Сашины елочки

В один из выходных дней довелось мне отдыхать в деревне Костино Некрасовского района. Небо было низким и серым, порывистый ветер сопровождался дождиком. Мы сидели в избе, когда мимо окон промелькнул велосипедист. «И кому это в такую непогоду дома не сидится?» — спросила я. «А это наш почтальон Саша, — ответила хозяйка. — Ему ни дождь, ни снег не страшны. Скоро распутица начнется, на велосипеде не проедешь, тогда он будет пешком ходить. Но придет обязательно».

В один из выходных дней довелось мне отдыхать в деревне Костино Некрасовского района. Небо было низким и серым, порывистый ветер сопровождался дождиком. Мы сидели в избе, когда мимо окон промелькнул велосипедист. «И кому это в такую непогоду дома не сидится?» — спросила я. «А это наш почтальон Саша, — ответила хозяйка. — Ему ни дождь, ни снег не страшны. Скоро распутица начнется, на велосипеде не проедешь, тогда он будет пешком ходить. Но придет обязательно».

ПОЧТАЛЬОН Саша, Александр Витальевич Капустин, живет в селе Бурмакине с мамой Валентиной Петровной. Ему 41 год. 12 из них он работает в отделении связи села Бурмакина. Здесь он родился, здесь закончил школу, сюда же вернулся, отслужив в армии. В общем, где родился, там и пригодился.

Бурмакино — село большое не только по меркам среднерусской полосы. Здесь живет более 700 человек. Есть средняя школа, детский сад. Два года назад стали восстанавливать церковь, сейчас в ней уже проходят службы. Здесь еще держат коров и коз на частных подворьях, здесь еще кудахчут куры и поют петухи. Три года назад сюда провели природный газ. Нет проблем и с водой: на улицах можно встретить и колонки, и колодцы. Хотя местные жители для питья и готовки предпочитают  брать воду из родников, которыми богаты берега реки Туношонки. Очень уж, говорят, из колонки вода ржавая течет. Водоподающие коммуникации здесь проведены еще во времена царя Гороха, давно уж проржавели все. Был бы в силах колхоз, может, и поменяли бы их. Но нашему государству сейчас не до села. Колхозы быстренько развалили и бросили селян на откуп частному капиталу, а тому до сельского жителя никакого дела нет.

Будь все по-старому, может, и пошел бы Александр Капустин трактористом в родной колхоз или в строители бы подался в ПМК, расположенную рядом с селом. А пришлось идти в почтальоны. Нынче работой в селе перебирать не приходится. Он обслуживает два участка, а это пять деревень: Нетребово, Тереховка, Доманцево, Фетеиха и Мещерка, ПМК и одна из улиц Бурмакина. Поставили мы на весы его почтовую сумку — без малого семь килограммов в ней. Как будто и невелик вес, да вот только пройти с ним придется порядка 15 километров. Причем в любую погоду.

Тот день, когда мы приехали в Бурмакино, был как на заказ — тепло, сухо. Александр Витальевич собирал почтовую сумку. Не такое уж это и простое дело — перво-наперво подписные издания сверить-уложить, потом просмотреть, нет ли писем или переводов, далее отобрать то, что пойдет в розницу. Этого добра можно и побольше положить, вдруг да разохотится кто кроссвордик поразгадывать или здоровьем своим заняться. Но лишнего тоже брать ни к чему — на своих ведь плечах ношу тащить, не на казенных. Когда дело дошло до денег, то нас попросили временно удалиться: надо внимательно сверить все денежные документы до копеечки. В общем, на все сборы уходит час, а то и побольше.

Полюбопытствовали мы, когда же Александр Витальевич планирует нынче домой вернуться. «Погода хорошая, — ответил он. — Часам к 6 — 7 вечера должен управиться». Сейчас в это время еще солнышко светит. А что же будет, когда занепогодится и в 16 часов начнет темнеть? Ни электрических фонарей, ни асфальтированных тротуаров на широких российских раздольях не наблюдается.

Запустить бы сюда в это времечко того самого умника, который, сидя в теплом кабинете, высчитывает заработную плату почтальону, небось бы пощедрее он стал. Самый большой объем работ среди местных почтальонов у Александра Капустина, и за все про все положили ему четыре с половиной тысячи рублей. А ведь не только с газетами приходится управляться сельскому почтальону, на его ответственности все денежные выплаты: пенсии, пособия. Тут помимо быстрых ног надо и головой работать. Когда наши руководители говорят о подъеме села, они почему-то стыдливо умалчивают о зарплатах сельских работников, которые в большинстве случаев даже до прожиточного минимума не дотягивают.

Раньше зимой вставал почтальон Саша на лыжи, а теперь лыжи сломались, новых не выдают. Приходится лазать по сугробам. Люди же не виноваты в том, что у российской почты не хватает нынче денег даже на пару лыж для сельского почтальона. Подписка падает катастрофически. И не потому что газеты и журналы стали неинтересными, а потому что подписная цена растет год от года как грибы после дождя, чего не скажешь о зарплатах и пенсиях. В розницу периодика обходится дешевле, вот и укладывает Александр Витальевич в почтовую сумку целую кипу неподписных газет. Всех своих клиентов он знает поименно, знает и их газетные пристрастия. А вот автолавкой он работать не любит, честь мундира не позволяет. Почтальон должен письма да газеты народу доставлять, а не стиральные порошки.

Чему же отдает предпочтение Александр Капустин в свободное от работы время? «Полежать люблю», — улыбается он. И действительно, после таких пробежек по деревенскому бездорожью нет ничего лучше, как понежиться на диване. А если серьезно, почтальон Саша — поборник здорового образа жизни — и летом, и зимой он обливается ледяной водой. Моржевать, правда, не пробовал, но купается в речке чуть ли не до первых морозов.

У домика Бурмакинского отделения связи растет шесть стройных пушистых елочек — по три в каждом углу ограды. Их посадил Александр Капустин в 1998 году, когда пришел сюда работать. Год от года хорошеют деревца, вольготно им дышится на чистом воздухе. Они уже давно переросли своего хозяина. Работники почты так и называют их — Сашины елочки. А самого Сашу жители Бурмакина величают почтальоном Печкиным.

Любовь НОВИКОВА.

Фото Виктора ОРЛОВА.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page