Белая птица с женским лицом

Если заглянуть в русские святцы, то большинство наших святых — мужчины. Женщин-святых за  тысячелетие, с тех пор как Русь приняла православную веру, было по сравнению с ними намного меньше в отличие, например, от Византии. И лишь в минувший бурный век, о событиях которого еще не утихли споры,  женщин-подвижниц, а также мучениц появилось немало.  Так, в мае в разных городах нашей области верующие смогли поклониться мощам  Матроны Московской.

Если заглянуть в русские святцы, то большинство наших святых — мужчины. Женщин-святых за  тысячелетие, с тех пор как Русь приняла православную веру, было по сравнению с ними намного меньше в отличие, например, от Византии. И лишь в минувший бурный век, о событиях которого еще не утихли споры,  женщин-подвижниц, а также мучениц появилось немало.  Так, в мае в разных городах нашей области верующие смогли поклониться мощам  Матроны Московской. Житие этой великой праведницы стало известным для нас сравнительно недавно.

Многие из таких подвижниц, обладавшие даром прозорливости, в разное время сделали исполнившиеся затем предсказания. Прежде всего о судьбе Николая II и царской семьи, о судьбе советской власти и церкви, о будущем России. Но в  большинстве случаев дар их духовный был направлен на помощь ближним, простым людям. Они помогали в выборе невест и женихов, исцеляли от болезней.  Советовали правильно выбрать на базаре лошадь или корову. То есть стали «окормителями», как их еще называют, в бурном море житейском, волны которого и нас продолжают кидать из стороны в сторону.

ВОСЬМОЙ СТОЛП РОССИИ

Матрена Дмитриевна Никонова, будущая блаженная Матрона, родилась в 1885 году в тульском селе. В бедной семье нового ребенка прокормить было не по силам, и мать собиралась отдать его в приют, но перед появлением на свет девочки роженице приснился сон. Будто бы с неба спустилась белая птица с человечьим лицом и села к ней на руку. Глаза у птицы были закрыты.

Когда девочка родилась, мать увидела, что лицо у нее то же, что и  у явившейся во сне птицы. И глаза не видят, они были закрыты веками. Девочка эта с ранних лет прославилась даром прозорливости, к ней ездили за разными советами из окрестных сел и деревень. Закрытые на внешний мир глаза ее в тонкостях и деталях видели мир иной — во всей его красоте, с прошлым и будущим.

Однажды, еще до революции, она ощипала куриное перышко и сказала матери: «Вот так и нашего царя-батюшку ощиплют!» «Ты что, разве можно такое говорить!» — воскликнула мать.

В дальнейшем, в разные годы своей жизни, находясь уже в Москве, Матрона не раз возвращалась к судьбе убитого царя, предрекала его канонизацию. Говорила, что после Сталина править страной будут «один другого хуже». А потом придет Михаил, он захочет сделать жизнь лучше, но у него ничего не получится.

Когда ей было 14 лет, дочь соседнего помещика взяла ее  в Петербург. Пошли в Андреевский собор, где тогда служил известный подвижник Иоанн Кронштадский. После окончания службы он вдруг попросил народ расступиться, чтобы могла подойти маленькая Матрона. Он сказал, что эта отроковица является «восьмым столпом России». Этому столпу предстояло устоять в годы невиданных гонений на христианство. О них Матрона взрослым говорила еще в детстве: «Будут грабить, разорять храмы и всех подряд гнать». Умерла она в 1952 году.

«Народ под гипнозом, сам не свой, страшная сила вступила в действие. Теперь бесами заселяются и люди по неверию и отвержению от Бога».  Свидетельства об  этих и других масштабных  пророчествах недавно были опубликованы, и желающие с ними, например, с предсказанием о судьбе того же самого Михаила, могут познакомиться. Мы же от них перейдем к делам тоже чудесным, но небольшим, из повседневной жизни глубинки. От столпа России — к столпам малым, которые оказывали духовную помощь в Рыбинске, Мышкине,  Некоузе.  Любопытно, что судьбы этих женщин порой даже в мистических деталях совпадают с судьбой той, что подобно райской птице спустилась на грешную землю с небес.

ПРЕДСКАЗАНИЯ НА ДОПРОСЕ

Вскоре после отмены крепостного права в Мышкинском уезде на берегу Волги у Рудиной Слободки появилась девятнадцатилетняя отшельница. Рудина Слободка — неподалеку от станции Волга. Впрочем, в те годы этой станции, как и железной дороги, еще не было. Отшельница жила в землянке, питалась ягодами, кореньями и тем, что ей приносили крестьяне. Так она прожила 30 лет. За это время ее дважды со своим знакомым, священником Михаилом Зеленецким, посетил Иоанн Кронштадский. Как и в маленькой слепой Матроне, великий подвижник разглядел в этой крестьянской девушке необычное духовное дарование и, одобрив образ ее жизни, благословил на подвиг.

