Пока великий менеджер все совсем не развалил

После нескольких публикаций в «Золотом кольце», рассказывающих о том, какая горькая участь постигла Ярославский театр имени Федора Волкова с приходом сюда директором Бориса Мездрича, в редакцию стали приходить многочисленные отклики от жителей областного центра и гостей города. Ой как не нравится им то, что случилось нынче в первом русском. Переживают, пишут, звонят, просят помочь разобраться в ситуации и прекратить то эстетическое безобразие, которое видят на сцене Волковского.

После нескольких публикаций в «Золотом кольце», рассказывающих о том, какая горькая участь постигла Ярославский театр имени Федора Волкова с приходом сюда директором Бориса Мездрича, в редакцию стали приходить многочисленные отклики от жителей областного центра и гостей города. Ой как не нравится им то, что случилось нынче в первом русском. Переживают, пишут, звонят, просят помочь разобраться в ситуации и прекратить то эстетическое безобразие, которое видят на сцене Волковского. Одно из таких писем — крик души человека, искренне любящего театр, — не оставило нас равнодушными.

Уважаемая редакция! Обращаюсь к вам от своего имени, а также от имени группы поддерживающих меня ярославцев с просьбой поставить перед руководством области, города, депутатами всех уровней и членами общественной палаты  вопрос о ненормальном положении дел в театре имени Федора Волкова. 

Ярославский государственный академический театр имени  Волкова является культурной, исторической и архитектурной гордостью ярославцев. Здание театра стало символом города. Тем более непонятна позиция отмалчивания тех, к кому я хочу сейчас обратиться.

19 ноября 2009 года в беседе с корреспондентом «Российской газеты» министр культуры РФ Александр Авдеев сказал: «Мездрич — один из лучших театральных директоров. В Ярославле сейчас он делает очень хорошие спектакли».

Какие это «хорошие спектакли»?  Тем более «очень». Кто обманул уважаемого министра? Зачем? С какой целью? За первые 14 месяцев, прошедших с момента назначения Мездрича директором театра имени Федора Волкова, на основной сцене было поставлено два драматических спектакля и «Концертъ». На последнем останавливаться не будем. Название говорит само за себя. Артисты драматического театра в «Концерте» поют популярные песни прошлого века: «Ромашки спрятались, поникли лютики», «Стою на полустаночке в цветастом полушалочке» и т. д.

Спектакль «С любимыми не расставайтесь», поставленный главным режиссером театра Сергеем Пускепалисом, остался незамеченным и зрителями, и прессой, не получив ни положительных, ни отрицательных отзывов. Свозили его на два фестиваля, но лавров там не снискали.

Второй спектакль, «Горе от ума» Игоря Селина, представленный на фестивале «Золотая маска» сразу в пяти номинациях, с треском провалился. Многие члены жюри и театральные критики были возмущены попаданием на престижный фестиваль такого бездарного спектакля. Известный театральный критик и член жюри фестиваля Марина Давыдова посчитала, что ярославское «Горе» достойно «Золотой малины», то есть звания «худший спектакль сезона».

Мездрич — один из лучших театральных директоров, утверждает министр.  И вскоре после появления в Ярославле Бориса Михайловича одна из ярославских газет в статье под заголовком «Гениальный директор» пишет: «Последние два десятилетия Мездрич возглавлял омский и новосибирский театры, каждый из них процветал на глазах».  Но почему же такого замечательного директора фактически выгнали из омского театра, не продлив с ним контракта?

Вот как описывает ситуацию женщина-режиссер, поставившая при Мездриче в Омском драматическом театре спектакль: «Сыграли спектакль всего несколько раз: ведущие артисты уехали в другой город. Великолепный, знаменитый Омский академический театр драмы уже разваливался. Директор Борис Мездрич отчаянно конфликтовал с главным режиссером Петровым».

В интернете помимо хвалебных статей можно найти и немало негативных высказываний театральных критиков, называющих Бориса Михайловича слабо образованным и несостоятельным в управлении культурой человеком, который завалил драматический театр.

Отмечают критики и навязчивую страсть Мездрича к «Золотым маскам». В деле завоевывания этой премии ему, по всей видимости, действительно равных нет. Это же какими талантами или связями надо обладать, чтобы протолкнуть на «маску» заведомо слабый спектакль Игоря Селина, да еще сразу в пяти номинациях!

Что касается «масок», полученных в омском и новосибирском театрах, то тем, кому это интересно, советую обратиться к средствам массовой информации того времени. Так, в одной из статей читаем, что спектакль Омского драматического театра «Женщина в песках» получил три «Золотые маски», но критики возмущены: за лучшую женскую роль награждена японская актриса, не произнесшая ни одного слова на русском языке, в то время как сценическая речь является одним из главнейших показателей качества работы актера! В конкурсе на лучшую мужскую роль были тогда номинированы Игорь Костолевский, Евгений Миронов, Дмитрий Назаров, Максим Суханов, и все они явно играли лучше, чем омский артист, но «маску» получил почему-то именно он. Спектакли Петра Фоменко и Камы Гинкаса тоже были поставлены лучше, чем омский, но и «маску» за лучшую режиссуру опять получил он. После того злополучного фестиваля престижная национальная премия стала считаться покупаемой.

