За чей счет тушить пожар будем

Практику исполнения Лесного кодекса в Ярославской области обсудили на депутатских слушаниях 16 марта депутаты Ярославской областной думы, руководители исполнительной власти, главы районов, представители прокуратуры, УВД, предприятий. — С 2007 года новый Лесной кодекс ввел принципиально новое для российской практики распределение полномочий в лесоуправлении.

Практику исполнения Лесного кодекса в Ярославской области обсудили на депутатских слушаниях 16 марта депутаты Ярославской областной думы, руководители исполнительной власти, главы районов, представители прокуратуры, УВД, предприятий.

— С 2007 года новый Лесной кодекс ввел принципиально новое для российской практики распределение полномочий в лесоуправлении. Федерация передала региональным властям большую долю функций, в том числе по разработке лесных планов и лесохозяйственных регламентов по эксплуатации, восстановлению и охране лесов. Одной из главных целей реформы стало отделение функций управления лесом от лесохозяйственной деятельности, — подчеркнул, открывая заседание, заместитель председателя думы Евгений Заяшников.

Претворение реформы лесного хозяйства в жизнь столкнулось с рядом проблем. С принятием Лесного кодекса леса превратились в движимое имущество. Стало принципиально важно, к какой категории земель принадлежат участки, занимаемые лесом. Федеральный центр финансирует работы по охране, защите и воспроизводству лесов только на землях лесного фонда — собственности Российской Федерации. Случись, допустим, пожар в лесу на землях бывших сельхозугодий — непонятно, за чей счет его будут тушить.

К тому же проблемная ситуация создалась и с переводом бывших колхозных угодий в земли лесного фонда. Более 90 процентов (около 700 тысяч га) таких земель в Ярославской области уже переоформлено, но 45 тысяч га пока остались. Для регистрации права собственности РФ на эти земли необходимо около 45 миллионов рублей. Федеральная казна на эти цели средства не выделяет, а областному бюджету бесперспективно расходовать миллионы на земли, которые будут принадлежать не региону, а Федерации. Этот вопрос пока рассматривается в правительстве РФ.

Тупиковая ситуация складывается и с правовым статусом лесничеств, преобразованных из бывших лесхозов. Лесничества, созданные два года назад в форме государственных учреждений, не могут исполнять государственные полномочия. Нужно либо менять нормы закона и расширять их правовой статус, либо продолжать преобразования.

Лесной кодекс предписал определять право аренды и исполнителей работ по охране, защите и воспроизводству лесов только через процедуру аукционов. Но, как отметил директор департамента лесного хозяйства области Владимир Кузин, аукционы — самая неудачная форма закупок: кто предложил самую высокую цену, тот и победитель. Никаких требований к квалификации и опыту работы претендентов предъявить нельзя. Порой некомпетентность новых хозяев участка приводит к низкому качеству и нарушению сроков выполнения работ. Но это полбеды — важно не допустить на территорию области организованные группировки, которые, победив в аукционах, станут вырубать леса.

Депутат Андрей Крутиков поинтересовался у директора департамента лесного хозяйства Ярославской области Владимира Кузина: как могло произойти, что большинство аукционов в прошлом году выиграла околокриминальная ивановская группировка?

— Основания останавливать аукционы в прошлом году у нас не было, — ответил Кузин. — Мы сделали запрос в областное УВД относительно участников аукциона, и оттуда нам пришел ответ, позволивший продолжить торги.

Еще одна загвоздка в реализации Лесного кодекса — обеспечение пожарной безопасности в лесах. Система мониторинга пожарной опасности и тушения пожаров в лесах Ярославской области требует серьезного совершенствования. Сейчас эти работы проводит ГАУ ЯО «Лесная охрана», у которого в штате всего 88 сотрудников.

Депутат Александр Дыма обратил внимание собравшихся, что «Лесная охрана» слабо оснащена: техническая готовность машин — 72 процента, средний срок эксплуатации — более 15 лет. Повысить эффективность работы ГАУ можно двумя способами: передать организацию в подчинение МЧС либо увеличить штат «Лесной охраны» в 2 — 3 раза и кардинально укрепить материально-техническую базу. Но для этого потребуются средства из областного бюджета — не менее 50 миллионов рублей в год. Сумма неподъемная, учитывая, что на этот год выделено 10,9 миллиона рублей.

По итогам слушаний ярославские депутаты решили обратиться в Госдуму России с предложением доработать Лесной кодекс сразу по нескольким направлениям. Это и укрепление статуса лесничеств, и расширение требований к аукционам, и восстановление государственной лесной охраны.

Кроме того, депутаты рекомендовали областному правительству разработать и включить в стратегию развития Ярославской области мероприятия по развитию лесного комплекса региона и способствовать созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций в деревообрабатывающую промышленность. А областное УВД должно будет усилить контроль за незаконным оборотом древесины и активнее пресекать криминальные действия в лесопромышленном комплексе.

Любовь АПАЛЬКОВА.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page