Он был сыном полка

Он не дожил до празднования 65-летия Победы совсем немного — сегодня девятый день как не стало доброго, многогранной души человека — Всеволода Дмитриевича Пузырева, первого заместителя председателя Ярославского комитета защиты мира и правления Ярославского областного отделения Российского фонда мира.

Он не дожил до празднования 65-летия Победы совсем немного — сегодня девятый день как не стало доброго, многогранной души человека — Всеволода Дмитриевича Пузырева, первого заместителя председателя Ярославского комитета защиты мира и правления Ярославского областного отделения Российского фонда мира.

Наверное, теперь из его рабочего кабинета уберут многочисленные награды — дипломы православной церкви, грамоты от всех ветвей власти, памятные знаки, которые говорят о его огромной работе на вверенном ему поприще, об уважении к человеку, чья судьба заслуживает отдельной книги, а не только нескольких строчек в газете.

Всеволод Дмитриевич вырос в детском доме в Балахне Нижегородской области. Когда по решению Сталина сирот-ребятишек стали посылать в армию воспитанниками — ведь шла война, и вся огромная страна от мала до велика встала на защиту Родины, маленький Пузырев попал в 65-ю армию, к герою страны Павлу Ивановичу Батову, нашему легендарному земляку. Сын полка, мальчишка пережил все тяготы вой-ны. Семья Павла Ивановича приняла его как родного и долго потом направляла по жизни.

После войны юный Всеволод Пузырев был зачислен в химическое военное училище под Москвой. Затем с отличием закончил Костромское высшее военное училище. Служил в Румынии, потом — в Кантемировской парадной дивизии — встречал в танке парады, охранял спокойствие Кремля. Во время похорон Сталина нес караульную службу. Много славных страниц в его судьбе: служба в Германии, Польше, вместе с Павлом Ивановичем Батовым он участвовал в обеспечении охраны во время подписания Варшавского договора.

Особые теплые отношения связывали Всеволода Дмитриевича с маршалом Василием Ивановичем Чуйковым и его семьей. После смерти Павла Ивановича Батова именно этот человек, полководец, герой, стал самым близким ему. Своего рода завещанием Батова было желание, чтобы Всеволод Дмитриевич переехал на его родину, на Ярославскую землю.

И, как мы теперь знаем, он выполнил совет наставника. В Ярославле он был определен на военную кафедру политехнического института. И как когда-то тепло и заботливо относились к нему, он стал много заниматься с молодежью. В институте им был организован клуб «Прометей», который стал настоящим и известным на всю область центром военно-патриотического воспитания студентов.

Деятельность в Комитете защиты мира и Фонде мира для такого человека, как Всеволод Дмитриевич, — закономерность. Познав сиротство, ужасы войны, пройдя суровую армейскую школу, он хорошо знал цену миру, спокойствию, счастью. Круг его общественных интересов был чрезвычайно широк. Он общался с видными учеными, писателями, артистами, музыкантами. Среди его знакомых — летчики-космонавты, общественные деятели, дипломаты, военачальники.

Всеволод Дмитриевич вкладывал всю душу в дело, он был не просто солдатом, а воистину защитником мира. А для нас он был большим, искренним другом.

Алла ХАЧАТУРЯН.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page