Тайна старых фотографий

Старинные фотографии. Что это — молчаливый отпечаток неведомых нам мгновений? Но вглядитесь, и вы увидите большую жизнь, и не только одного конкретного человека, но и целой эпохи. Эти снимки принес в редакцию Лев Захарович Покусаев. Сам он прожил жизнь непростую, насыщенную событиями, разменяв уже восьмой десяток, вырастив сыновей, обзаведясь внуками. И может он рассказать о себе и прожитом времени много такого, чего не найдешь ни в одном учебнике истории. Но рассказ его был не о себе.

Старинные фотографии. Что это — молчаливый отпечаток неведомых нам мгновений? Но вглядитесь, и вы увидите большую жизнь, и не только одного конкретного человека, но и целой эпохи.

Эти снимки принес в редакцию Лев Захарович Покусаев. Сам он прожил жизнь непростую, насыщенную событиями, разменяв уже восьмой десяток, вырастив сыновей, обзаведясь внуками. И может он рассказать о себе и прожитом времени много такого, чего не найдешь ни в одном учебнике истории. Но рассказ его был не о себе. Случайно найденные в домашнем архиве фотографии живо напомнили ему отца Захара Андреевича Покусаева, удивительного, неординарного человека.

ОТЕЦ

Этими воспоминаниями,  к сожалению, за давностью времени неполными, Лев Захарович и поделился с нами. С трудом можно узнать на фото 1923 года двор улицы Комсомольской в Ярославле. Теперь это территория хлебозавода N 1. Хорошо просматривается булыжная мостовая, местами разрушенная, сквозь камни пробивается трава — и десяток новеньких (для нас сегодня — уже ретро) грузовиков  в ряд. Это первые автомобили артели «Гужтранс». В большинстве своем ино-странные, на некоторых — первые ярославские моторы, а на иных — отремонтированные нашими ребятами движки известной немецкой фирмы «Хеншель». Машины были очень интересные, по тем временам — самые крутые. Сфотографировались на память. Красуясь, выстроились около своих авто шоферы-щеголи, рабочая элита, белая косточка, люди особенные и уважаемые — для обывателя они были в те годы все равно что космонавты в 1960-е. Ведь мало кто мог тогда оседлать такого быстроходного коня. Тут тебе и смелость, и знания, почитай, инженерные, и ловкость рук, ответственность-то какая! Среди этих бравых парней Захар Андреевич Покусаев. Уж сколько они зарабатывали тогда, представители этой рабочей элиты, не скажу, но, как вспоминает Лев Захарович, в семье Покусаевых было шестеро детей, жена Захара Андреевича занималась хозяйством, домом, работал один отец, и на всех хватало одной его зарплаты. Держались шоферы особняком и жили, можно сказать, одной артелью, обособленно в доме N 4 на улице Ушинского (сейчас там салон красоты).

К сожалению, Лев Захарович не знает, как деревенский паренек, его отец, стал шофером, где учился этому премудрому по тем временам делу. Скорее всего, полагает Покусаев-младший, научился отец управлять рулем в армии, куда был призван ровно в двадцать лет. Видно, смышлен был деревенский молодец!

Захар Андреевич Покусаев родился в 1895-м. С 1915 года он служил России сначала в царской армии рядовым шофером 12-й автороты по самый 1918 год. Автомобилистом стать было не просто модно — престижно, профессия открывала невиданные горизонты в карьере. Ведь Россия, хотя и не имела еще собственного  автопрома, к тому времени слыла крупнейшим импортером автотехники. В 1914 году на фронтах империалистической выполняли свои боевые задачи более 13 тысяч автомобилей 270 иностранных фирм. И только в 1915-м в стране на уровне правительства заговорили о создании собственной автомобильной индустрии.

1-Й ГАРЗ

Царизм рухнул в 1917-м, империалистическая война, которая так позорно закончилась для России, ввиду известных причин переросла в гражданскую. А военный шофер Захар Покусаев в надежде на лучшую долю нашел применение своей профессии в новой армии — красной, рабоче-крестьянской. Ему, квалифицированному специалисту, имеющему право управления автомобилями всех типов, как сказано в удостоверении, выданном квалификационной комиссией Госавтоинспекции управления милиции Ярославской области, и в то же время выходцу из самых что ни на есть низов, из крестьян, из глубинки Воронежской области, сам Бог велел стать солдатом этой самой непобедимой и легендарной.

Рядовой шофер царской армии Захар Покусаев, нанюхавшийся пороху на фронтах первой мировой, был зачислен в 17-й стрелковый полк. И лишь когда отгремели бои за власть советов, в 1922 году Захар Андреевич смог примерить на себя мирный труд во благо новой родины и себя лично. Он осел в Ярославле, который был славен во всех отношениях, в том числе и первым российским авторемонтным заводом, именовавшимся в народе атомастерскими.

По правде сказать, 1-й ГАРЗ — один из старейших в России. В 1915 году автомобильно-авиационный отдел Российского военно-промышленного комитета принял решение о строительстве отечественных автомобильных заводов. На основании этого решения и по собственному призванию в 1916 году знаменитый русский инженер и авиатор Владимир Александрович Лебедев и основал автомобильный завод в Ярославле. Однако ни одного автомобиля Лебедеву выпустить не удалось, так как, пока судили-рядили, вели подготовку, осваивали документацию, началась революция, и Владимир Лебедев, не надеясь на успех любимого дела при новой власти, поспешил уехать за границу.

