Новоявленные хозяева соти

В феврале этого года в газете «Золотое кольцо» был опубликован материал «Золотая рыбка реки Соти», в котором мы рассказывали о непростой ситуации, возникшей на Соти после сдачи участка реки в аренду ООО Фирма «Единение». Тогда мы коснулись лишь части этой проблемы, а именно продажи путевок на рыбную ловлю. Но это не самая страшная беда, нависшая над Сотью и ее окрестностями.

В феврале этого года в газете «Золотое кольцо» был опубликован материал «Золотая рыбка реки Соти», в котором мы рассказывали о непростой ситуации, возникшей на Соти после сдачи участка реки в аренду ООО Фирма «Единение». Тогда мы коснулись лишь части этой проблемы, а именно продажи путевок на рыбную ловлю. Но это не самая страшная беда, нависшая над Сотью и ее окрестностями.

ПРОВЕРИТЬ И ОБЯЗАТЬ

16 июля в село Глазово приехала комиссия, в состав которой входили помощник прокурора Даниловского района, представители департамента природных ресурсов области, заместитель главы Середского сельского поселения, заведующая кадастровым отделом района, районный оперуполномоченный. Приземлилась она не в центре села, а на роскошном берегу Соти, в поместье некоего господина. Кто он такой, история умалчивает, но, видимо, человек этот не без власти, коли именно к нему, а не к коренным жителям села Глазова отправилась делегация чиновников.

Да, по здравой логике именно к ним должны были изначально заглянуть высокопоставленные дяди и тети, а потом уже вместе с ними направиться на берег Соти. Ведь причиной их приезда стало письмо жителей Глазова, которое они отправили в начале июня в приемную президента России, в Генеральную прокуратуру РФ и в прокуратуру Ярославской области.

Инициатором этого письма стал коренной глазовец Алексей Сергеевич Троицкий, 24 года отработавший в органах МВД, ныне пенсионер, а некогда лучший следователь области по борьбе с экономическими преступлениями.

Изначально письмо предполагалось послать в администрацию Даниловского района. Но понял старый следак, что здесь, на месте, делу этому хода не дадут, масштаб не тот.

Вот что, в частности, говорится в письме. От села Глазова до реки — 300 метров. Протяженность реки от истока до устья — 145 километров. Ранее в Глазове насчитывалось порядка 12 жилых домов. С начала 90-х годов прошлого века земли на берегах Соти стали усиленно распродаваться и застраиваться. Так, бывший начальник управления «Верхневолжскрыбвода» Николай Павлович Прокофьев приобрел земельный участок в ста метрах от берега и построил на нем два жилых дома, огородив территорию сплошным забором высотой около двух метров, тем самым перегородив единственный проезд к реке, предназначавшийся для спуска лодок местных жителей. В то же время на берегу Соти был организован причал катеров с импортными моторами мощностью до 90 л. с. В летний сезон 2009-го таковых здесь насчитывалось от 25 до 30 единиц. Напомню, что в природоохранной водной зоне запрещено использовать моторные лодки. Таким правом пользуются только охранные организации.

С северной стороны Глазова располагалось поле СПК имени Дзержинского, на котором выращивались зерновые и кормовые культуры. В настоящее время вся эта земля продана частным лицам.

В северо-восточной части вышеуказанного поля, в 300 метрах от села, в лесном массиве в 70 — 80-х годах были построены базы отдыха для рабочих Ярославского завода топливной аппаратуры и железнодорожного депо станции Данилов. Был оборудован свободный проход к реке не только для жителей Глазова, но и деревень Теперское и Варганово. В период 2000 — 2009 годов эти базы были проданы частным лицам: база железнодорожников — жителю Москвы, а база завода топливной аппаратуры — ярославцу. Новые хозяева перекрыли проход к реке и перенесли его примерно на 250 метров. Ширина береговой полосы общего пользования с 20 положенных по закону метров уменьшилась до 5.

В 2008 году от насыпной дороги, ведущий к деревне от автодороги Ярославль — Любим, не доезжая до Глазова метров 200, прямо через лес была проложена насыпная дорога шириной 8 метров и около полукилометра длиной. В результате был вырублен внушительный объем леса. Кто дал разрешение на вырубку леса на территории госзаказника? И что значат высокие железные ворота, перегораживающие дорогу? Ведь если стоят закрытые ворота, значит, кому-то проезд по этой дороге запрещен, а для кого-то они открываются. Для кого?

