Томми, света и калаш

В Музее боевой славы в Ярославле работает выставка массогабаритных макетов стрелкового оружия. Обширную коллекцию, 90 единиц, собрал ярославский предприниматель Иосиф Михайлович Бореташвили. В экспозиции их представлено 27. Эти макеты — специалисты чаще называют их аббревиатурой ММГ — точная копия боевого оружия, в мельчайших деталях передающая не только внешний вид винтовки или «калаша», но и его устройство. Вот только выстрелить такое оружие не сможет никогда. КОЛЛЕКЦИИ всего 3 года.

В Музее боевой славы в Ярославле работает выставка массогабаритных макетов стрелкового оружия. Обширную коллекцию, 90 единиц, собрал ярославский предприниматель Иосиф Михайлович Бореташвили. В экспозиции их представлено 27. Эти макеты — специалисты чаще называют их аббревиатурой ММГ — точная копия боевого оружия, в мельчайших деталях передающая не только внешний вид винтовки или «калаша», но и его устройство. Вот только выстрелить такое оружие не сможет никогда.

КОЛЛЕКЦИИ всего 3 года.

    До этого на рынке ММГ просто не было. Проблема за-ключалась в том, к какому виду отнести подобное оружие. Имелись опасения, что всегда найдутся умельцы, способные сделать из него боевое. На заводах такие ружья специально  приводят в негодность, удаляют все ударно-спусковые механизмы, детали завариваются, а стволы на пулеметах разрезаются болгаркой. А так они хранятся на специальных воинских складах, где их консервируют: смазывают маслом, заворачивают в бумагу. Помимо коллекционеров их часто покупают для съемок в фильмах.

Среди уникальных макетов пистолет-пулемет Судаева со складывающимся прикладом. Его собирали в блокадном Ленинграде на заводе имени Кирова. 90 процентов деталей штампованные. Грубоватый на вид, но очень надежный.

Есть образцы вооружения, поставлявшегося в СССР по ленд-лизу. К примеру, кольт образца 1911 года. Или любимец голливудских режиссеров автомат Томпсона образца 1928 года. Это самое первое автоматическое оружие, пользовавшееся особенной популярностью у итальянской мафии. Это оружие стало одним из символов гангстерских войн начала 30-х годов в США. Оно не требовало почти никакого обслуживания и было весьма эффективно. «Томми ган» выдавал очереди при близком расстоянии.

Из редких автомат Никонова АН-94 «Абакан», выпускавшийся ограниченной серией — 200 штук. Ствол у него ходит, что непривычно для стрелкового оружия. Из него можно совершать два выстрела одновременно, а скорость пули по стволу достигает 1500 метров в секунду! А снайперскую винтовку Токарева СВТ-40, участвовавшую в советско-финской войне, бойцы любовно окрестили Светой.

Целый стенд посвящен автомату Калашникова. Шесть модификаций — от АК-47 до АК-105. И среди них самый маленький АКМСУ-74 для спецподразделений и работников МВД. Иосиф неоднократно бывал в Ижевске, но с самим Михаилом Тимофеевичем Калашниковым ему, к сожалению, пообщаться не удалось. Зато он любовно хранит книгу с дарственной надписью великого конструктора и серебряную монету, отчеканенную на островах Кука, в честь 60-летия «калаша» помещенную в футлярчик в виде магазина. Стоят макеты в среднем от 20 до 50 тысяч рублей.

Самый дорогой — немецкий танковый пулемет MG-34 — обошелся  в 100 тысяч. Иосиф Михайлович больше 15 лет увлекается практической стрельбой. Смеется:

— Могу до 500 патронов в день расстрелять.

В свое время он окончил столичное суворовское училище. Будучи курсантом, два раза участвовал в параде на Красной площади. Мечтал стать офицером. Но помешало наличие  родственников  за границей. За этим в те времена строго следили. Пришлось выбрать исторический факультет, о чем он, впрочем, нисколько не жалеет.

Макеты хранятся у него дома в 20-метровой комнате.

— Лежат на полу, впритык, как на хорошем складе. Первая реакция гостей — шок, который сразу сменяется неподдельной радостью и восхищением. Даже со стороны женщин. Последним оружие кажется невероятно сексуальным. А жена в шутку называет комнату Курской аномалией — столько железа в одном месте! — улыбается Иосиф Михайлович. Для него помимо чисто коллекционного эта выставка имеет и другой, человеческий смысл. Она  посвящена деду — Иосифу Давыдовичу Чиквашвили. Он был  председателем колхоза в Ванском районе Грузии. Имел бронь. Но, как идейный коммунист, ушел добровольцем на фронт. Служил в 414-й грузинской стрелковой дивизии. Попал в Керченскую мясорубку. И в 1942-м пропал без вести. Ему было всего 33 года. Чудом уцелела лишь одна его фотография. Она нашлась у тети Иосифа Михайловича в Израиле.

Вообще, собирателей ММГ очень мало. В Ярославле Бореташвили единственный. Есть энтузиасты в Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде, Ижевске. Скоро Иосиф Михайлович собирается на выставку в Финляндию.

Анастасия СОЛОВЬЕВА.

На снимке: Иосиф Борета-швили.

Фото Ирины ТРОФИМОВОЙ.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page