Город на четырнадцати островах

Какое все-таки наслаждение — смотреть с палубы огромного, с двенадцатиэтажный дом лайнера, как он аккуратно входит в порт и пришвартовывается к терминалу паромных линий рядом с центром Стокгольма. Суть в том, что столица Швеции раскинулась на 14 островах в месте слияния Балтийского моря с озером Меларен, и благодаря такому удивительному расположению город считается ни больше ни меньше столицей всей Скандинавии.

Какое все-таки наслаждение — смотреть с палубы огромного, с двенадцатиэтажный дом лайнера, как он аккуратно входит в порт и пришвартовывается к терминалу паромных линий рядом с центром Стокгольма. Суть в том, что столица Швеции раскинулась на 14 островах в месте слияния Балтийского моря с озером Меларен, и благодаря такому удивительному расположению город считается ни больше ни меньше столицей всей Скандинавии.

Для знакомства со Стокголь-

мом и его достопримечательностями жители королевства предлагают самые необычные способы — от поездки на старинном трамвае до полета на воздушном шаре и даже прогулки по крышам. Парящие на горизонте яркие воздушные шары — визитная карточка Стокгольма, так как это один из немногих городов, где разрешены полеты на воздушных шарах. Прогулка по крышам с гидом — уникальное сочетание приключений и экскурсии для экстремалов, не боящихся высоты. И все же, как нетрудно догадаться, мы выбрали самое банальное знакомство с городом с помощью автобуса, который поджидал нас на стоянке возле терминала.

Наша обзорная экскурсия по Стокгольму началась с пешеходной прогулки по Старому городу, где расположен королевский дворец — одна из самых больших королевских резиденций в мире с более чем 600 комнатами. Дворец построен на месте сгоревшего в 1697 году замка Тре Крунур, и значительная часть здания была возведена в XVIII веке в стиле итальянского барокко. Помимо жилых помещений сейчас здесь располагаются музеи, в числе которых и знаменитая Оружейная палата, хранящая уникальные королевские костюмы и доспехи.

В полдень настоящее столпо-творение у туристов вызывает ежедневная смена караула — яркое, красочное зрелище под звуки духового оркестра, перед которым трудно устоять, чтобы не запечатлеть на фото или видео. Более часа королевские гвардейцы, одетые в синюю национальную форму, выполняют всевозможные построения и демонстрируют свою строевую подготовку. И практически каждый второй зарубежный гость Стокгольма старается сфотографироваться рядом со шведским гвардейцем, среди которых, между прочим, немало симпатичных девушек.

Кафедральный собор, здание ратуши, где ежегодно проводятся банкеты в честь лауреатов Нобелевской премии, старинные, мощенные булыжником улицы, а рядом огромные витрины современных торговых центров и супермаркетов — все это Стокгольм, хранящий древние традиции и шагающий в ногу со временем.

И все же из всех увиденных достопримечательностей шведской столицы наибольшее впечатление на нас произвел музей «Васа», в котором экспонируется поднятый со дна стокгольмской гавани четырехпалубный корабль «Васа», затонувший в день своего первого рейса. Казалось бы, чем тут шведам гордиться, если случившаяся катастрофа свидетельствует о тогдашнем конструкторском головотяпстве? Однако после открытия музея в 1990 году в нем побывало уже более 25 миллионов посетителей, и сегодня это по праву один из известнейших в мире туристических объектов, дающих уникальное представление о Швеции начала XVII века.

Свое название корабль получил в честь династии шведских королей Васа, к которой принадлежал царствовавший в то время Густав II Адольф. По его замыслу корабль должен был стать одним из ведущих судов шведского военно-морского флота, королевским флагманом.

К строительству «Васы» привлекли лучших корабельных мастеров, плотников, кузнецов, художников, скульпторов, резчиков по дереву — всего более 400 человек, которыми руководил корабельных дел мастер голландец Хендрик Хюбертссон. Деревянный корпус был сделан из тысячи дубовых деревьев, так как дуб в те годы считался стратегическим военным материалом. Судно было богато украшено резьбой и несколькими сотнями скульптур, изображавших библейских воинов с горнами и факелами, римских императоров, львов, русалок, тритонов и других мифических морских существ.

Во время строительства, продолжавшегося почти три года, король Густав II Адольф неодно-кратно бывал на корабле, делал свои указания и распоряжения, правда, больше заботился о его боевых качествах и внешнем виде, нежели об устойчивости. Это был один из самых больших и красивых кораблей своего времени высотой 52,5 метра и длиной 69 метров, имевший на вооружении 64 пушки. «Васа» вмещал 145 человек команды и 300 солдат.

10 августа 1628 года огромный, сверкающий золотом фрегат стоял у королевского дворца, где загружался вооружением и провиантом. Команде разрешили взять с собой на борт жен и детей, а солдаты должны сесть на него на выходе из гавани.

На берегу в этот день столпились практически все жители Стокгольма. Первые 600 метров королевский флагман прошел с помощью якоря, затем подняли четыре из десяти парусов, но, когда рассеялся дым после очередного залпа пушек, «Васа» неожиданно завалился набок и медленно пошел ко дну. Экипаж, женщины и дети пытались спастись вплавь, цеплялись за верхушки мачт, с которых их снимали сопровождавшие фрегат корабли и лодки, но около 50 человек все же погибли на глазах у многочисленных зевак.

Во время своего первого и последнего рейса корабль прошел всего около 1300 метров и пробыл в самостоятельном плавании не более получаса. «Васа» затонул на глубине 32 метра, и попытки его подъема, сделанные почти сразу после катастрофы, оказались напрасными. И все же водолазам при их тогдашнем убогом снаряжении удалось поднять на поверхность более 50 пушек. Затем интерес к судну пропал, было даже забыто точное место его гибели.

В пятидесятых годах прошлого столетия затонувшим кораблем заинтересовался подводный археолог-любитель Андерс Францен. После скрупулезного изучения старинных документов он сумел определить примерное место гибели «Васы», сохранившегося благодаря тому, что в холодном Балтийском море с его слабосоленой водой не водится ракушка-древоточец, которая довольно быстро съедает дерево в теплых южных морях.

24 апреля 1961 года, по прошествии 333 лет после катастрофы, легендарный корабль был поднят со дна моря. Вместе с «Васой» обнаружили около 14 тысяч разнообразных предметов, включая 500 скульптур и шесть парусов, которые не были установлены на корабле до его крушения. Для историков и археологов поднятое судно стало настоящим кладом.

На реставрационные работы ушло 18 лет. Чтобы избежать растрескивания деталей судна, их пропитывали специальным веществом, которое используется в кремах для рук, и сегодня отреставрированный корабль на 95 процентов состоит из его оригинальных частей.

Создатели музея «Васа» построили свою экспозицию так, что посетители могут осматривать корабль не только снаружи, но и изнутри, а в одном из залов даже демонстрируются фильмы, рассказывающие о постройке и гибели фрегата, а в самом конце — уникальные кадры о подъеме корабля.

Всего в Стокгольме около 70 музеев, и, наверное, не зря шведская столица считается одним из самых музейных городов мира.

Олег ГОНОЗОВ.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page