Вернулся домой в цинковом гробу

Мама и старший брат ждали возвращения Анатолия Неволина из армии 20 мая.Он вернулся домой в обещанный день — в солдатском цинковом гробу. Солдат-срочник из Рыбинска трагически погиб за несколько дней до демобилизации.
В ПРАЗДНИЧНЫЙ день 9 Мая Толя позвонил матери на мобильный телефон. Мгновенно преодолев две тысячи километров, его голос звенел от радости:
— Мама, жди! Скоро увидимся. 20 мая буду дома.
Через три дня Неволиным опять позвонили из Моздока. Ответила Надежда — сноха Галины Николаевны. Человек с легким кавказским акцентом поинтересовался, кем она приходится Анатолию Неволину.
— Я жена его брата.
— Ваш брат домой не вернется, — сообщил ей звонивший.

— Почему?

— Он умер, — телефонная связь прервалась, а Надежда замерла, как вкопанная, осмысливая услышанное.

Денис Неволин, узнав от жены страшную новость, поначалу принял это за злую шутку. Восемь лет назад он демобилизовался, отслужив, как полагается, два года. Всяких чудаков в армии повидал. Поэтому ухватился за спасительную мысль, что, возможно, кто-то из сослуживцев вздумал напоследок пошутить над его братом-дембелем.

На следующий день в Рыбинск пришла телеграмма с заверенной подписью командира войсковой части 23511 подполковника А. Пазлиева:

«ПРОШУ ИЗВЕСТИТЬ НЕВОЛИНУ ГАЛИНУ НИКОЛАЕВНУ, ЧТО ЕЕ СЫН РЯДОВОЙ НЕВОЛИН АНАТОЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ, 12/08 1989 Г. Р., СКОНЧАЛСЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ МЕХАНИЧЕСКОЙ АСФИКСИИ, ЗАКРЫТИЯ ПРОСВЕТА ВЕРХНИХ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ ЖИДКОСТЬЮ ПРИ УТОПЛЕНИИ».

Для Галины Николаевны неделя прошла как в страшном сне. Ей хотелось одного: проснуться и узнать, что ее Толя жив. Она твердила об этом вслух. Хорошо, что рядом с ней все время были люди — старший сын, сноха, соседи. Они разделили с ней горе.

Особенно ей помогла Татьяна Однороженко. Она звонила по телефону в Моздок, в войсковую часть, где служил Анатолий Неволин, звонила и ходила в Рыбинский горвоенкомат, добивалась от военных разъяснений: как все произошло, проведена ли медицинская экспертиза, когда будет доставлено тело в Рыбинск, за чей счет будут осуществлены похороны. А военные порой несли такую ахинею, что ей, педагогу с многолетним стажем, было тошно их слушать.

— Нам хотят представить дело так: Толя пошел в самоволку, там напился, полез купаться и утонул. Это полная ерунда. Толя спиртного не употреблял, не курил. Его ни разу никто в нашем районе не видел с бутылкой пива в руках. Даже когда он отмечал свое восемнадцатилетие, и то себе ни грамма спиртного не позволил. Мальчишка был отзывчивый, хозяйственный. Толя был хорошим спортсменом. Всегда отстаивал честь школы. Участвовал во всех школьных мероприятиях. А вот плавать он не умел. С чего бы ему лезть в воду?

Татьяна Александровна была классным руководителем Анатолия Неволина в 39-й средней школе, где он окончил девять классов: ей ли не знать, каким он парнем был. Потом он окончил рыбинское профтехучилище N 1. Поступил в РГАТА. Отучился в авиационной технологической академии первый курс. Но не смог сдать экзамен по физике. Так что вынужден был сделать паузу в получении высшего образования.

Во время этой паузы Толя и получил повестку из военкомата.

Он не пытался «откосить» от армии, что для многих нынешних пацанов не является зазорным. Хотя, наверное, при желании мог бы. Галина Николаевна одна воспитывала двух сыновей. Старший сын Денис обзавелся собственной семьей, растит маленькую дочку. Так что фактически опорой для матери с ее-то плохим зрением стал младший сын. На нем лежали главные хлопоты по хозяйству.

Но Анатолий так решил: старший брат служил, и он будет служить. К тому же Денису выпало служить два года, а ему согласно новому закону — один.

Как он служил?

Денис показал грамоту, которой рядовой Анатолий Неволин был награжден командованием войсковой части за высокие показатели в боевой подготовке и примерную воинскую дисциплину в честь Дня защитника Отечества. Командир ремонтной роты, в которой нес службу Анатолий, прислал Галине Николаевне благодарственное письмо:

«От лица вышестоящего командования и от себя лично выражаю вам, Галина Николаевна, глубокую признательность за хорошее воспитание вашего сына. Вы вырастили настоящего защитника нашей Родины и можете гордиться им. Выражаю надежду, что Анатолий не изменит своего отношения к службе и достойно прослужит установленный законом срок службы…»

Благодарственное письмо датировано 3 марта 2010 года. Анатолию Неволину осталось служить чуть больше двух месяцев?

— Самое страшное в этой ситуации — это отсутствие какой-либо информации, — говорит Татьяна Однороженко. — Информацию мы добывали по крупицам сами.

Телеграмму о гибели солдата отправили из Моздока в Рыбинск 13 мая, а родственникам ее вручили в Рыбинском горвоенкомате только 17 мая. В военкомате обещали информировать родственников что да как — и тишина. Но ведь неизвестность в таких случаях невыносима.

В минувшее воскресенье в четыре часа вечера до Татьяны Однороженко дозвонился представитель войсковой части, где служил Анатолий. Он посетовал, что не смог дозвониться до Рыбинского горвоенкомата. Сказал, что звонит из Москвы, где «они застряли». Уточнил, что привезут тело 20 мая в пять часов вечера.

Удивительно, но в военкомате в понедельник такой информацией не располагали. Правда, родственники все-таки сходили туда с пользой. Из военкомата их направили в военно-мемориальную компанию, которая окажет им весь комплекс ритуальных услуг.

— Я считаю, что людям в погонах, которым матери доверяют судьбы своих детей, надо быть более чуткими и гуманными в такой ситуации, — уверена Татьяна Александровна.

Анатолий Неволин уходил из дома на призывной пункт, когда у калитки цвела белым цветом сирень. Спустя год у калитки с цветущей сиренью его должны были встретить мама с братом и полуторагодовалой племянницей Викторией. Теперь уже не встретят…

Александр СЫСОЕВ, Рыбинск.

На снимках: мама Галина Николаевна и старший брат Денис должны были встретить Анатолия у калитки с цветущей сиренью; Анатолию Неволину осталось служить чуть больше двух месяцев.

Фото Александра СЫСОЕВА.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page