12 полоса

В РУССКОЙ ШВЕЙЦАРИИ МУЖИКИ НЕ МАТЕРЯТСЯ В Ярославском союзе художников, на Максимова, 15, работает выставка «600 лет Плесу». Маленький старинный городок на Волге, основанный Юрием Долгоруким, и из-за небывалой красоты окрестностей обретший славу русской Швейцарии, по праву считается столицей русского пейзажа. ПЛЕС открыл Левитан. Великий художник снял мезонин и провел здесь два года. А потом появились «Вечерний звон», «Золотой Плес», «Над вечным покоем» и еще 37 шедевров.

В РУССКОЙ ШВЕЙЦАРИИ МУЖИКИ НЕ МАТЕРЯТСЯ В Ярославском союзе художников, на Максимова, 15, работает выставка «600 лет Плесу». Маленький старинный городок на Волге, основанный Юрием Долгоруким, и из-за небывалой красоты окрестностей обретший славу русской Швейцарии, по праву считается столицей русского пейзажа. ПЛЕС открыл Левитан. Великий художник снял мезонин и провел здесь два года. А потом появились «Вечерний звон», «Золотой Плес», «Над вечным покоем» и еще 37 шедевров. С тех пор он является меккой русских художников. Не исключение и ярославцы. Юрий Жарков, Михаил Кораблев, Леонид Малафеевский, Людмила и Владимир Ковалевские и сейчас постоянно ездят в Плес на пленэры. В экспозиции 72 работы. Это, по словам самих тружеников кисти, маловато. Если покопаться в стеллажах, можно безболезненно заполнить еще 5 залов. Плес — самый крошечный городок России, меньше 3000 душ населения, из них около 50 — художники. Он предстает на полотнах как на ладони: яблоневые сады, березовые, кедровые рощи, храмы, пристани. Плес в туманной мгле и серебристом предвечерье, в огне полыхающей листвы и в распутицу. — Я бываю в Плесе на протяжении 10 лет каждые весну и осень. Это милый, уютный городок, очень чистый. И кругом потрясающая тишина. Летом здесь ставят Островского. Декорации — сама Волга. Пьют чай по старинке из пузатых самоваров. А местные мужики не матерятся, а подходят к туристам со словами: «Извиняйте. Прощения просим. Мы сегодня откушамши». Но цивилизация врывается и сюда. Появляются рекламные щиты. Маленькие острокрышие домики потихоньку сменяют новые русские «избушки» из стекла и бетона с высоченными каменными заборами. Много оцинкованных крыш. Они блестят на солнышке, мешают писать, — рассказывает народный художник России Адольф Булдыгин. — Жаль, что Плес теряет свое лицо, самобытность. Как-то наблюдал такую забавную картину: сидят на лавке два дремучих деда с палочками, курят самокрутки и разговаривают по сотовому телефону, — вторит ему костромской живописец Николай Афоньшин. Анастасия НИКОЛАЕВА. ГДЕ НАЙТИ ЗМЕИНЫЙ КАМЕНЬ В отделе природы Ярославского музея-заповедника работает выставка «Путешествие в глубь Земли». Ее открытие приурочено к Дню геолога, который еще называют праздником собранных рюкзаков — в середине апреля начинаются первые экспедиции. А также выставка посвящена 100-летию со дня рождения Анатолия Иванова (1910 — 1991 гг.) — профессора Ярославского педагогического института. Анатолий Николаевич внес неоценимый вклад в изучение геологии и палеонтологии Ярославской области, а также охрану геологических памятников природы, которыми богата наша область. В экспозиции можно увидеть его научные труды, собранные им различные ископаемые и, конечно же, гордость фондов — уникальный голотип аммонита Иванов-Аристов. Он найден в 1974 году в Крестовских карьерах, которые являются памятником природы федерального значения и представляет собой останки ископаемого головоногого моллюска. Сам моллюск был довольно крупным по размеру и достигал до 3 метров в диаметре. На выставке также представлены изыскания современных геологов из научно-производственного центра «Недра», занимавшегося бурением таких крупных скважин, как Кольская, Уральская, Тюменская. В «Недрах» есть музей научного бурения — единственный в мире. А в кернохранилище, которое располагается на базе за Волгой, хранятся десятки тысяч образцов кернов — поднятых из скважин пород. Сюда часто приезжают исследователи из Москвы, Петербурга, заграницы — отбирают пробы. Среди экспонатов и колбочка с даниловской нефтью. Приток легкой нефти очень высокого качества обнаружен на глубине 2900 метров. К сожалению, он оказался не промышленным. Добыто всего лишь несколько кубов. Показаны на выставке и средства для путешествия в глубь Земли: оборудование для глубоких и сверхглубоких скважин, костюмы буровика — летний и зимний варианты и нерукотворные сокровища земных недр — удивительные по своим свойствам минералы. Посетители также смогут открыть для себя романтику профессии геолога, побывав в экспедиционной палатке и ощутить радость от собственной находки во время почти настоящих палеонтологических раскопок, а также узнать, кому на самом деле принадлежит «чертов палец» и где можно найти «змеиный камень». Инна ЛИХАЧЕВА. В КОВЧЕГЕ У ГОШИ В Ярославском художественном музее работает выставка «Гошин ковчег». Гоша — Георгий Ляховецкий — родился в Киеве в творческой семье. Его мама — Ирина Марголина — известный сценарист, автор около 100 фильмов, папа — режиссер-документалист. В 1986 году с родителями Гоша переехал в Москву, закончил экспериментальную школу-гимназию при академии педагогических наук и факультет журналистики Открытого государственного университета в Москве. Сейчас работает ассистентом продюсера студии «М.И.Р». А по выходным занимается анимацией с детьми в онкологическом отделении Всероссийской детской больницы. Ему 32. Его мирок тесен и состоит из рыжей кошки Нюши и мамы. Лохматый, заикающийся и неуклюжий, он в жизни мало похож на принца. Большой ребенок с обезоруживающей улыбкой до ушей. Но, берясь за кисть, а рисовать Гоша начал поздно — 11 лет назад, расцветает. Погружаешься в странный хармсовский мир, где все шиворот-навыворот: кошка кормит сыром мышь, у пионеров растут бакенбарды, куда-то мчится, задрав хвост, черная дворняга с ушками топориком, на елке заливается свистом Соловей-разбойник. В ковчеге у Гоши полный интернационал: едят арбуз узбеки, аксакал держит на плечах упитанного барашка, мексиканки с гитарами, японки. Есть даже раввин с авоськой. А еще пираты, циркачи, кентавры. В общем, милая несуразица. Такие же противоречивые чувства вызывают Гошины картины. Рассудком понимаешь, что воспринимать всерьез каляки-маляки инфантильного дяденьки, незатейливые, как песенки бардов 70-х, ну никак нельзя. Но сердце подсказывает обратное. Да и у галеристов Москвы и Нью-Йорка, где часто выставляются Гошины работы, иное мнение, как и у королей анимации Юрия Норштейна и Эдуарда Назарова. Последний метко назвал Ляховецкого Ван Гоша. Да, он рисует гуашью на обычной бумаге, не зная ни анатомии, ни пропорций. Но в отличие от многих зрелых живописцев, творящих с натугой, пишет как дышит, не претендуя на лавры. Редкость огромная. И никогда не переделывает работ — если что-то не удалось, выбрасывает. А как же можно сердиться на того, кто рисует счастье? На выставке можно также посмотреть анимационные фильмы, созданные по рисункам Георгия Ляховецкого, «Кошачьи прогулки» и «Гошины сказки». Анастасия СОЛОВЬЕВА.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям