Город, которого нет

Министерство культуры РФ и Министерство регионального развития РФ совместным приказом от 29 июля 2010 года на порядок сократили число исторических поселений. Исключили из этого списка Углич, Переславль-Залесский и Рыбинск. Статус исторического поселения не дает особых материальных благ, зато служит преградой в уничтожении  неповторимого исторического облика.

Министерство культуры РФ и Министерство регионального развития РФ совместным приказом от 29 июля 2010 года на порядок сократили число исторических поселений. Исключили из этого списка Углич, Переславль-Залесский и Рыбинск. Статус исторического поселения не дает особых материальных благ, зато служит преградой в уничтожении  неповторимого исторического облика. 

НАПИСАЛИ ПЕРОМ, СЛОВНО

ВЫРУБИЛИ ТОПОРОМ

Пронизывающий ветер сеял снегом, а Евгений Петрович словно не замечал холода — настолько он был разгорячен разговором! Он говорил с обидой в голосе, словно ему нахамили. Именно  как плевок в душу Евгений Балагуров воспринял новость об изданном Минкультом РФ и Минрегионразвития РФ приказе «Об утверждении перечня исторических поселений». В перечне не было Рыбинска.

Приказ был издан еще в конце июля, однако достоянием гласности стал лишь в начале октября. И вот почему. С 30 сентября по 1 октября 2010 года в городе Старая Русса Новгородской области проходила II всероссийская конференция «Сохранение и возрождение малых исторических городов и сельских поселений: проблемы и перспективы». Участниками конференции стали 160 представителей администраций муниципальных образований субъектов России, государственных учреждений культуры и музеев, ученых и экспертов. До них и довели информацию, что Министерство культуры РФ совместно с Министерством регионального развития РФ подготовили приказ «Об утверждении перечня исторических поселений». От них, как круги по воде, эта информация распространилась по российским городам и весям.

В обновленном перечне вместо 480 исторических поселений обозначено лишь 41. Там отсутствуют Старая Русса, где проходила конференция, Господин Великий Новгород и даже Москва. Ярославский представитель на конференции Марина Осипова, руководитель одного из отделов комитета историко-культурного наследия областного департамента культуры, не обнаружила в списке таких бриллиантов Золотого кольца России, как Углич и Переславль-Залесский.

— И как восприняли участники конференции эту новость? — поинтересовался я у Марины Владимировны.

— По-разному восприняли, — дипломатично ответила она, дав понять, что по своему рангу не вправе комментировать министерский документ.

А вот Евгений Балагуров вправе его комментировать. На протяжении четверти века он защищал исторический статус Рыбинска. Случалось, рискуя жизнью.

ВСТАЛИ ПРОТИВ БУЛЬДОЗЕРА

Эта история получила всесоюзную огласку благодаря статье в журнале «Огонек». Было это, дай Бог памяти, в 1989 году.

Руководство конструкторского бюро «Алгоритм» задумало модернизировать производство, для чего понадобились дополнительные площади под новый корпус. Ради этого городское руководство охотно пожертвовало двумя старинными каменными домами на проспекте Ленина. Их признали аварийными и подлежащими сносу.

Но в разгаре была горбачевская перестройка. Немой народ обрел голос. Сотрудники городского музея, члены городской организации ВООПИиК и просто рыбинцы, которые любили свой город, выступили против сноса зданий XIX века. Около включенных в «расстрельный список» домов появился пикет. Среди пикетчиков был и Евгений Балагуров — ведущий специалист отдела культуры Рыбинского гор-исполкома. В самый драматичный момент, когда на дома двинулся бульдозер, Евгений Балагуров, Борис Крейн, бессменный руководитель киноклуба «Современник», и, кажется, Анна Романова, ныне редактор еженедельника «Рыбинская среда»,  встали живым щитом на пути тяжелой техники. Мускулистые пролетарии оттащили хлипких интеллигентов в сторону. Дома разрушили до основания, а затем, поскольку «Алгоритм» велел долго жить, на этом месте появилось здание налоговой инспекции.

После случившегося Евгений Петрович уволился из городской администрации по собственному желанию. Ни до него, ни после него никто из чиновников так, по совести, не поступал. Тогда на него посмотрели как на чудака. В общем-то и сегодня на него поглядывают искоса. Потому что он привык резать правду-матку в глаза, а его дела колют глаза гораздым только на слова и прожекты чиновникам от культуры.

Отличник просвещения, автор программы по патриотическому воспитанию школьников «Краеведение и туризм — школа просвещенного патриотизма», член-корреспондент Московской академии туризма и краеведения, член областного и городского ВООПИиК, член городского исторического общества, лауреат премии губернатора Ярославской области «За заслуги в области образования» за 2001 год, лауреат Всероссийского конкурса по авторским программам в системе дополнительного образования — это все о нем, о Евгении Балагурове.

Более 20 лет Евгений Балагуров проработал заведующим отделом краеведения в центре детского и юношеского туризма и экскурсий. Его программа «Лаборатория краеведения» была признана одной из лучших в стране. Основа программы — практическая деятельность. Юные рыбинские краеведы во главе с ним выполняют макеты различных исторических зданий, независимо от времени года совершают экскурсии и туристические походы.

Материалы, собранные учениками Балагурова, ложатся в основу многочисленных докладов для краеведческих конференций, помогают сохранить богатую историю рыбинского края. А сам он уже много лет печется не только о судьбе исторического Рыбинска, но и уникальных исторических мест Рыбинского района и Ситского края, где на грани исчезновения оказалась самобытная субкультура сицкарей.

ДНК РОССИИ

Такое толкование дал историческим городам директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. Это прекрасно сознавала Людмила Михайловна Марасинова, почетный гражданин Рыбинска, подвижник и просветитель, которая в 70 — 80-х  годах прошлого века стояла у истоков рыбинского краеведческого движения. Многое в Рыбинске началось с имени Людмилы Михайловны Марасиновой. Самым известным ее достижением было решение Министерства культуры СССР N 23 от 17.01.1986 года о включении Рыбинска, наряду с Ярославлем, Ростовом, Угличем, Переславлем-Залесским и Тутаевом, в список исторических городов с формулировкой «в целях обеспечения сохранности недвижимых памятников истории и культуры при проведении работ по планировке, застройке и реконструкции…»

В том же 1986 году Людмила Марасинова со товарищи на деле подтвердили, что Рыбинск не зря получил статус исторического города.

21 мая 1986 года на имя председателя ВООПИиК Николая Лосева пришло письмо от начальника ЖКУ N 6 о том, что дом 45 по улице Ухтомского полностью расселен и стоит пустой. В связи с тем, что дом является памятником истории и культуры, коммунальный начальник предлагал обеспечить его охрану, то есть снимал ответственность с себя. А дом этот не простой — это монументальная память о замечательном человеке, физиологе, академике Алексее Алексеевиче Ухтомском, авторе учения об усвоении ритмов возбуждения и доминанте.

Перво-наперво Евгений Балагуров повесил на фасаде табличку, что дом является памятником и охраняется государством. На помощь пришли учителя из школы N 19 — директор Владимир Журавлев и преподаватель биологии Николай Суслов, который организовал в школе общество доминанты и изучал с ребятами наследие Ухтомского. Людмила Марасинова организовала инициативную группу из 22 уважаемых в Рыбинске людей. У кормила власти в Рыбинске находились председатель городского совета депутатов Валентин Мелехин и председатель горисполкома Анатолий Лисицын — руководители, которым не чужды были культура и историческое наследие. Они поддержали историков и краеведов. Они же и открывали Мемориальный дом-музей А. А. Ухтомского.

Валентин Мелехин, бывший директор судостроительного завода, промышленник и прагматик, став главой администрации Рыбинска, проявил заботу о сохранении исторического наследия Рыбинска. Волей своего авторитета он в начале 90-х годов заставил рыбинских директоров раскошелиться на реконструкцию здания Новой хлебной биржи, где после завершения ремонтных работ открылся Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. За промышленными предприятиями были также закреплены здания в исторической части Рыбинска, на фасадах которых ими был выполнен косметический ремонт.

В 1992 году на седьмой сессии горсовета была утверждена программа «Исторический город». Курировал выполнение этой комплексной программы заместитель рыбинского главы по социальным вопросам Андрей Антропов, а при городской администрации была создана дирекция по историческому центру, руководителем которой стал Николай Лосев.

На 1993 год по линии дирекции было предусмотрено финансирование на сумму 371 млн. рублей: из городского бюджета — 286,2 млн. рублей, из спецфонда «Исторический город» (он формировался за счет части налоговых отчислений) — 72,3 млн. рублей, 13 млн. рублей — из федерального бюджета. Главным образом эти деньги направлялись на реставрацию памятников республиканского значения — колокольни Спасо-Преображенского собора и Старой хлебной биржи, которые были построены в начале XIX века.

Дирекция по историческому центру заключила 25 договоров, которые предусматривали подготовку проектной документации по реконструкции 25 кварталов в историческом центре, проведение исследовательских работ по 29 кварталам, проведение археологических исследований в поселении Усть-Шексна на левом берегу Волги и в 10 кварталах правобережной части. Был составлен список пустующих и аварийных домов в историческом центре Рыбинска — их оказалось свыше 90.

Дирекция по историческому городу исчезла, когда грянул дефолт 1998 года. Но опыт работы дирекции по историческому центру, а ей нет аналогов в России, не утратил своего значения и поныне.

РЫБИНСК СТУЧИТСЯ В ОДИННАДЦАТЫЙ ВЕК

4 сентября во время празднования Дня города председатель муниципального совета Рыбинска Валерий Полетаев поздравил рыбинцев с 939-летием города. Это не просто оговорка, это стремление рыбинской элиты вести историю Рыбинска со второй половины XI века. 28 октября 2004 года рыбинский совет депутатов принял решение «О праздновании исторических дат города Рыбинска»: 1071 год — первое летописное упоминание об Усть-Шексне, славянском поселении, предшественнике Рыбной слободы и Рыбинска; 1504 год — первое упоминание о Рыбной слободе в духовной грамоте (завещании) Великого князя Московского Ивана III; 1777 год — Рыбная слобода получила статус уездного города Ярославской губернии.

Пытаются «состарить» Рыбинск на семь веков по сравнению с официально утвержденной датой рыбинские археологи Ирина и Александр Рыкуновы. С 1990 года они проводят раскопки на мысу на левом берегу Волги. Здесь располагалось средневековое поселение Усть-Шексна, которое Рыкуновы на основании накопленного ими археологического материала уникальных находок считают предтечей Рыбной слободы и Рыбинска.

«Не позднее первой половины XI века в среде местного финно-угорского населения возникло славянское поселение торгового типа, имевшее площадь около 3 гектаров (это площадь Ярославля того времени, который в летописях считается городом), в XII — XIII веках площадь Усть-Шексны увеличилась до

25 — 30 га», — такое вот они сделали заключение на основании сделанных открытий.

В «Повести временных лет», документальном памятнике Древней Руси, поселение Усть-Шексна впервые упоминается под 1071 год при описании голодного бунта на Ростовской земле. Находки двадцатого археологического сезона еще раз подтвердили, что Усть-Шексна в XI веке была торгово-промышленным и металлургическим центром. Здесь обнаружен клад арабских дирхемов, конвертируемой валюты того времени, которая имела хождение на просторах Киевской Руси. Артефакты позволили археологам сделать вывод, что Усть-Шексна в XII веке стала третьим по величине городом Ростовской земли после Ростова Великого и Белоозера. Здесь была таможенная изба, где брали пошлину с товаров (тамгу) и плату за проезд (мыт). Богатый рыбный промысел, торговля, таможенные доходы способствовали росту и богатству Усть-Шексны. В сравнении с Усть-Шексной тогдашняя Москва была просто деревней.

Ирина и Александр Рыкуновы имеют много сторонников в Рыбинске и много оппонентов в научных кругах Ярославля и Москвы. Вот только научные споры вокруг даты основания Рыбинска отчасти напоминают толчение воды в ступе. И вот почему. В приказе N 23 от 17.01.1986 года «О списке исторических городов и других населенных пунктов СССР» за подписью министра культуры СССР Петра Демичева город Рыбинск датирован XII веком. А ведь тогда это суждение еще не было подкреплено археологическими находками. Но сейчас-то, опираясь на артефакты, добытые археологами, можно, наконец, поставить точку в спорах?

ПОЩЕЧИНА ВМЕСТО БЛАГОДАРНОСТИ

Наследие дирекции по историческому центру оказалось востребованным, когда городскую администрацию возглавил Юрий Ласточкин. Будучи генеральным директором ОАО «НПО «Сатурн», Юрий Васильевич спонсировал выпуск историко-краеведческой литературы и фотоальбомов о замечательных земляках и людях, много сделавших для развития города. При нем рыбинские моторостроители внесли свою лепту в восстановление Спасо-Преображенского собора, который был возрожден под патронажем ярославского губернатора Анатолия Лисицына стараниями московского предпринимателя-мецената Виктора Тырышкина.

Увы, городские власти на протяжении целого десятилетия практически не занимались восстановлением исторического Рыбинска. А предприниматели, которым передали в собственность или аренду свыше 80 процентов исторических зданий, в большинстве своем не спешили выполнять обязательства по их реставрации и реконструкции. Так из года в год ветшала и разрушалась историческая застройка. Дом художников на улице Пушкина, реплика старинного купеческого особняка, и отреставрированный трехэтажный дом N 75 по улице Крестовой — раз, два — и обчелся с примерами восстановления исторического облика города. Зато замаешься считать, сколько коттеджей появилось на месте старинных домов, обратившихся в прах.

