В афганце кровь мятежного емели

В Ярославском музее-заповеднике прошел концерт восьмого всероссийского фестиваля «Живая старина». Он собрал исполнителей древнерусской музыки из Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Костромы, Рыбинска.
ЕВГЕНИЙ Бунтов (на снимке) приехал из Екатеринбурга. В фестивале участвует уже в седьмой раз. Евгений Владимирович — заместитель атамана по культуре Исетской линии Оренбургского казачьего войска, имеет чин сотника.
О предках своих, он, к сожалению, знает очень мало, только то, что были они из яицких казаков, старообрядцы, а во время гонений скрывались в уральской тайге. По слухам, сам мятежный Емелька Пугачев свою дочь за Бунтова выдавал. Тот вроде как соратником его был.

Самого Евгения судьба изрядно помотала. С 1985 по 1987 год воевал он в Афгане, в десантных войсках, в городе Баграме был тяжело ранен. Уже будучи председателем общества «Солдаты России», несколько раз бывал в Чечне с концертами, поддерживал уральские полки. Более 13 лет Евгений занят тем, что вместе с тремя единомышленниками  ездит в экспедиции за редкими инстументами. На находки ему везет. Так, в Тавде, уральском поселке, где живут белорусы-самоходы, а называют их так потому, что они пришли пешком на Урал и здесь осели, он нашел в курятнике  цимбалы. Пришлось немало потрудиться, чтобы привести их, засиженных курами, в надлежащий вид. А в Верхотурье обнаружились псалтыревидные гусли XIX века. Евгений выкупил их у инока.

Всего в его коллекции больше 60 инструментов. Из них Бунтов владеет двадцатью. На фестиваль помимо гуслей он привез казачью колесную лиру. Инструмент, по конструкции напоминающий механическую скрипку, был утрачен в конце XIX века, после кавказской войны и попросту задвинут яркой и громкой гармошкой. На реконструкцию лиры ушло целых полтора года. Слава Богу, в запасниках этнографического музея в Петербурге обнаружились ее обломки. Кроме народных Евгений исполняет и песни собственного сочинения. Большинство — на историческую тему, тему Родины, о духовных переживаниях. А самая любимая из народных — свадебная казачья песня «Туман яром».

— Будучи  в южных краях, я остановился у кубанской казачки, а она оказалась знатной певуньей. У ней «Туман» и подслушал. Уж больно он в душу запал. А песня о том, как казачка младая уронила ведерко в колодец. Кто ведерко то достанет, на рушничок с нею встанет, суженым станет, — рассказывает Евгений.

Свою любовь он встретил один-единственный раз и навсегда. Все свои песни жене Натальюшке посвящает. 23 года душа в душу живут. Троих детишек народили. Сыновья уже взрослые, а долгожданной дочурке Лизоньке 4,5 годика. Иногда она вместе с папой и братьями участвует в концертах — играет на просвирельке, дудочке то бишь.

Анастасия СОЛОВЬЕВА.

Фото Ирины ТРОФИМОВОЙ.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page