Ветеранов на произвол судьбы

Первые жильцы в тутаевский дом ветеранов въехали в апреле 2003 года. Радости было море. Прежде всего потому, что само это здание, числящееся в черном списке долгостроя, наконец-то было доведено до ума. И ведь это был не дом престарелых с его общежитской системой, а дом обыкновенного жилого типа. И даже лучше.

Первые жильцы в тутаевский дом ветеранов въехали в апреле 2003 года. Радости было море. Прежде всего потому, что само это здание, числящееся в черном списке долгостроя, наконец-то было доведено до ума. И ведь это был не дом престарелых с его общежитской системой, а дом обыкновенного жилого типа. И даже лучше. Кирпичный корпус, квартиры в основном однокомнатные, замечательной планировки: высота потолков — три метра, просторные кухни и прихожие, санузел и ванная раздельные, из кухни выход на лоджию. Живи, пожилой человек, да радуйся тому, что не зря отдал ты процветанию своей Родины всю жизнь. Не забыла она тебя и вон какими хоромами наградила.

В БЕЛАРУСИ О НИХ ПОМНЯТ, А У НАС ЗАБЫЛИ

В дом ветеранов мы приехали в один из самых морозных дней декабря, когда столбик термометра опустился чуть ли не до минус 30 градусов. Поднялись на второй этаж. По длинному широкому коридору не спеша шли несколько старушек. Кто в телогрейках, кто в пальтушках, на ногах у многих валеночки. Без валеночек по цементному полу и в летний день зябко ступать, а уж пожилому человеку и подавно. Частенько приходилось мне прогуливаться по чиновничьим коридорам, но ни разу не доводилось видеть там цементные полы. Все чаще линолеум утепленный, а то и ковры роскошные.

Когда узнали бабушки, что ищем мы какого ни на есть начальника, то хором указали на квартиру N 29, где живет Нина Ивановна Козарезова. Но ее дома не оказалось. Она в это время кормила своего подопечного — Виктора Павловича Копрова. После второго инсульта Виктор Павлович оказался в положении малого ребенка: ноги отказали, правая рука не действует. Вот и взяла его Нина Ивановна вместе с соцработником Надеждой Ивановной Сметанкиной под свое крыло. А по выходным еще и внучка деда навещает. В квартире чисто, постель белейшая, да и сам ветеран Великой Отечественной войны выглядит по-боевому. «Еще иногда и матерком попустит», — улыбается Нина Ивановна. Похвасталась она, что в начале декабря Виктор Павлович получил фронтовой треугольничек от самого батьки Лукашенко. Президент государства поздравил нашего ветерана с 65-летием со дня освобождения Беларуси от фашистских захватчиков да еще и юбилейную медаль прислал. Белорусы-то о наших ветеранах не забыли, а вот свои власти помнить не хотят. У кровати Виктора Павловича стоит мощный обогреватель. Иначе даже под ватным одеялом холодно старому человеку. Да, честно признаться, и не только старому. Сняла я было свою шубейку, а через 10 минут снова надела. Зябко.

ПУСТЬ ТЕПЕРЬ САМИ О СЕБЕ ЗАБОТЯТСЯ

Да, главное-то я забыла сказать: дома ветеранов в Тутаеве больше нет. С октября этого года он стал муниципальным жилым домом. И поспособствовали тому сами его обитатели. Да и то сказать, какой же это дом ветеранов, если там ни медицинского обслуживания нет, ни штата социальных работников. Жильцы за свой счет вынуждены были менять косо установленные двери и окна, стеклить лоджии, чтобы хоть как-то сберечь тепло в квартирах. Заботы от больших начальников они все равно никакой не ощущали. Местная администрация не очень-то и упиралась: по просьбе жильцов дом лишили почетного названия и перевели в разряд обыкновенных. С глаз долой — из сердца вон. К тому же в доме живут несколько ветеранов войны. Отдать им квартиры в собственность все равно что внести лепту в выполнение президентской программы по предоставлению жилья участникам Великой Отечественной. Пусть собственники квартир сами теперь о себе заботятся. Одну мелочь упустили большие дяди: прежде чем передать жилье в собственность, не худо было бы произвести в доме ремонт. Старики сами не догадались на этом настоять, а чиновникам того и надо было. Хватились бывшие поселенцы дома ветеранов уже потом, когда остались наедине со своими жилищными бедами.

Вот что, в частности, написали жильцы в письме, направленном в государственную жилищную комиссию области 17 ноября этого года: «Отопление в доме изначально было недостаточным. Оконные рамы во многих местах не обструганы, на балконных дверях не везде есть петли, поэтому изо всех щелей дует… Почему мы платим такие большие суммы за ОДН? Уж не за то ли, что ввиду плохого отопления квартир вынуждены включать электронагревательные приборы?»

ТЕПЛО ВЫСВИСТЫВАЕТСЯ ИЗО ВСЕХ ЩЕЛЕЙ

Необходимость капитального ремонта системы отопления не отрицают и в МУ КЦСОН «Милосердие», в чьем подчинении и находился ранее дом ветеранов. Об этом написано в ответе данной организации на жалобы жильцов дома ветеранов от 23 сентября. А вот из областной администрации 22 октября пришел лаконичный отлуп: «Отопление осуществляется в полном объеме». Оно, может быть, и в полном, да вот куда уходит это тепло, областных чиновников, видимо, не волнует. Лично я видела, куда оно уходит, даже если и действительно осуществляется в полном объеме. На улицу оно уходит. По иронии судьбы фамилия хозяйки самой холодной квартиры в доме — Застылова. Квартира ее торцевая. Дверь, выходящую на лоджию, старушка заделала как могла: завесила целлофаном и укрепила его края досками. И все равно не спасает. От электрообогревателя тоже мало толку. Тепло высвистывается изо всех щелей. В квартире не больше 12 градусов.

В коридоре тем временем мы изучали коммунальные платежки. В одной из них против графы ОДН значилось 72 рубля 80 копеек. Это с одинокого-то жильца. Какие тут могут быть общедомовые нужды? В коридоре горит несколько лампочек, а за все остальное электричество жильцы платят по квартирным счетчикам.

Как ни называй этот дом, но на трех его этажах живут пожилые люди. Люди, по судьбам которых можно изучать историю нашей страны. Просят-то они не о чем-то сверхшикарном, а о самом насущном. И властям города и района негоже делать вид, что дом ветеранов перестал таковым быть.

Любовь НОВИКОВА.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page