Но сейчас подвижки налицо. В 2010 году под непосредственным контролем главы Рыбинска Юрия Ласточкина началось поквартальное восстановление исторического Рыбинска. Для начала это территория от Спасо-Преображенского собора до Никольской часовни в створе улицы Стоялой. Из федеральной собственности в областную собственность с последующей передачей в муниципальную собственность было передано в сентябре многострадальное здание Старой хлебной биржи (1811 года постройки), которое в значительной степени определяет облик исторического квартала города. Это была первая хлебная биржа в провинции и третья в России после Москвы и Санкт-Петербурга. В конце 1980-х здание закрыли на реставрацию, вели ее ни шатко ни валко, а с 2006 года работы и вовсе прекратили из-за отсутствия федерального финансирования. Теперь ее реставрация в течение одного года будет завершена за счет городского бюджета. За городские деньги реставрируется Никольская часовня, последними обитателями которой были сотрудники водной милиции. Срок окончания реставрации — май 2011 года.

Сейчас возвращают первоначальный вид Красной площади. Последним штрихом к ее первозданному образу станет установка на постаменте бронзовой скульптуры Александра II вместо бронзового Ильича. В настоящее время в Петербурге по сохранившейся в Русском музее авторской модели скульптора Александра Опекушина изготовлен гипсовый прототип скульптуры царя-освободителя. Было бы правильно восстановить на гранитном постаменте бронзовую скульптуру Александра II в 2011 году, к 150-летию освобождения крестьян в России от крепостного права согласно высочайшему указу этого просвещенного российского монарха.

Касаясь историко-культурного наследия Рыбинска, Юрий Ласточкин высказал свое кредо:

— Чем скорее мы восстановим исторические кварталы, тем скорее вырвемся в лучшее будущее.

Проводит это кредо в жизнь архитектор-реставратор Наталья Гончарова.

В такой ситуации, когда городская власть стала проводить целенаправленную политику по восстановлению исторического наследия предков, взяв на себя обязательство федеральной власти, лишение Рыбинска Минкультом России статуса исторического города стало звонкой пощечиной вместо благодарности.

ПУСТЬ НАС НАЗЫВАЮТ

ПО ИМЕНИ-ОТЧЕСТВУ

— А что давал Рыбинску исторический статус? — вопрошали меня чиновники областного департамента культуры и городского управления культуры.

В приказе министра культуры СССР Петра Демичева об этом сказано коротко и ясно: «В целях обеспечения сохранности недвижимых памятников истории и культуры при проведении работ по планировке и реконструкции городов и других населенных пунктов, имеющих особое историко-культурное значение». И уж коли в Ярославле, который сохранил статус исторического города, частные застройщики без заморочек снесли старинный дом купца Понизовкина и сразу после окончания празднеств по случаю 1000-летия города затеяли землеройные работы в зоне ЮНЕСКО вблизи Спасо-Преображенского монастыря безо всяких археологических изысканий, то это вопрос к директору областного департамента Ларисе Сорокиной. А уж если многие исторические кварталы в Рыбинске продолжают обращаться в руины, то это вопрос к начальнику управления архитектуры города Наталье Шульдиной и ее заместителю Марине Ворониной. Марина Константиновна, по осени исполняя обязанности начальника, в течение двух недель не смогла, а скорее всего, не пожелала найти пяти минут времени, чтобы ответить на мой вопрос: как в управлении культуры собираются отстаивать исторический статус города? Видимо, им песни и пляски творческих коллективов кажутся более важным делом.

А на вопрос об историческом статусе города я отвечал чиновникам по-казенному. Согласно утвержденному положению об исторических поселениях Росохранкультура может отказать в согласовании градостроительной документации, например, в случае если эта документация не соответствует целям и условиям обеспечения сохранности всех исторически ценных градоформирующих объектов данного исторического поселения. Получается, исторический статус — это кнут, которым при желании можно стегнуть тех, кто спешит раздавать и получать землю в исторической застройке под строительство новоделов — коттеджей, офисов, банков, магазинов, развлекательных центров. Минрегионразвития, который вместе с Минкультуры подготовил и утвердил новый перечень исторических поселений, скорее всего, учел при этом пожелания региональных чиновников и нуворишей, которые, судя по всему, решили зачистить Россию от исторических поселений.

Что еще дает городу исторический статус? Уважение дает, чтобы нас называли по имени-отчеству. Применительно к Рыбинску восстановление исторического статуса станет лучшей памятью человеку, который его для города добился, — Людмиле Михайловне Марасиновой.

Александр СЫСОЕВ,

Рыбинск.

На снимках: Рыбинск исторический; здание бывшей мужской гимназии — символ упадка; здание Никольской часовни — символ возрождения.

Фото автора.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page