«Оглушительный провал поставил под сомнение статус премии. Слово «позор» по отношению к заключительной церемонии «маски» стало самым популярным в лексиконе театралов», — пишет Роман Должанский.

«Чувство печали и гнева посещали меня на закрытии «маски». Александр Калягин признал трагическую неудачу, которая постигла фестиваль», — сетует Марк Захаров.

«Было что-то очень оскорбительное в распределении этих наград по отношению к мастерам театра. По какому праву эти премии называются национальными?» —  вопрошает Виталий Вульф.

Примерно такая же ситуация произошла и с оперой «Жизнь с идиотом» новосибирского театра, получившей «Золотую маску» в трех номинациях, и с оперой «Аида», «схватившей» сразу четыре «маски». Оба спектакля получили немало негативных откликов от критиков.

«Фестиваль, задуманный как ежегодный смотр лучших театральных премьер, превратился в торговлю «масками», — заявил после этого Георгий Исаакян, художественный руководитель Пермского театра оперы и балета. И отказался от дальнейшего участия в этом шоу…

А что же делает один из «лучших театральных менеджеров» в Ярославле? Да то же самое! Пытается козырять прежними успехами и мечтает заполучить новые «маски».

«Меня попросили принять Ярославский драматический театр и подготовить его здание и труппу к празднованию 1000-летия города. Театр должен стать центром торжественных мероприятий». «Современный Волковский должен соответствовать своему имени, своей истории и традициям. Всем известно историческое значение театра имени Федора Волкова. К 1000-летнему юбилею города Волковский станет одним из лучших театров страны», — эти и другие обещания Мездрич раздавал направо и налево, появившись в нашем городе в сентябре 2008 года.

До грандиозного юбилея остались считанные дни. И что мы видим? Еще никогда здание первого русского театра не находилось в таком убогом состоянии, как сегодня.

Посмотрите на него со стороны, к примеру, с улицы Ушинского. Картина удручающая: штукатурка обвалилась, стены в темных пятнах и подтеках. А ведь, назначая Бориса  Мездрича директором Волковского, министр культуры обещал, что к 1000-летию Ярославля будут произведены реконструкция и ремонт здания.

Сейчас, наверное, уже поздно что-то предпринимать, даже экстренно. Но как обидно, что театр, являющийся символом города, нынче в таком состоянии! Ведь речь идет не о каком-то там заброшенном сельском клубе, а о национальном достоянии России. Уникальную значимость первого русского в свое время подтвердил Владимир Путин, который посчитал необходимым прибыть на 250-летие театра.

Теперь уже очевидно, что обещаниям директора Волковского грош цена, поэтому заботу о приведении здания в надлежащее состояние, наверное, следует взять на себя властям области и города. И непременно сообщить о том, в каком состоянии находится театр,  председателю комитета по подготовке к празднованию юбилея Ярославля, президенту России Дмитрию Медведеву и министру культуры РФ Александру Авдееву. 

Пожалуй, действия Бориса Михайловича можно даже расценивать как саботаж, провокацию, попытку сорвать юбилей города и дискредитировать Дмитрия Анатольевича Медведева.

ПОКА…

Окончание.

Начало на 3-й стр.

«Волковский станет одним из лучших театров страны!» — кричал на всех углах Мездрич. Стал?  Увы, только хуже, чем был до прихода сюда Бориса Михайловича. 

Раньше появление нового хорошего спектакля вызывало оживление среди поклонников театра имени Волкова. Информация стремительно распространялась по городу. «Утиная охота», «Трехгрошовая опера», «Поминальная молитва», «Ханума», «На всякого мудреца довольно простоты» и многие другие спектакли зрители смотрели по нескольку раз.

Теперь же если и появляется в среде ярославских театралов информация, то только негативная. Вслед за двумя спектаклями, о которых говорилось раньше, появились «Прекрасный мир», «Екатерина Ивановна», «Кармен», «Три сестры». И все они не вызывают у зрителей бурных восторгов. Да когда такое было, чтобы на премьеру за 10 минут до начала спектакля в кассе оставалось полно билетов! На любые места!

«Трех сестер» ждали с особым волнением, и даже после прогона, когда появились возмущенные высказывания тех, кто ушел в антракте, некоторые любители театра еще на что-то надеялись. К сожалению, меня спектакль разочаровал, особенно тем, что в нем  много режиссерской отсебятины. Сергей Пускепалис решительно взялся за перо и начал  «улучшать» Антона Павловича. Интересно, как оценит его новаторство жюри «Золотой маски»? Наверняка же Мездрич будет проталкивать и этот спектакль на театральную премию.

Стал ли первый русский одним из лучших театров страны? Конечно же, нет. Кто хочет с этим поспорить, пусть скажет: какой из спектаклей, созданных при Мездриче, лучше любого другого спектакля домездричевского периода?