Ярославский авторемонтный завод возобновил свою работу в 1918 году, в первые годы советской власти он ремонтировал грузовики и изготовлял дрезины. Это, так сказать, небольшое отступление для восстановления исторической памяти.

Так что в Ярославле рядовому армейскому шоферу было где развернуться. По данным Ford Motor Company, до 1924 года в Россию отгрузили через частные агентства 624 единицы техники — 30 легковых автомобилей, 192 грузовика, 402 трактора, которые настолько понравились, что их производство наладили на Путиловском заводе. До освоения в 1924 году грузовика Ф-15 московский автомобильный завод АМО уже готовил к производству модернизированные грузовики марки «Уайт» грузоподъемностью 3 тонны. Выпуск для них двигателей и коробок передач АМО наладил в 1922 — 1923 годах, был спроектирован задний мост с карданной передачей вместо цепной. Однако в конечном итоге что-то там не срослось, и документация на освоение этих автомашин была передана на 1-й государственный авторемонтный завод в Ярославле. Туда и определился на работу Захар Покусаев.

Сожалеет сейчас постаревший сын, что мало отец рассказывал о своей жизни, о работе, время было своеобразное: Лев Захарович был четвертым ребенком в семье, родился в приснопамятном 37-м. Знает только, что его отец, Захар Андреевич, всю войну проработал на шинном — на фронт его не взяли, дали бронь. Очевидно, такие специалисты, как он, в тылу были нужнее. Вообще, он слыл работником авторитетным и уважаемым. Прожил Захар Андреевич до глубокой старости, умер в 1979 году.

СЫН

Вроде бы за работой, за важными делами не замечалось, как и когда воспитывал старший Покусаев своих детей, но на каждого оказал большое влияние. Видно, велики были авторитет отца, его увлеченность любимым делом, что его четвертый сын Лев Захарович всю жизнь связал с транспортом. Знать, с кровью передал отец любовь к автомобилям. С 15 лет пошел работать в транспортный цех шинного завода, был с подачи отца автоэлектриком, всю электроначинку автомобилей взял в свои мальчишечьи руки под руководством опытного наставника дяди Коли. Еще и не брали, но благодаря отцу, которого знали и уважали на заводе, и только с разрешения завкома взяли на работу несовершеннолетнего паренька. Там, на заводе, он закончил 4-ю школу рабочей молодежи. В 56-м закончил 10 классов, был комсомольцем, активистом, членом Сталинского райкома комсомола. Активного, целеустремленного, его приняли кандидатом в члены партии. Был Лев Покусаев парнем спортивным, не случайно пошел он после десятилетки в Рязанское военное автомобильное училище — перспективное учебное заведение, таких в Советском Союзе было всего четыре. Там в 1958 году получил удостоверение на право вождения автомобиля. Окончил училище в 59-м году с отличием, по выбору, как отличник, уехал в Одесский военный округ — захотелось увидеть теплое легендарное Черное море. Три года Лев Захарович отслужил в авиационных войсках. Случилась, к сожалению, там авария — в армии всякое бывает и в мирное время, — после которой его долго лечили в госпитале и навсегда комиссовали из армии. Предлагали инвалидность, пенсию. Стыдно было в 25 лет называться инвалидом, и Лев Покусаев отказался.

После аварии еще долго пришлось лечиться. В 1964 году прооперировали в военном госпитале в Ярославле. Повезло: попал в хорошие руки ярославских светил. Сколько лет прошло — последствия операции дают о себе знать. Но Лев Захарович болячкам никогда не поддавался, всегда стремился быть в строю. Вернувшись в Ярославль и оправившись немного от болезней, работать начал в транспортной сфере. Был техноруком — техническим руководителем автобазы при областном управлении связи. А в 1968-м году его пригласили в Ярославское транспортное управление. Был там и главным инженером, и директором ПАТП-1  — целых три года, с 1969-го по 1972-й. Работал в автоколонне 11-37. Был главным инженером Сельхозтранса, дальше работал в 1-м грузовом, на так называемом ГАТП-1 —  главным инженером, затем — директором. Последние 12 лет был главным инженером транспортного цеха на «Русьхлебе». Оттуда и ушел на заслуженный отдых. У Льва Захаровича — семья. Жена Ирина Константиновна 28 лет отработала в наркологическом диспансере техником-рентгенологом. Сейчас тоже на пенсии. Старший сын Андрей работает водителем — комиссован после службы вертолетчиком в Афгане, дважды был сбит моджахедами, но вернулся домой живым с боевыми  наградами. Растит сына — самого младшего Покусаева. Второй сын Дима еще не женат, работает в частном охранном предприятии.

Вот такую историю поведали старинные фотографии, место которым по праву должно найтись в истории Ярославля.

Алла ХАЧАТУРЯН.

На снимках: старинная фотография;  Лев Захарович Покусаев; удостоверение военного шофера Захара Покусаева.

Фото Виктора ОРЛОВА

и из домашнего архива Покусаевых.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page