Если товар бракованный

До недавнего времени потребители в нашей стране по существу были бесправны. Производители товаров и услуг, торговля диктовали им свои условия. Ведомственные нормативные акты и инструкции ограничивали права потребителя и не давали им возможности предъявить свои обоснованные претензии. Судебная защита практически отсутствовала. Потребители не могли реализовать свои фундаментальные права.

До недавнего времени потребители в нашей стране по существу были бесправны. Производители товаров и услуг, торговля диктовали им свои условия. Ведомственные нормативные акты и инструкции ограничивали права потребителя и не давали им возможности предъявить свои обоснованные претензии. Судебная защита практически отсутствовала. Потребители не могли реализовать свои фундаментальные права.

Принятый Верховным советом Российской Федерации 7 февраля 1992 года закона «О защите прав потребителей» вобрал в себя лучший опыт международной и национальной законодательной практики.

Закон издан для регулирования отношений, возникающих между потребителями и предпринимателями, установления прав потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, на безопасность их жизни и здоровья, получения информации о товарах (работах, услугах) и их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещения потребителей, государственной и общественной защитой их интересов, объединения в общественные организации потребителей, а также определения механизма реализации этих прав.

В законе «О защите прав потребителей» есть важная норма, согласно которой правительство Российской Федерации не в праве поручать министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти принимать ведомственные акты, содержащие нормы о защите прав потребителей. До недавнего времени такие акты, как правило, отражали прежде всего интересы производителей и продавцов, что привело к ущемлению прав потребителей. Закон «О защите прав потребителей» позволил прекратить такую практику.

В целях принятия дополнительных мер, направленных на просвещение в области защиты прав потребителей, в соответствии с приказом руководителя Федеральной службы Роспотребнадзора Геннадия Онищенко от 06.04.2009 г. N 318 «О совершенствовании системы информирования и консультирования потребителей» в Ярославле с июля 2009 года организовано отделение по защите прав потребителей (консультационный центр) на базе ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ярославской области» (ул. Чкалова, дом 4, каб. 18). Основной целью деятельности консультационного центра является защита потребителей от получения некачественных товаров и услуг. Здесь специалисты центра информируют и консультируют потребителей по таким направлениям, как покупка потребительских товаров, услуги ЖКХ, строительные и ремонтные работы, услуги в сфере недвижимости, транспортные, медицинские, финансовые, туристические услуги, платное образование.

В центре помогают грамотно составить претензию, оказывают помощь в досудебном урегулировании конфликтных ситуаций, при необходимости обеспечат судебное сопровождение (консультирование по составлению искового заявления, жалоб, ходатайств, представительство в суде). В консультационном центре можно ознакомиться с техническими характеристиками сложных бытовых товаров. С помощью информационной базы (инфотеки) можно самостоятельно ознакомиться с методическими рекомендациями для потребителей, нормативно-правовыми актами.

За время деятельности консультационного центра его специалистами проделана большая работа по защите потребительских прав, пропаганде законодательства о защите прав потребителей.

Так, за 2009 год в досудебном порядке было рассмотрено свыше ста обращений по вопросам нарушения прав потребителей: жилищно-коммунальными службами (некачественные услуги домоуправлений, службы заказчика, отсутствие горячей воды, тепла, энергоснабжения, вышедшее из строя бытовое оборудование из-за перенапряжения в электрических сетях); по оказанию услуг туристическими фирмами; по оказанию строительных и ремонтных работ; по продаже некачественного товара (продовольственных товаров, промышленных товаров, в основном обуви), мебели, сложной бытовой техники, верхней демисезонной одежды. 

Так, 15 октября в консультационный центр обратилась Надежда Ни­ко­лаевна Холявская, проживающая в Ярославле, которая в сентябре 2009 г. в ТЦ «Космос» купила демисезонную куртку за 3500 руб. В течение двух недель использования указанной куртки она обнаружила у нее брак, а именно: через ткань выходил наполнитель, что являлось существенным недостатком, так как не может быть устранен без несоразмерных расходов и затрат времени. Поскольку заменить куртку на другую модель не представилось возможным из-за отсутствия подходящего размера в указанном магазине, покупательница обратилась к продавцу уменьшить цену на некачественный товар, в чем ей было необоснованно отказано. С помощью специалистов центра была составлена претензия с требованием расторжения договора купли-продажи и возврата уплаченной суммы. После проведения экспертизы товара за счет владельца магазина заявленные требования были удовлетворены в полном объеме в досудебном порядке.

В сентябре 2009 г. семья Г. В. Саргсян, проживающая в Ярославле, вместе с друзьями оформила турпутевки для поездки на отдых в Египет. Однако в аэропорту Домодедово они не смогли пройти регистрацию. Выяснилось, что турфирма не оплатила по договору авиабилеты. Так как услуга туроператором не была выполнена в указанный срок по требованию пострадавших клиентов, последние были вынуждены обратиться в другую турфирму, пробыв в Москве еще двое суток до вылета в желаемую страну. При возвращении из Египта домой Г. В. Саргсян вместе с друзьями обратились в первоначальную фирму с целью вернуть деньги, потраченные за неоказанные услуги, однако ее представители отказались решать данную проблему. С помощью вовремя поданной претензии семья Саргсян и их друзья смогли отстоять свои права в досудебном порядке и вернуть все понесенные материальные и моральные убытки в полном объеме.

Т. В. КОРОЛЕВА, заведующая отделением по защите прав потребителей Роспотребнадзора.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page