Все пришедшие в минувшие выходные в Подзеленье смогли окунуться в эпоху Ярослава Мудрого и понаблюдать за тем, как выглядели бугурты — массовые сражения, а также так называемые стратегические игры: «Дикое поле», «Стенка на стенку», «Бой за знамя» и эстафеты, среди которых самая популярная — «Гонка на щитах». ИХ УЧАСТНИКАМИ стали четыре исторических клуба из Вологды, Москвы, Ярославля и Белозерска. Сеча развернулась нешуточная.
Все пришедшие в минувшие выходные в Подзеленье смогли окунуться в эпоху Ярослава Мудрого и понаблюдать за тем, как выглядели бугурты — массовые сражения, а также так называемые стратегические игры: «Дикое поле», «Стенка на стенку», «Бой за знамя» и эстафеты, среди которых самая популярная — «Гонка на щитах».
ИХ УЧАСТНИКАМИ стали четыре исторических клуба из Вологды, Москвы, Ярославля и Белозерска. Сеча развернулась нешуточная. Дружина Ярослава схлестнулась с местным племенем меря, к которому на помощь пришли викинги-мореходы-торговцы.
Со всех сторон едва человек 15 набралось.
— Крупных битв в те времена не бывало. Если сошлось человек 200 — 300, это уже становилось легендой, — рассказывает Ольга Уланова, покачивая коляску с трехмесячным сынишкой Мишей. Кроху впервые решили взять с собой. Она и ее муж Алексей, которого все зовут Княже, из вологодского клуба «Ратник». Княже демонстрирует доспехи и щит из наборных досок. Под доспехами три рубахи — две льняные и одна шерстяная. А пах закрыт тремя слоями сукна. Они достаточно легкие и кажутся уязвимыми. Но это только на первый взгляд. А под шлемами у мерян забавные шапочки, связанные одной деревянной иглой.
Битва в самом разгаре. Гордо реют штандарты. Свистят мечи и топоры. Некоторые храбрецы пытаются ввязаться в бой без шлема. За этим, впрочем, строго следят. Воины хлопают себя по щекам для поднятия духа, испускают боевые кличи, призывая Одина и других богов. Чаще всего звучит загадочное «Йух!». Его смысл расшифровывает один из викингов — Станислав Виноградов. Точнее, пишет на бумажке, стесняясь выражаться при даме. Станислав — из клуба «Ярь» Белозерска. Работает в порту, ремонтирует суда. Но русских ругательств ему, по всей видимости, оказалось мало. Поэтому он собрал целую коллекцию норвежских. К примеру, «скерлинг» означает «урод». «Нидинг» — «всеми презираемый человек». У ворот его дома ставили голову дохлого коня на палке. Есть еще пара фраз, звучащих примерно так: «Где вы, собаки? Выходите сейчас же! Чтоб вы стали добычей троллей!»
Пока мужчины рубятся, женщины хлопочут по хозяйству. Им участвовать в боях запретили. Правда, не всех такое распределение ролей устраивает. На счету Елены Махотиной из Белозерска немало побед. И рыжая амазонка рассерженно стучит по столу деревянной ложкой, готовая сломать ее о первый подвернувшийся лоб. Тем более ничего путного в этот раз не приготовишь. Котлы на треногах — для антуража. Костры разжигать запретили, и приходится довольствоваться современной едой. А вот шпроты смотрятся вполне исторично. Викинги мариновали их в уксусе и добавляли клюкву. На крупных фестивалях все иначе: уткой на углях, а то и запеченной ножкой кабанчика можно оскоромиться.
Ярославна Алена Кузнецова — самая юная участница фестиваля. Ей 11 лет. Реконструкцией увлекается ее старшая сестра. Аленушка помогает ткать красивый пояс Велимире из клуба «Северная сага». Скандинавский станок выглядит весьма примитивно — дощечка и на ней что-то вроде рогатки, на которую намотаны шерстяные нити. Льняные быстро перетирались. На Велимире — разрезной сарафан-хангер, скрепленный двумя тяжелыми черепаховидными фибулами. Это что-то вроде пуговиц.
— Такие носили только обеспеченные женщины. Скандинавы любили все яркое. Считалось, что если одежда блеклая, то ее часто стирали, что свидетельствовало о бедности, — рассказывает Велимира, которую в жизни зовут гораздо проще — Ирина.
Анастасия СОЛОВЬЕВА.
Фото Ирины ТРОФИМОВОЙ.