Есть в ее биографии и другие совпадения с жизнью блаженной Матроны. Это предсказание о судьбе  царской власти, войне и о будущем России.

Слепая, больная 86-летняя  старица, была уже не в первый раз арестована ОГПУ в Рыбинске и обвинена в контрреволюционной деятельности. 27 апреля 1934 года на допросе она, не скрывая своего образа мыслей, говорила о своем видении будущего страны. Благодаря этому ее предсказания и сохранились в архивах. Конечно, не исключено, что следователь в них внес свои коррективы: «В 1933 и в 1934 годах я предсказывала падение советской власти, ожидая, что Япония и другие страны скоро пойдут войной против России. Народ был недоволен этой властью, потому что кругом голод, притеснения. Дальше голод будет еще сильнее. Я убеждена, что, как бы власть ни старалась, все равно перемена будет. В России будет новый хозяин. Тогда церкви и монастыри откроются, и вера в народе возрастет. После перемены Россией будет править  царь из княжеского рода».

И ПОСАДИЛИ МЕНЯ

В ТЮРЬМУ

На окраине Мышкинского района у дикого болота стоит деревня Морское. Не без волнения подходил я к бревенчатой, ветхой избушке — здесь жила 95-летняя старица Мария Ивановна Сальникова. Как узнал я несколько лет спустя, она когда-то была послушницей у старицы Ксении.

За мутноватым стеклом появилась старушка в черном платке. Лицо приветливое. Это Елизавета Алексеевна Козлова — жили божьи люди вместе. Старица — слепая, она вышла из своего закутка тоже в черном платке, и я увидел, что глаза у нее незрячие, как две мутные чечевицы, но веселые. 

— Дай-ка, я на тебя погляжу, — врастяжку проговорила она. — А, вот теперь вижу.

Тогда повысили пенсию, но обе старушки отказались от нее, объяснив, что у них все есть, а брать больше — грех. Марию мать в церковь впервые привела в четыре года. С тех пор  она не переставала благодарить Бога. В том числе и за то, что сидела в лагерях: Бог дал это наказание, сказала она, чтобы искупить грехи. Мясо она перестала есть с восемнадцати лет, то есть с 1916 года. Мать ей говорила, что «за крест все мы будем страдать». Вместе с матерью они укрывали гонимых священников. Один из них еще до войны  пророчествовал, что наступит время, когда в России монастыри и храмы снова будут открываться. Но это будет короткое время. Когда их с матерью арестовали, Мария, не ссылаясь на священника, сказала  такое предсказание следователю, и за него ей дали 10 лет.

Голосок ее устоялся и тек одним ручейком. Я молчал, такого удивительного, распевного склада речи я еще не слыхивал. Вдруг она перешла на речитатив, и рассказ зазвучал, как старинная былина:

— И посадили меня в тюрьму, а в тюрьме было тесно и спать места не было. А была только так — изобразила она заборчик рукой — отгорожена уборная. И у этой загородки стояла я двенадцать дней, а на тринадцатый приснился мне сон: идет старичок седой — по белому подризнику я узнала, что это апостол Петр — и говорит мне: «О чем ты, девочка, плачешь?» Я ему отвечаю: «Боюсь, что умру в тюрьме!» — «Об этом плакать не надо, в тюрьме ничего нет плохого. Все апостолы в тюрьме сидели. В тюрьме перед распятием сидел сам Иисус Христос. И ты не умрешь — из тюрьмы выйдешь и будешь жить долго».

Так и вышло: все умерли, а я, самая грешная, все живу! — закончила она уже будничным голосом.

Мария Сальникова, видимо, последняя старица в Мышкинском районе, умерла несколько лет назад, но спетый рассказ ее не забывается. И я понял, что это уцелевший  образец тех народных песен и духовных стихов,  что складывались еще в Древней Руси.

ПРОТИВНАЯ ЖИЗНЬ

Такую поэтическую одаренность, свойственную именно женщинам, мне довелось встретить еще раз.  Правда, это   была  уже не отшельница, а   жительница Мышкина Валентина Васильевна Шаронова, но веру в Бога и она ставила во главу угла.   И сама она, и ее мать за свою долгую жизнь не раз обращались за советом к старицам.

У матери ее, которую в те далекие годы в деревне Верхние Плостки все называли еще просто Верунькой, был ухажер, тоже местный. Ухажер стал поговаривать о свадьбе. И вот подруги отправились в Рыбное Поречье, что под Рыбинском, к старице, чтобы узнать, стоит ли Веруньке вступать в брак со своим односельчанином. «Нет, — отсоветовала старица, — судьба ее на летнем восходе солнца, а жизнь у нее будет самая противная, проживет она с будущим мужем до 80 лет. Родятся у нее пятеро детей, а у гроба будет стоять только один».

