О тех, кто на вахте

Хотела бы я, чтобы этот мой материал был о людях героических профессий, для которых вахта — достойное воплощение их профессиональных навыков и особенностей специальности. Но не о капитанах дальнего плавания я намерена рассказать, а всего лишь о провинциальных жителях, которые нынче, отчаявшись трудоустроиться по месту жительства, вынуждены кормить семью, работая вахтовым методом. ТАКИХ, как Сергей Зайцев, в Тутаеве много. Я бы даже сказала, очень много.

Хотела бы я, чтобы этот мой материал был о людях героических профессий, для которых вахта — достойное воплощение их профессиональных навыков и особенностей специальности. Но не о капитанах дальнего плавания я намерена рассказать, а всего лишь о провинциальных жителях, которые нынче, отчаявшись трудоустроиться по месту жительства, вынуждены кормить семью, работая вахтовым методом.

ТАКИХ, как Сергей Зайцев, в Тутаеве много. Я бы даже сказала, очень много. Строители, программисты, продавцы, таксисты, охранники, няни и домоправительницы — сотни трудолюбивых граждан каждые несколько недель отправляются за пределы Ярославской области, чтобы отстоять свою вахту. В основном — в Москве.

Сергей — электрогазосварщик шестого разряда. Себе цену знает очень хорошо. Недавно он несколько месяцев отработал на реконструкции Большого театра в Москве. Рассказывает, что стройку можно было бы считать истинно всенародной, поскольку там, как в далекие советские годы, собрались специалисты со всех бывших республик Советского Союза, если бы не одно обстоятельство.

Всяким фирмам и фирмочкам, подвизающимся хоть в таком, хоть в другом бизнесе, которые обеспечивают объекты рабочей силой, сегодня не нужен стабильный коллектив, ответственные, рукастые и даже просто непьющие кадры. Сойдут любые, потому что никто не нацелен на конечный результат. Как говорится, всех интересуют не длинные деньги, читай, качественная сдача в эксплуатацию строительного товара, а деньги короткие. Сейчас, быстро и много.

Разумеется, крайним в этих условиях остается работник, который особых прав при заключении договора не имеет и, как правило, получает не то, что обещано при устройстве на работу, а то, что ему захотят дать.

Многим, разумеется, такой расклад не по душе. Однако никто и не держит. Потому на подобных объектах текучка кадров, а люди, которые могли бы сделать свою работу качественно, вынуждены вновь и вновь искать себе новую вахту. Дома-то на рынке труда ничего не меняется.

Конечно, Сергей с сожалением говорит о том, что пришлось бросить на Большом. Я не очень понимаю особенности его работы, но верю, что уникальность реставрации Большого театра, когда ему приходилось работать на шестом уровне на монтаже таких конструкций, которые никто никогда не делал, могла бы здорово повысить его профессиональный уровень электрогазосварщика и, наверное, повысила, только кому он нужен, этот его высокий уровень? Судите сами, устроившись на работу в октябре прошлого года, первую зарплату он получил только в декабре, и совсем не ту, на которую рассчитывал.

Сейчас Сергей работает в другой фирме на другом объекте. Думаете, для него что-нибудь изменилось, руководство обрадовано, что он многое знает и умеет, и он начал получать за свой труд не копейки, а рубли? Так вы ошибаетесь. Ничем новым его очередная работа не отличается. Получается, что в стране сформировалась вполне ущербная система использования человеческого труда. В этой системе не имеет значения ни классность, ни опыт, ни личная ответственность. Любой может заменить любого. Пьющий — трезвенника, кустарь — профессионала, бездарь — талантливого специалиста.

Сергей не тоскует о прежних временах, когда трудовые приоритеты оценивались все-таки по-другому, но жалеет, что нашим детям, выросшим уже в другое время, вообще ничего неизвестно о том, что такое стабильная, качественная, достойная работа, нужная стране.

Если бы большинство современных предпринимателей были нацелены не на своевременное приобретение престижных машин и иже с ними, а на качество создаваемого продукта, наверное, наша страна сейчас бы не была такой жалкой при всем стремлении выглядеть могучей державой.

На мой взгляд, такие печальные мысли электрогазосварщиков, строителей, станочников и других людей рабочих профессий, которые остались невостребованными в мире, где столько нужно построить, произвести и создать — плохая примета нынешнего времени.

Татьяна ПРОХОРОВА.

На снимке: Сергей Зайцев.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page