В мае этого года глазовцы обнаружили, что остававшийся свободным проход к реке и причалам для лодок тоже перекрыт. К небу стали подниматься внушительные объемы двухэтажного дома. Для освобождения площадки под его строительство был вырублен участок леса 1-й категории. Напомню, что речь опять же идет о природоохранной зоне, в которой подобные вольности с лесом категорически запрещены. Расстояние от берега до новостройки не более 40 метров. Других оборудованных проходов и подъездов к реке поблизости нет. Но если участок под этот дворец выделен, то кто-то же его выделял. Кто и на каком основании? И почему в условиях демократического общества подобные эксцессы проходят под грифом строжайшей секретности?

Вырубается лес и ниже по реке — от Глазова к местечку Крестец в защитной прибрежной полосе, что уж и само по себе незаконно.

Изложив все это, жители Глазова просят проверить законность выделения земельных участков для строительства жилых домов в природоохранной зоне, строительства частной дороги через лес со сплошной вырубкой леса, прокладки насыпной дороги через поле СПК имени Дзержинского частными лицами, вырубки леса в водоохранной зоне от  Глазова до местечка Крестец, вниз по течению реки. Обязать владельцев частных домов в водоохранной зоне обеспечить свободный доступ деревенских жителей к реке. Обязать Н. П. Прокофьева обеспечить беспрепятственный подъезд к реке для спуска на воду гребных лодок для местных. Проверить законность оборудования причала и стоянки катеров в местечке Кордон. Обязать владельца строящегося двухэтажного дома в водоохранной зоне сделать беспрепятственный проезд-проход к реке, береговой полосе общественного пользования и причала. Обязать управление «Верхневолжскрыбвода» установить таблички с указанием границ водоохранной зоны (200 метров) и береговой полосы общего пользования (20 метров).

СОВСЕМ ЖИТЬЯ НЕ СТАЛО ОТ ЭТИХ ЗАХВАТЧИКОВ

Мы в отличие от важной комиссии приехали в центр села. У колодца нас уже ждали чуть ли не все глазовцы. Давно, ох как давно не слушали господа начальники своих подданных. Забыли, наверное, что и сами когда-то были вот таким же народом. Перебивая друг друга, рассказывали нам глазовцы о своем горе-злосчастии. О том, как рвут у них из-под ног родную землю заезжие нувориши, как не пускают их к реке, на которой они выросли. «Спасибо вот Алексей Сергеевич заступился за нас, — повторяли они то и дело. — Совсем ведь житья не стало от этих захватчиков».

Государственный зоологический заказник «Сотенский» имеет площадь 10400 гектаров. В старые добрые времена в его состав включались и населенные пункты. В середине минувшего года наше родное правительство приняло сразу два постановления, на основании которых населенные пункты были выведены из состава заказников. Как вы думаете, почему? По закону на территории заказников запрещена не только вырубка лесов, но и строительство чего-либо. А строить именно в этих относительно чистых экологических зонах очень хочется. Особенно тем, у кого денег куры не клюют. Вот на этом основании и родятся подобного рода постановления. Под себя лепят законы наши законодатели. Как ни крути, а государство-то мы правовое, надо марку держать. Поди определи теперь, где кончается населенный пункт и начинаются сельхозугодья.

Например, вышеуказанный двухэтажный дом на берегу Соти стоит в нескольких метрах от крайней улицы Глазова — Лесной. По-хорошему уже следующий за крайним домом сантиметр есть территория госзаказника, и дом этот строится в нарушение закона. А начни разбираться, и окажется, что Глазово отнюдь не кончается улицей Лесной, что на плане села есть еще какие-нибудь метры, которые пока еще не застроены. Вот их и застроили. Ну а с вырубленным под стройплощадку лесом как быть? Ведь по закону берегозащитная лесная полоса проходит на расстоянии 200 метров от берега реки и никакие сплошные вырубки здесь невозможны, кроме санитарных. Уж не санитарных ли целей ради вырублены красавицы березы и могучие сосны, пни от которых еще засохнуть не успели?