Подруги все это передали Веруньке. Она, чтобы избежать противной жизни, сначала вообще передумала выходить замуж. И вдруг к ней посватался солидный человек, плотник из Костромы: как раз выходило, что он с летнего восхода солнца. Тогда Верунька убежала в лес. Потом пряталась в риге, но ее поймали, связали вожжами и выдали замуж силой. Родителей ослушаться она не посмела. Семейная жизнь действительно выдалась нелегкой, потому что муж часто отлучался на плотницкий промысел и верность жене не хранил. И вот исполнилось женщине 80 лет — срок, предсказанный в Поречье, — и стала она готовиться к своему последнему часу. Заказала себе у портнихи все смертное. Тогда жили уже в Мышкине. Сходила к кладбищенскому сторожу, поставила ему четвертинку, чтобы место облюбованное отвел.

Но смерть в  тот год взяла не ее, а мужа, и тогда она догадалась, что подружки передали ей  пророчества старицы неправильно.  Ведь было же сказано: «Ты проживешь с ним до 80 лет». Так и вышло. А сама умерла лишь в 93 года, и у гроба ее, действительно, стояла одна дочка, Валентина Васильевна. Никто из других четверых детей не дожил до похорон матери, сыновья ее погибли еще в войну.

ТРИ ДЕВОЧКИ

В ВОЗДУХЕ

Шаронова увлеченно рассказывала мне о мышкинской старице Маланьюшке, о разных юродивых и святых людях, и я только удивлялся, сколько их, оказывается, было в прошлом, атеистическом веке. И опять поразился, услышав в ее речи тот же распевный склад, что и у Марии Сальниковой.

С умилением, как духовную поэму, пересказывала мне она один из своих снов, называя его видением:

— Я сильно заболела. Это было еще при живом муже. Он уже детей вызвал, чтобы с матерью проститься. Я сознание уже теряла, а как войду в память — начинаю молитву Спасителю читать.

И вот мне снится сон, будто я выхожу из дома на улицу, с крыльца голубей крупой покормить. И слышу: воздух разрезают крылья. Думаю: наверное, это голуби летят ко мне. Подняла голову и гляжу: большая белая птица ко мне летит. А я думаю: что же это за птица? Это и не чайка, и не голубь. Белая-белая птица. Я удивляюсь на нее. А у нас во дворе были две поленницы дров: одна повыше, другая пониже. Она прямо напротив меня села на поленницу и сидит. Господи, что же это за птица?.. А она крылышки-то раскрыла по поленнице: на нижней сидит, по верхней — раскрыла, вот так! И даже снег под ней тает. А я думаю: пойду ей зернышек брошу, чтобы она поклевала. И тут слышу, что кто-то калитку открывает и входит, а кто — не знаю. И эта птица сразу поднялась и полетела. Я с нее не спускаю глаз. И вот смотрю: здесь, над огородом, три девочки стоят в воздухе — босиком, в платьицах с широкими рукавчиками, кудрявенькие. Треугольничком стоят на воздухе, и она, эта белая птица, прилетела к ним, в треугольничек, в середку. А первая девочка ее взяла к себе, поцеловала, поговорила. Вторая руки протянула — рукавчики широкие спускаются, взяла ее к себе, поцеловала. Третья взяла. А меня, значит, и спрашивает: «На что ты тут смотришь?» Кто-то вошел, кто — не знаю, голос мужской. А я: «Господи, неужели вы не видите, диво-то какое, девочки стоят на воздухе, точно в невесомости!»  И вдруг все пропало…

Дети из деревни приехали, а я очнулась, смеюсь от радости. Нинка с ревом: «Мама, что же ты над нами делаешь?! Ведь папа мне звонил: «Застаньте мать живой!» Я насилу до автобуса дошла!»

Подруги Валентины Васильевны вскоре растолковали ей этот сон: «Таинственная белая птица всю болезнь с тебя взяла: крылышки расправила — и ты поправилась!»

В записях живая красота устной народной поэзии теряется. К тому же она неотделима и от образа самой исполнительницы. Но если услышишь — уже не забывается, такова магия и сила слова.

Завершая эти наблюдения, вспомним, как создавался разноликий, символичный образ русской женщины. Пушкинская Татьяна, тургеневская Лиза. Она и таинственная Незнакомка Блока, и двоящаяся, невинно-порочная красавица бунинских рассказов. А сколько разных титулов с приставкой «мисс» рождено на эстрадных конкурсах последних лет! А может, русская женщина — это райская белая птица, спустившаяся с небес? Глаза у нее смиренно и терпеливо закрыты на всю грязь и тьму жизни. Потому что  именно она, как столп, взяла на себя все тяготы в те тяжелые времена, когда рушились устои и мужчины не выдерживали — становились отступниками. Поэтому-то столько святых мучениц и подвижниц появилось в минувшем веке, когда народ «стал сам не свой», как говорила блаженная Матрона.

Николай СМИРНОВ,

Мышкин.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page