, на его плечи легло очень хлопотное хозяйство. Лесничество занимает сейчас около 100 тысяч гектаров леса. Основная задача лесничества — государственный лесной контроль и надзор за соблюдением лесного законодательства. Четыре года назад в подчинении директора тогда еще ФГУ «Борисоглебский лесхоз» в лесничестве работало около 90 человек, в том числе 60 лесников. Каждый лесник контролировал примерно 1 тысячу гектаров леса. Как правило, он жил рядом с лесом, знал его нужды, видел, кто и зачем поехал в лес, охранял, приглядывал, был настоящим хозяином на своем участке. В 2007 году было произведено реформирование ФГУ «Борисоглебский лесхоз». С 1 января было образовано ГУ ЯО «Борисоглебское лесничество». После реформирования в районе осталось всего 9 специалистов лесного хозяйства. Напомним, что 2 года назад была упразднена такая должность, как лесник, и охранять лес, а также ухаживать за ним стало практически некому. Сегодня в Борисоглебском лесничестве на одного специалиста приходится около 11 тысяч гектаров леса.

Также в конце 2007 года были ликвидированы сельские лесхозы, а участки лесного фонда, ранее находившиеся в ведении сельскохозяйственных организаций по договорам безвозмездного пользования также были переданы в управление ГУ ЯО «Борисоглебское лесничество». На сегодняшний день на территории Борисоглебского лесничества осталось 5 арендаторов, у которых в аренде 37 тысяч гектаров леса, остальные площади будут выставлены на аукцион. Арендаторы лесов, выходцы из Борисоглебского района, в основном успешно справляются с возложенными на них обязанностями.

Каждый арендатор несет ответственность за выполнение всех лесохозяйственных мероприятий: посадку деревьев, уход за лесными культурами и за молодняком, подготовку почвы под посадку лесных культур, выполнение противопожарных мероприятий и т. д. Если, к примеру, делянка вырубается, арендатор должен в течение двух лет произвести посадку деревьев на этом участке земли, в противном случае договор аренды может быть расторгнут.

К 2010 году все леса на территории Борисоглебского района планируется передать в аренду, за исключением особо охраняемых природных территорий, в которые входит сосновый бор поселка Борисоглебского, урочище Пажи с глухариными токами, сосновый бор поселка Юркино и другие территории, всего около 11 тысяч гектаров. Специалистами Борисоглебского лесничества с учетом мнения местных предпринимателей было сформировано 3 лота для проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды данных участков. Необходимые документы переданы в департамент лесного хозяйства Ярославской области. Аукцион намечен на

15 декабря 2009 года.

— Мне, как директору лесничества, небезразлично, кто выиграет эти аукционы. Мы заинтересованы, чтобы в наших лесах работали свои, местные арендаторы. Однако шансы у местных лесозаготовителей практически равны нулю, — говорит Анатолий Васильевич.

Что происходит в реальности? Некая группа людей из Ивановской области уже не один год не дает спокойно жить местным лесозаготовителям. На аукционах ивановские арендаторы перебивают цену, взвинчивая ее в несколько раз, предлагают отступные за благоприятное прохождение аукциона. Об этой проблеме местные власти знают, однако закрывают на нее глаза. Здесь уже явно попахивает лесным рэкетом. И этот рэкет появился, когда аукционы по продаже делянок были переведены с районного уровня на областной. Именно тогда обозначились ивановцы. Их методы таковы: к тем, кто подает заявки на участие в аукционе, подходят и говорят: давайте нам отступные, и во время торгов стоимость делянки повышаться не будет, иначе цена на нее может подскочить в два, а то и в пять раз. Подобный способ вымогательства денег присутствует и на аукционах по приобретению госзаказов на выполнение лесохозяйственных работ. Обо всех этих фактах не так давно говорилось на совещании у главы Борисоглебского района Виктора Почернина.

Не каждый арендатор, взявший лес в аренду, сможет на деле стать его рачительным хозяином, грамотно проводить все нужные для леса мероприятия. Местные лесозаготовители, которые имеют опыт работы, технику, могут оказаться не у дел. Борисоглебцы обращались с данной проблемой в правоохранительные органы, в департамент лесного хозяйства, но воз и ныне там. На совещании у главы района говорилось о том, что еще до проведения аукциона следовало бы через конкурсную комиссию отбирать претендентов для участия в аукционе. Многие считают, что нельзя пускать в наши леса иногородних, иначе последствия могут быть плачевными.

Директор Борисоглебского лесничества Шевень по-своему пытался бороться за судьбу леса. 5 ноября Анатолий Васильевич обнаружил в районе Неверковского лесничества две самовольные рубки леса: в одном месте вырубили 70 кубометров сосны, в другом — 46 кубометров отборной сосны. Кто-то действовал с большим размахом и со знанием дела — явно не местные мужики. При этом лучшая древесина была изъята, остальная брошена. Сумма, на которую был нанесен ущерб лесу, составляла более 700 тысяч рублей. Анатолий Васильевич дал указание специалистам составить протокол и написать заявление в милицию, что и было сделано. Этим он явно кому-то помешал. И буквально через два дня загорелся его дом в поселке Ильинское-Хованское. Более чем странное совпадение. После всего случившегося Шевень подал заявление в РОВД поселка Ильинское-Хованское Ивановской области, где живет его семья, и в Борисоглебский РОВД. Однако милиция никаких выводов пока не сделала. Кто сжег дом — неизвестно. Самое интересное, что факт этот не единичный. Недавно в Брейтовском районе пострадал директор местного лесничества: у его сына сожгли машину.

С начала года на территории Борисоглебского лесничества было произведено 17 самовольных рубок леса. Было срублено 762 кубометра деловой древесины. Ущерб от незаконных порубок составил более 4 миллионов рублей.

Смогут ли сотрудники Ярославского и Ивановского УВД защитить от беспредела директора лесничества и членов его семьи, а лес от разграбления? Что на самом деле происходит в наших лесах и почему правоохранительные органы смотрят на все это сквозь пальцы, словно и нет никакой проблемы?

Елена БАЛДИНА.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page