Ярославцы все красавцы

Всего каких-то две недели отделяют нас от новогодних и рождественских праздников. Самое время озаботиться покупкой поздравительных открыток. И как тут не вспомнить об удивительных открытых письмах, созданных Елизаветой Меркурьевной Бем (1843 — 1914), жизнь и творчество которой тесно связано с Ярославским краем. «Не плачь, не плачь, куплю калач! Не вой, не вой, куплю другой!» — говорится на одной из открыток. «Выпьем чайку, позабудем тоску!» — как бы успокаивает другая.

Всего каких-то две недели отделяют нас от новогодних и рождественских праздников. Самое время озаботиться покупкой поздравительных открыток. И как тут не вспомнить об удивительных открытых письмах, созданных Елизаветой Меркурьевной Бем (1843 — 1914), жизнь и творчество которой тесно связано с Ярославским краем.

«Не плачь, не плачь, куплю калач! Не вой, не вой, куплю другой!» — говорится на одной из открыток. «Выпьем чайку, позабудем тоску!» — как бы успокаивает другая. «Купим себе деревеньку да заживем помаленьку!» — вселяет надежду третья. Эти трогательные почтовые карточки с милыми детскими личиками, выходившие в начале прошлого века многотысячными тиражами, расходились по всей стране. Городские школьницы наклеивали их в альбомы, крестьянские дети украшали ими стены своих изб, невесты вместе с приданым увозили в шкатулках в дом жениха.

Всю свою жизнь Елизавета Бем посвятила оформлению детских книг, но известность в России и за рубежом ей принесли как раз открытки, которых в ее копилке наберется несколько сотен. Здесь и поздравительные открытки к праздникам, и сценки из жизни деревенских детей, и иллюстрации русских пословиц, загадок, присказок, а то и просто жизненных наблюдений: «Весна идет, тепло несет!», «Поцелуй в уста ради Праздника Христа!», «Дорого яичко в Христов день!», «На всякий роток пошлет Бог кусок!», «Милости прошу к нашему шалашу!»

Казалось бы, все доступно и незатейливо, но рядом с милыми детскими личиками всякое высказывание наполняется особым смыслом: «Охти, ахти, как-то мне замуж идти! За худого не охота, хорошего негде взять!», «Что к чему покорно: щи — к пирогу, хлеб — к молоку, баба — к мужику!», «Добрая хозяйка да жирные щи, другого добра не ищи!», «Пожелание: Сладко бы елось, Пьяно бы пилось, И счастье в доме не перевелось!», «Не тужи по вчерашнему, жди завтрашнего!»

Художница родилась в Петербурге, но детские годы провела в имении своего отца Меркурия Николаевича Эндаурова в селе Щепцове Пошехонского уезда Ярославской губернии. Усадьба располагалась на берегах реки Тулши в 40 верстах от уездного центра. Всего у Меркурия Николаевича и Юлии Ивановны Эндауровых было шестеро детей: четыре девочки и двое мальчиков.

С детских лет девочка увлекалась рисованием, используя каждый клочок бумаги, что попадал ей в руки, и родители отдали ее в рисовальную школу общества поощрения художников в Санкт-Петербурге. Школу она закончила в 1864 году с серебряной медалью, а в 1867 году вышла замуж за известного скрипача, преподавателя Петербургской консерватории Людвига Францевича Бема. Брак был счастливым — у супругов родилось несколько детей.

В 1875 году Елизавета Бем создает свой первый альбом открыток «Силуэты», через два года еще альбом — «Силуэты из жизни детей», которые были напечатаны в картографическом заведении ее дяди. Бем рисовала открытки, иллюстрировала детские журналы «Игрушечка» и «Малютка» и за двадцать лет своей творческой деятельности издала 14 альбомов, которые пользовались спросом не только в России, но и за границей, где неоднократно перепечатывались, особенно в американских изданиях. Работы Елизаветы Бем участвовали в международных выставках, проходивших в Париже, Мюнхене, Берлине, Милане, и всегда отмечались медалями.

Каждое лето талантливая художница старалась побывать в своем родовом имении в Ярославской губернии. Здесь она собирала материал для своих новых работ, делала наброски с юных натурщиков — крестьянских детишек, которые с удовольствием ей позировали. Предметы крестьянского быта, одежда, незатейливая утварь, игрушки — Елизавета Бем не пропускала ничего, все впитывала как губка, чтобы затем воплотить в своих «деревенских мотивах». А устный фольклор — поговорки, пословицы, присказки — она просто коллекционировала, буквально собирая по крупицам. Благодаря всему этому ее открытки подкупали особой искренностью и находили поклонников как среди простых крестьян, так и среди царственных особ. Известно, что Александр III и Николай II были большими поклонниками ее творчества.

Получив мировое признание и известность, в 1902 году Елизавета Бем подготовила две открытки в пользу Ярославского общества содействия народному образованию. Одна из них, изображающая румяного подростка в боярском костюме, и прославила наш край на весь мир: «Ярославцы все красавцы. Русы кудри сто рублей, буйная голова тысячная, а всему молодцу цены нет».

Олег ГОНОЗОВ.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page