ТРАВЯТ НАС, КАК ЗАЙЦЕВ

Рядом с бывшей базой отдыха завода топливной аппаратуры проходит асфальтированная дорога, которая заканчивается крутым спуском, выложенным бетонными плитами. Если он предназначен не для спуска на воду скутеров, то для чего же он? Не тела же отдыхающих по этому склону в реку сплавлять. Но ведь скутеры не имеют права курсировать по реке, входящей в состав госзаказника! Равно как и моторные лодки, которых мы насчитали 18 штук на причале, расположенном прямо под производственным участком госзаказника. Или, может, они управляются веслами? Кстати сказать, среди лодок заметили мы и весьма любопытный экземпляр камуфляжной окраски. На его борту значилось: инспекция ООО Фирма «Единение». Насколько мне известно, инспектировать у нас вправе лишь государственные службы, а отнюдь не частные. Что еще за новое государство образовалось на берегу Соти? Причем матереет оно на глазах. Зачем тогда содержим мы немереное число государственных учреждений, в функции которых входят именно охрана и защита окружающей среды, если ее охраной и защитой стали заниматься частные лица?

Жители Глазова рассказали нам немало историй о самоуправстве новоявленных хозяев. О том, например, как не пускают они сельчан купаться в реку. Конечно, если сильно в такую жару попросишь, то могут и пустить от щедрости душевной. Это уж как их милости будет угодно. Думаете, не обидно унижаться перед заезжим дядей, который чувствует себя здесь хозяином и по воле своей пущает или не пущает коренных жителей на родную реку? Что-то уж сильно запановали наши демократы. От их демократии все больше и больше попахивает крепостным правом.

А 13 июня во время спуска трех лодок местных жителей подошел представитель фирмы и пояснил, что у них имеется список лодок и их владельцев, которым разрешен спуск на воду, и что в лодке не должно находиться более двух человек, несмотря на их грузоподъемность. Вот так развоевались товарищи. Видно, чувствуют за собой большую защиту.

И еще одну историю поведали мне глазовцы. О том, как был разрушен пляж, оборудованный руками самих сельчан: сломана скамейка, а на берегу, в месте, где жители спускались к воде, сделан земляной отвал. Пришлось местным жителям переместить свой пляж вниз по реке метров на 250. Оно, конечно, не пойман — не вор. Однако не припомнят люди такого, чтобы на месте отдыха  безобразничал кто-то из своих.

Рассказали нам и о том, как неоднократно видели в воде бредни и сети, установленные отнюдь не жителями села. Своих-то ведь всех как облупленных знают. И стоят эти сети на виду, однако самозваная инспекция фирмы «Единение» делает вид, что она не замечает того, что видно невооруженным глазом. «Хотят у нас здесь ярославскую Рублевку устроить, — заметил один из сельчан, — вот и травят нас, как зайцев, чтобы мы убирались отсюда и не мешали им тут жировать. Им вон рыбу даже сетями таскать можно, а нам и купаться уже не разрешают». Поведали нам и о том, как два года назад два местных жителя срубили в окрестностях села пять деревьев, за что на них наложили штраф в 12 тысяч рублей. А новые хозяева Глазова рубят лес налево и направо и даже не скрывают этого.

Иначе как захватчиками фирму «Единение» здесь и не называют. В дополнении к письму, направленному президенту, глазовцы пишут: «Мы не ознакомлены с условиями договора аренды ООО Фирма «Единение» участка реки Соти. Факты ограничения ими прав граждан по любительскому лову рыбы, в частности, установление каких-то списков — кому можно ловить рыбу, а кому это не разрешено, говорят о том, что это не прописано в условиях данного договора аренды, а следовательно, это самоуправство и является основанием для расторжения договора. Органы местного самоуправления также не имеют права давать в собственность земельные участки».