Борис Михайлович дал всем понять, что театр круто меняет курс. Но для того, чтобы что-то совершенствовать, нужно знать, как это сделать. Нужно иметь четко разработанный план действий, четко поставленные задачи, коллектив единомышленников, способных решать конкретные цели. Ничего этого нет и в помине. На сайте театра читаем: «В последнее время в связи со сменой руководства театр взял курс на смену имиджа: на старейшей сцене России теперь будет властвовать современная драматургия». Кому и для чего нужна эта безответственная, пустопорожняя болтовня? В репертуаре театра идет самый «современный» спектакль по пьесе Александра Володина, написанной в 1975 году. Остальные спектакли поставлены по произведениям XIX — первой половины XX века, и в объявленных ближайших премьерах современники не значатся.

Вступая в должность, Мездрич обещал хранить традиции театра. Хранит? Судите сами. Замечательной традицией являлась дружба между двумя старейшими театрами России — нашим и московским Малым театром. Первое выступление Малого на сцене театра имени Федора Волкова состоялось в 1900 году. Впоследствии этот прославленный коллектив часто бывал в Ярославле, а Волковский, гастролируя в Москве, выступал на сцене Малого.

4 июня 2010 года в рамках благотворительной акции, посвященной 65-летию Великой Победы и 150-летию со дня рождения А. П. Чехова, в Ярославле выступил с двумя спектаклями Малый театр. Бесплатные билеты  распространялись среди ветеранов, инвалидов, афганцев, малообеспеченных граждан. Спектакли прошли с колоссальным успехом. В ТЮЗе зрители скандировали: «Приезжайте к нам  навсегда!» На сцене Ярославской филармонии тоже был великолепный концерт. Но все удивлялись: почему не в Волковском? Ведь зал в театре намного больше, следовательно, и гораздо больше зрителей могли бы насладиться выступлением любимых артистов.

Один из ярославских телеканалов передал, что московские артисты слегка обиделись на то, что их не пустили на Волковскую сцену. Я позвонил в первый русский театр и спросил, что же произошло. Мне ответили, что якобы Юрий Соломин отказался оплатить аренду помещения, хотя ему на это были отпущены средства. Не удовлетворившись таким ответом, я связался с Малым театром и задал тот же вопрос. Там рассказали, что директор Волковского потребовал организовать продажу билетов и не делать никакого благотворительного спектакля — только за деньги и по билетам!

Конечно, объяснения представителей театров не позволяют сделать однозначный вывод в создавшейся ситуации. Но почему-то больше веришь москвичам, а не нашему «гениальному» варягу. И как жаль, что дружба двух прославленных коллективов вдруг дала трещину!

Раньше все спектакли в ярославском театре отбирались худсоветом, который, я уверен, ни за что бы не пропустил такую постановку, как «Прекрасный мир». Теперь худсовета нет. Раньше по итогам финансового года директор отчитывался перед коллективом театра, причем рассказывал о всех поступлениях, вплоть до того, сколько денег получено за аренду театральных биноклей, а затем объяснял, куда все деньги потрачены. Теперь и этой традиции нет, как и многих других.

А сколько негатива и желчи было вылито на зрителей, судей, пожарных и руководство города и области после того, как Госпожнадзор потребовал закрыть театр для устранения неполадок! Борис Михайлович всячески пытался перевалить свою вину на других, хотя за полтора года своего правления пожарной безопасностью, по всей видимости, просто не занимался.

Поклонники театра в нашем городе — люди интеллигентные, мягкие, зачастую они неспособны противостоять неуважению к себе активным образом. А Мездричу это только на руку. Спрашивая о том, как ярославцы относятся к ситуации в Волковском, я очень часто слышу в ответ: «А что я могу поделать? Я просто перестал в театр ходить». Зато в журнале «Театральный круг» N 1 за 2010 год, на радость Мездрича, отмечают: «Замшелая театральная публика отхлынула, ее отпугнули последние постановки и перемены». 

Один мой знакомый рассказывает: «Недавно в профкоме навязывали бесплатные билеты на «Горе от ума», отказываюсь, мол, я даже не член профсоюза, тем более слышал о спектакле очень плохие отзывы. А мне чуть ли не со слезами: «Куда же их девать, никто не идет!»

В последнее время не утихают разговоры о каких-то  «инвалидских» билетах, которые где-то кому-то бесплатно выдаются, а потом перед спектаклем перепродаются по дешевке… И после этого руководители театра рассказывают о двукратном увеличении числа зрителей, 88-процентной заполняемости зала?! Интересно, они учитывают места, на которые раздаются бесплатные билеты? Если высокая заполняемость обусловлена дотациями из бюджета, то почему дирекция Волковского приписывает это себе в заслуги и связывает с якобы возросшим качеством спектаклей?

Сегодня многие ярославцы считают, что дальше такое положение дел в старейшем русском театре терпеть невозможно. Надо предпринимать конкретные меры и налаживать ситуацию, пока великий и могучий театральный менеджер все совсем не развалил. Поэтому очень хотелось бы, чтобы на мой крик души откликнулись власть имущие самых различных уровней и все неравнодушные люди, которым небезразлична судьба нашего Волковского.

Олег СЕМЕНОВ.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page