ЧТО ТАКОЕ 200 РУБЛЕЙ? ДАЖЕ ГОВОРИТЬ СМЕШНО

Нет, господа начальники, не чиста водица. Явно перебарщиваете вы в демонстрации своих имперских амбиций. Вы даже не скрываете белых ниток, которыми шита ситуация, сложившаяся сейчас в Глазове. 17 июля в районной газете «Северянка» была опубликована статья «Бизнес на воде». В ней директор ООО Фирма «Единение» Людмила Крайнова говорит о цене рыбацкой путевки в зимний период: «Что такое 200 рублей? Даже говорить смешно! Целый день находиться на природе, любоваться ее красотой. За вами уберут, можно выловить сколько угодно рыбы и забрать ее с собой… Местные жители, мы их всех хорошо знаем, освобождены от платы за рыбалку, правда, на дачников это не распространяется». Госпожа Крайнова, вы, конечно, правы: 200 рублей за красоту — цена смешная. Но почему мы должны платить их именно вам? Красоту ведь эту не вы создали, а господь Бог. Или вы уже мните себя его наместником на земле? Этакие мытари господни при небесной канцелярии. Не много ли берете на себя? Знаете, наверное, как называется использование плодов чужого труда с целью наживы? Это ж какую зарплату надо получать, чтобы не стесняясь, открыто говорить такую серую глупость!

Ну а с рыбой, которую можно ловить сколько угодно, вы явно зарапортовались, поскольку в путевке, которая у меня хранится, ясно написано, что выловить можно только пять килограммов рыбы. И про местных, которым вы милостиво позволяете ловить рыбу бесплатно, вы преувеличиваете, ибо лично я беседовала зимой с одним из глазовцев, который показал мне выписанную вашей фирмой путевку. Да и насчет того, что за нами уберут, тоже явный перебор. Мы не поленились прокатиться до моста через Соть и запечатлеть переполненные через край старые замызганные мусорные бачки. Видно, на то, чтобы их вывезти, денег у вас не хватает. Так увеличьте тогда плату за путевку с 200 хотя бы до 400 рублей. Все равно вы так нигде и не обосновали эту сумму. И ни одну контролирующую организацию этот факт почему-то не насторожил.

В этом же материале нашла я фразу директора департамента по охране и использованию животного мира Ярославской области Евгения Рощина, который, продолжая восхищаться стоимостью рыбацкой путевки, говорит о том, что в Некрасовском районе стоимость этой путевки равна 350 рублям в час. «И все довольны», — уверяет он нас. То бишь выложить 1050 рублей всего лишь за 3 часа сидения с удочкой, кроме чувства удовольствия, ничто не может доставить пенсионеру с пенсией в пять тысяч. Позвольте уж вам, господин Рощин, не поверить. Я, конечно, понимаю подоплеку хода ваших мыслей, однако есть предел даже тому, что обусловлено инстинктом самосохранения.

В общем, да здравствует дружба (из приличия назовем это так) бизнеса и власти. Именно благодаря такой дружбе и происходит по всей России беспрепятственная вырубка леса в природоохранных зонах, вырастают на их территориях дворцы, строящиеся на последние заработанные потом и кровью рубли наших олигархов и чиновников, обремененных властью. Осталось только убрать это недовольное быдло, мешающее вам, господа, жить в свое удовольствие. Вы даже не поняли, что же больше всего волнует жителей Глазова. Вы решили откупиться от них установкой деревянных подъемов и сходов с дороги и обещанием обеспечить им доступ к реке. Вам и в голову не пришло, что людей может беспокоить судьба уничтожаемого вами леса, загрязнение реки, на которой они выросли. Вы даже мысли не допускаете о том, что можно болеть душой не за свою мошну, а за всю русскую землю, которую вы за 20 лет успели изрядно испоганить и обобрать.

Чем кончится борьба глазовцев с властью? Очень уж лакомый кусок облюбовали хозяева жизни. И прежде чем его урвать, подстраховались они крепко: на них работают все структуры власти вплоть до законодательной. Хватит ли у кого смелости и силы встать за защиту прав рядовых россиян, вступившихся за свою малую родину?

Любовь НОВИКОВА.

P. S. Возвращаясь в Ярославль, мы устроили небольшой привал на берегу реки Касти. Вскоре к нам подкатил на мотоцикле молодой мужчина, спросил то ли в шутку, то ли всерьез: «Искупаться хочу. Кому тут деньги платить и сколько?» А потом рассказал о том, что в селе Бухалове местный предприниматель, узнавший о платной рыбалке на реке Соти, решил и в своих владениях устроить такой же праздник, о чем и объявил местным мужикам. «Ну, мы его быстро успокоили!» — засмеялся наш собеседник.

Фото Виктора ОРЛОВА.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page